Возбуждение исполнительного производства по алиментам

В каком порядке производится расчет размера задолженности по алиментам?

В соответствии с ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

За какой период времени возможно начисление задолженности по алиментам?

В соответствии с п. 1 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации расчет задолженности по алиментам за прошедший период на основании исполнительного документа производится судебным приставом-исполнителем в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к взысканию. В случае, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производились по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период неполучения алиментов взыскателем.

Каковы сроки предъявления исполнительных документов к исполнению?

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного документа к исполнению, вправе обратиться с заявлением в суд, вынесший решение о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено законом.

В каких случаях судебный пристав-исполнитель может ограничить выезд должника за пределы Российской Федерации?

При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Возможно ли обратить взыскание на имущество, принадлежащее жене должника?

В соответствии со ст. 45 Семейного кодекса Российской Федерации по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе в судебном порядке требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества, для обращения на нее взыскания.

Куда предъявлять исполнительный лист?

Поскольку Федеральная служба судебных приставов имеет довольно разветвленную структуру (так, в ее состав входят территориальные органы ФССП субъектов РФ, которые, в свою очередь, подразделяются на районные, межрайонные и специализированные отделы), возникает закономерный вопрос: а в какое именно территориальное подразделение следует обращаться взыскателю?

Законодательно этот вопрос решен следующим образом:

• Если должником является гражданин – обращаемся в отдел службы судебных приставов по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества;

• Если должником является организация — несем исполнительный лист в отдел службы судебных приставов по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала;

• Если должник обязан совершить какие-либо действия – предъявляем исполнительный лист в ОССП по месту совершения таких действий (ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дает взыскателю право в некоторых случаях действовать самостоятельно без обращения к приставам – исполнителям.

Например:

• если у вас есть информация о счетах должника, вы имеете право предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств непосредственно в банк (ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

• если исполнительный лист предусматривает взыскание периодических платежей или взыскание денежных средств, вы можете направить его непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Срок предъявления исполнительного документа истек, как его можно восстановить?

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Кем производится оценка арестованного имущества?

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, законом определен перечень имущества, для оценки которого судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

  • недвижимого имущества;

  • ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

  • имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

  • драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

  • коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

  • вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.

    Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласились с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. При этом, сторона исполнительного производства, оспаривающая

  • произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Что делать, если одна из сторон не согласна с произведенной оценкой?

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована в порядке подчиненности или оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Я заплатил больше, чем сумма задолженности. Как вернуть переплату?

При поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму. Для уточнения вам необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем, который ведет ваше исполнительное производство.

Должник сменил место работы и я теперь не получаю денег, что делать?

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Если отчисления с нового места работы не производятся, необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем для их восстановления.

В каких случаях должник может быть ограничен в специальных правах?

Судебный пристав-исполнитель принимает решение о временном ограничении на пользование должником специальным правом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя только по имеющемуся у должника специальному праву, при соблюдении следующих условий:

находящийся на исполнении исполнительный документ является судебным актом, либо выдан на основании судебного акта и содержит в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом;

сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного исполнительного производства) превышает 10 тыс. руб.;

В материалах исполнительного производства имеется информация об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», о возбуждении в отношении него исполнительного производства при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа (за исключением случаев объявления должника в розыск);

должник предупрежден в постановлении о возбуждении исполнительного производства о возможности установления в отношении него временных ограничений при неисполнении в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

Может ли быть ограничено право управлением транспортным средством, если для должника это является единственным источником доходов?

Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Срок предъявления исполнительного документа истек, как его можно восстановить?

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

В каких случаях судебный пристав-исполнитель может ограничить выезд должника за пределы Российской Федерации?

При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Кем производится оценка арестованного имущества?

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, законом определен перечень имущества, для оценки которого судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

недвижимого имущества;

ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.

Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласились с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. При этом, сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Что делать, если одна из сторон не согласна с произведенной оценкой?

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована в порядке подчиненности или оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Я заплатил больше, чем сумма задолженности. Как вернуть переплату?

При поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму. Для уточнения вам необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем, который ведет ваше исполнительное производство.

Вправе ли судебный пристав накладывать запрет на автотранспорт и недвижимое имущество, если имеется задолженность и должник принимает меры по ее погашению (например, производятся удержания из заработной платы)?

Да, вправе.

По смыслу положений ст. 64, ст. 80 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что наложение ареста на имущество должника является обеспечительной мерой в рамках возбужденного исполнительного производства, которое не может рассматриваться в качестве меры принудительного исполнения требований исполнительного документа. Пунктом 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящей статьей, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств должника и недвижимое имущество, как обеспечительные меры, не связанные с обращением взыскания на данное имущество, являются оправданными и не противоречат требованиям Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом указанные меры не препятствуют должнику пользоваться принадлежащем ему имуществом, не подразумевают изъятие транспортных средств у должника, их принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Запрет должнику на право распоряжаться принадлежащим ему имуществом не ограничивает его права пользоваться и владеть указанным имуществом.

Возможно ли снижение неустойки по алиментам?

Да. Снижение неустойки за просроченную выплату алиментов разрешено Конституционным судом в случае, если сумма несоразмерна задолженности.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой механизм возможен при наличии заслуживающих внимания обстоятельств

(в частности, связанных с оценкой реальных доходов алиментнообязанного лица в период образования задолженности и с учетом его обязанности содержать самого себя и других членов своей семьи, находящихся на его иждивении). Стоит отметить, решение о взыскании неустойки (ее снижении) принимается только судом.

Возможно ли задержание должника по исполнительному производству?

Задержание должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов стало возможным с 10 ноября 2017 со дня вступления в силу Федерального закона

№ 309-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наделяющего должностных лиц ФССП России правом по задержанию и доставлению должников по алиментам в целях осуществления производства по делу об административном правонарушении.

Вправе ли коллектор сообщать работодателю должника о наличии у последнего кредиторской задолженности?

Нет. Законом запрещено передавать третьим лицам (в том числе работодателю) персональные данные должника, сведения о наличии у него просроченной кредиторской задолженности и ее взыскания.

Вправе ли судебный пристав списать со счета в банке суммы, полученные должником в качестве алиментов, жилищных субсидий и т. д. ?

Статьей 101 Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, с каких доходов взыскание по долгам не производится. Это относится, в частности, к алиментам, пенсии по случаю потери кормильца, социальным выплатам отдельным категориям граждан (субсидии, выплаты на приобретение лекарств, участникам боевых действий и т. д.).

Банк, обслуживающий счет должника, не обязан устанавливать источник поступлений денежных средств на счета должника и в конечном результате производит списание по постановлению судебного пристава-исполнителя, которое для него обязательно для исполнения в пределах суммы, установленной в постановлении.

Судебный пристав-исполнитель, получив от должника сведения подтверждающие характер списанных денежных средств и обращение на них взыскания запрещено законом, незамедлительно обязан принять решение об отмене ранее вынесенного постановления об аресте и обращении взыскания на денежные средства; при наличии оснований произвести возврат списанных со счета должника денежных средств, имеющих специальный статус.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Управление организации исполнительного производства, рассмотрев обращение АРБ от 01.04.2014 N А-01/5-213, направляет информацию по вопросам, возникающим в деятельности кредитных организаций при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями при исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах.

Начальник Управления
организации исполнительного производства
Д.А.ФИРСТОВ

Приложение

Вопросы исполнения банками исполнительных документов, предъявленных к банковским счетам должников

1. Проводится ли какая-либо доработка проекта типового Соглашения об электронном документообороте между ФССП России и кредитными организациями? В какие сроки планируется ее завершение?

Все ли структурные подразделения территориальных органов ФССП России имеют техническую возможность электронного документооборота с банками?

ФССП России проводится активная работа по построению межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде с кредитными организациями как на федеральном, так и на региональном уровне.

При подготовке проекта типового соглашения о порядке электронного документооборота ФССП России не остаются без внимания замечания и предложения кредитных организаций.

В настоящее время проект нового типового соглашения о порядке электронного документооборота находится на доработке.

Подписание указанного соглашения между ФССП России и кредитными организациями будет осуществляться после его размещения на официальном сайте ФССП России.

Техническую возможность электронного документооборота с кредитными организациями на сегодняшний день имеют все структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

2. Исключает ли наличие соглашения об электронном документообороте получение запросов/постановлений структурных подразделений территориальных органов ФССП России на бумажном носителе?

Обязаны ли банки давать ответ по запросам/постановлениям, поступившим на бумажном носителе, если ранее аналогичный запрос/постановление поступили в электронном виде (дублирование одного и того же запроса в электронном и бумажном виде)?

В кредитные организации поступают разными письмами абсолютно идентичные постановления из службы судебных приставов (то есть совпадают номера, дата, сумма, номер исполнительного производства, Ф.И.О. пристава), но в разные даты (например, первый раз документ поступил, 15 февраля, а затем еще раз — 11 марта).

Должна ли кредитная организация принимать второй поступивший документ к исполнению?

Порядок электронного документооборота, предусмотренный положениями проекта типового соглашения, не исключает возможность направления документов на бумажном носителе, в случаях, предусмотренных указанным соглашением.

Повторное направление в Банк запросов судебными приставами-исполнителями может осуществляться в связи с отсутствием подтверждений Банка об их получении в электронном виде.

Также дублирование запросов может быть связано с некорректными настройками функционала «Автоматическое формирование запросов» ПК ОСП.

В этой связи, кредитным организациям необходимо представлять информацию на запросы и постановления судебных приставов-исполнителей, поступивших повторно на бумажном носителе в сроки, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.

Обращаем внимание, что указанные даты в «примере» могут свидетельствовать о несвоевременном представлении кредитной организацией информации по запросу судебного пристава-исполнителя. При продолжительном отсутствии информации судебный пристав-исполнитель обязан повторно направлять соответствующие запросы на предмет проверки имущественного положения должника.

3. В связи с увеличивающимся поступлением в банки поддельных исполнительных документов, в том числе, поддельных постановлений судебных приставов-исполнителей об обращении взыскания на денежные средства, возникает вопрос: есть ли порядок выдачи ФССП России документа о том, что постановление не существует (является поддельным)?

Правомерен ли возврат без исполнения исполнительного документа, если по истечении срока, указанного в ч. 6 ст. 70 Закона, взыскателем или судебным приставом-исполнителем не были представлены документы или сведения по запросу Банка?

Проблемы некорректного отражения информации в информационной системе ФССП России «Банк данных исполнительных производств» кто и каким образом отвечает за добросовестность открытых сведений в данной информационной системе?

В случае получения кредитными организациями постановлений, вынесенных судебным приставом-исполнителем, вызывающих сомнение в их подлинности, необходимо обращаться в соответствующий территориальный орган ФССП России.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» кредитные организации в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), вправе задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности, но не более чем на семь дней.

В соответствии со статьей 6.1 Закона ФССП России ведется банк данных исполнительных производств в электронном виде, который размещен на официальном сайте ФССП России.

В банке данных исполнительных производств можно получить информацию о наличии возбужденных исполнительных производств в отношении физических, так и юридических лиц, в том числе оконченных с актом о невозможности взыскания.

В соответствии с приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 «Об утверждении Порядка банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов» сведения (документы) вносятся в банк данных Федеральной службой судебных приставов по месту их получения (формирования), в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

Работники, отвечающие за формирование номенклатурного дела, обязаны обеспечить идентичность введенных в банк данных сведений (документов), а также несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации.

4. Правомерно ли поступают банки, отказывая в принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о розыске счетов должника и наложении ареста в порядке ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не содержащих сумму ареста?

В случае, если на денежные средства на счете был наложен арест, правомерно ли поступают банки, отказывая в принятии к исполнению постановлений об обращении взыскания на денежные средства до поступления распоряжения от судебного пристава-исполнителя?

Вправе ли банк не принимать к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств, если в нем не указан номер счета/номер счетов.

Можно ли банку снять арест со счета клиента (наложенный на основании и постановления о розыске счетов и наложении ареста) в случае, если в течение длительного времени (более 6 месяцев) по исполнительному производству, в рамках которого наложен арест, не поступает постановление об обращении взыскания на арестованные денежные средства/снятии ареста/окончании исполнительного производства?

В случае поступления на принудительное исполнение в отношении одного должника нескольких исполнительных документов судебный пристав-исполнитель принимает меры принудительного исполнения в рамках каждого исполнительного производства. При этом в банк или иную кредитную организацию направляется постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на средства, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемой в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 81 Закона кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 4 статьи 81 Закона на основании информации кредитной организации незамедлительно принимает меры по снятию ареста с денежных средств должника, излишне арестованных кредитной организацией.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 70 Закона при наличии нескольких открытых счетов должника в постановлении об обращении взыскания на денежные средства судебным приставом-исполнителем указывается, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

Кроме того, при отсутствии денежных средств на счете должника либо их недостаточности кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем (часть 6 статьи 81 Закона).

5. Обязан ли банк представлять выписки по счетам клиента на основании требования, содержащегося в постановлении о наложении ареста на денежные средства, при условии, что на постановлении отсутствует разрешение старшего судебного пристава или его заместителя (ч. ч. 8, 9 ст. 69 Закона)?

Правомерен ли отказ банков в принятии к исполнению запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей, содержащих «косую черту» над должностью судебного пристава-исполнителя или старшего судебного пристава?

Положения действующего законодательства об исполнительном производстве не предусматривают необходимость утверждения постановления о наложении ареста на денежные средства начальником отдела — страшим судебным приставом либо его заместителем.

Соответственно, банки обязаны исполнять постановление о наложении ареста на денежные средства.

6. Правомерен ли отказ банка в принятии к исполнению запросов судебных приставов-исполнителей по счету и вкладам клиентов в отношении проводимых предварительных проверок по подозрению должников в совершении преступлений, если в запросе отсутствует ссылка на номер уголовного дела либо на номер исполнительного производства?

Как банком исполнять запросы судебных приставов-исполнителей о массовом розыске счетов клиентов, когда в одном запросе указано очень много счетов и установлен срок для исполнения, зачастую очень короткий? Поскольку поиск ведется вручную, установленные сроки заведомо нереальны. Нередко в одном запросе указано очень много счетов (порой свыше одной тысячи).

Возможно ли ограничить размер одного запроса (например, производить запрос не более чем по 30 производствам)?

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Отсутствие в запросе информации о номере уголовного дела либо номере исполнительного производства не является основанием для отказа в рассмотрении запроса.

При этом количество направляемых судебным приставом-исполнителем запросов о розыске счетов должника определяется исключительна необходимостью осуществления указанного розыска.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона банки и иные кредитные организации обязаны представлять сведения по запросу судебного пристава-исполнителя в течение семи дней со дня получения запроса.

Общие вопросы участия банков в исполнительных производствах в качестве взыскателей

1. По исполнительным листам, сумма задолженности в которых указана в иностранной валюте, судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительное производство исключительно в рублях, ссылаясь на то, что разработанная ФССП России компьютерная программа не позволяет выносить постановление в иностранной валюте. В результате банки-взыскатели, с учетом изменения курса иностранных валют, недополучают присужденные судом денежные средства. Будет ли ФССП России запланирована доработка программы, чтобы судебные приставы-исполнители имели возможность выносить постановления о возбуждении исполнительного производства в строгом соответствии с указанной в исполнительном листе иностранной валютой (хотя бы в долларах США и евро)?

Законодательством об исполнительном производстве предусмотрен отдельный порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте (статья 72 Закона).

В частности, судебным приставом-исполнителем выносится постановление об обязании кредитной организации, в которой находятся денежные средства должника в иностранной валюте, перечислить денежные средства по официальному курсу, установленному кредитной организацией на день купли-продажи на депозитный счет подразделения судебных приставов или на счет взыскателя.

При отсутствии такого курса купля-продажа иностранной валюты осуществляется по официальному курсу, установленному Банком России.

2. Проблемы параллельного ведения двух сводных исполнительных производств в разных подразделениях Службы судебных приставов: каковы критерии для сводного исполнительного производства?

Банк, являясь должником по решению суда, на основании постановлений о возбуждении исполнительного производства в отношении Банка, направляет в службу судебных приставов денежные средства в счет погашения задолженности в адрес конкретных взыскателей.

Однако поступившие от Банка на депозитный счет службы денежные средства судебный пристав-исполнитель направляет в адрес других взыскателей Банка, по которым в адрес Банка не направлялись постановления о возбуждении исполнительного производства.

Правомерны ли действия службы судебных приставов, судебных приставов-исполнителей?

Несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденные в отношении одного должника, а также в пользу одного взыскателя на основании статьи 34 Закона объединяются в сводное исполнительное производство.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, по ним ведется сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.

Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

При этом в соответствии со статьей 111 Закона в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в порядке очередности, предусмотренной указанной статьей.

3. Возбуждение исполнительных производств территориальными управлениями ФССП России (УФССП), а не районными отделами У ФССП: есть ли особенности возбуждения исполнительных производств управлениями (сроки, порядок производства)?

Есть случаи, когда исполнительное производство возбуждается в подразделении ФССП России, заведомо не соответствующем требованиям ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» (например, по территориальному признаку). Законодательство не содержит последствий возбуждения исполнительного производства в заведомо не соответствующем требованиям ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» подразделений.

Должно ли постановление о возбуждении исполнительного производства в этом случае является недействительным?

Какие действия следует предпринять должнику?

Какие меры предпринимаются для предотвращения подобной практики?

В соответствии со статьей 33 Закона исполнительный документ подлежит исполнению в отношении должника-гражданина по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества, в отношении должника-организации — по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительное производство возбуждается по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Одновременно с этим законодательством об исполнительном производстве предусмотрен механизм передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов по месту обнаружения имущества должника, места жительства должника, места его пребывания.

4. Проблемы затягивания судебными приставами-исполнителями немедленного исполнения исполнительных документов о принятии мер по обеспечению иска в связи с отсутствием определенности лица, которому возможно оставить имущество на ответственное хранение.

Каким образом должен действовать банк в таких обстоятельствах по отношению к ФССП?

Как относится ФССП к идее о предоставлении возможности взыскателю получать на хранение арестованное недвижимое имущество должника?

В случае наложения ареста на имущество в качестве обеспечительной меры исполнительные действия определяются не судебным приставом-исполнителем, а судом и заключаются исключительно в запрете распоряжения имуществом. Ограничение права пользования имуществом с передачей арестованного имущества под охрану или на хранение иному лицу устанавливается также по решению суда.

Передача на хранение взыскателю объекта недвижимого имущества в рамах исполнительного производства о наложении ареста в обеспечение иска возможна при наличии соответствующего судебного решения.

Так, в соответствии с пунктом 33 Пленума Высшего Арбитражного суда от 29.04.2010 N 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество, суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры, в частности запретить ответчику распоряжаться и/или пользоваться спорным имуществом (арест), запретить государственному регистратору изменять запись ЕГРП о праве на это имущество, передать спорное имущество на хранение другому лицу в соответствии с пунктом 3 статьи 926 ГК РФ (судебный секвестр).

Вопросы обращения взыскания на заложенное имущество

1. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации любое видоизменение заложенной недвижимости (в том числе, не отраженные в ЕГРП реконструкции) не влечет прекращения залога (п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2005 N 90)

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве» при реализации имущества должника на торгах к постановлению Судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются, в том числе, «документы, характеризующие объект недвижимости».

В связи с чем возникает ряд вопросов, (реализация)

Положения порядка, утвержденного Приказом ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 определяют общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом и не содержат (п. 2.3) определенного перечня документов, необходимых для организации реализации объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 89 Закона, при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости.

В случае, если на момент ареста и передачи заложенных объектов на реализацию, залогодатель, пренебрегая положениями договора, предусматривающего его обязанность не производить перепланировку, переустройство, реконструкцию без письменного согласия залогодержателя, произвел какие-либо изменения предмета ипотеки, фактически имеющаяся техническая документация не характеризует объект недвижимости.

Если параметры имущества (иные технические характеристики) на момент обращения взыскания не соответствуют данным, указанным в исполнительном документе, считаем целесообразным направление судебным приставом-исполнителем в орган, выдавший исполнительный документ, заявления о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Трудности доказывания в судебном процессе правомерности действий и риски оспаривания результатов торгов при обращении взыскания на измененный предмет ипотеки, не исключены.

В этой связи заслуживает внимания принятое по делу N А82-5242/2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 (оставленное без изменений Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2011 по делу N А82-5242/2009). Указанным решением подтвержден довод суда первой инстанции о нераспространении обременения в виде залога на реконструированный предмет ипотеки (дополнительно образовавшиеся в результате реконструкции здания площади). В результате, в соответствии с решением суда, в удовлетворении исковых требований об обращении взыскания на дополнительно образовавшиеся площади и вновь созданные объекты, несмотря на нахождение указанной недвижимости на одном земельном участке, отказано.

В целях минимизации рисков, связанных с расхождением параметров объекта недвижимости с данными правоустанавливающих документов, необходимо усиление мер по мониторингу (проверке состояния и условий хранения заложенного имущества (343 ГК РФ)), а также по надлежащей проверке объектов и документов при принятии решения о заключении договора ипотеки со стороны залогодержателей (банков).

Поскольку противоречивость судебной практики при рассмотрении конкретных дел имеет место, полагаем, что решение поставленного АРБ вопроса требует детальной проработки, в том числе в рамках деятельности экспертов рабочей группы АРБ.

2. Из п. 8 ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя производить переоценку имущества, если с даты последней оценки прошло более 6 месяцев.

При этом исполнительное производство при оспаривании результатов оценки подлежит обязательному приостановлению (п. 1 ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Процедура оспаривания может занять более 6 мес.

Необходима ли переоценка, если 6 мес. истекают посте проведения первых торгов?

Можно ли детализировать процедуру переоценки, указав, что переоценка проводится только в случае, если на момент истечения срока действия не были назначены первые торги, а после проведения первых торгов переоценка имущества не проводится?

В случае, если шестимесячный срок действия оценки истекает после объявления публичной оферты (дата размещения информационного сообщения печатном издании), представленной при проведении первых торгов, необходимости проведения повторной оценки при передаче имущества на торги, не имеется.

При затягивании сторонами процедуры оспаривания результатов оценки одним из вариантов решения данной проблемы может служить ходатайство заинтересованной стороны об установлении в судебном порядке начальной цены продажи арестованного имущества должника.

Необходимость изменения законодательства

1. Законодательством об исполнительном производстве не урегулирован вопрос о том, считается ли должник извещенным о совершении исполнительных действий, если уведомление возвращено за истечением срока хранения. В результате на практике возникает множество спорных вопросов о том, считается ли должник извещенным о совершении исполнительных действий.

В настоящее время Законом вопрос об установлении порядка надлежащего извещения должника в случае возврата уведомления за истечением срока хранения в достаточной степени регламентирован (с учетом внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» изменений).

2. На сегодняшний день кажутся излишними полномочиями старшего судебного пристава по утверждению запросов судебного пристава-исполнителя в регистрирующие органы и банки.

Поддержит ли ФССП России внесение соответствующих изменений в законодательство?

Полагаем, что таким образом осуществляется дополнительный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя в части направления запросов в регистрирующие органы и в этом случае могут быть исключены факты ущемления прав должника.

3. В настоящее время имеется противоречивая практика по возможности обращения взыскания на предмет залога взыскателями, не являющимися залогодержателями. В этой связи считает ли ФССП России внесение изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве» относительно более четкой регламентации прав взыскателей, не являющихся залогодержателями, на обращение взыскания на имущество должников, в частности, недвижимость, если данное имущество обременено залогом в пользу третьих лиц.

Действительно, практика обращения взыскания на заложенное имущество в пользу взыскателей, не являющихся залогодержателями, складывается неоднозначно.

Изменения статьи 80 Закона (часть 3.1), определили приоритетность требований, обеспеченных залогом. Вместе с тем системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что ни Закон, ни специальные законы о залоге, не исключают возможность обращения взыскания на заложенное имущество по требованиям третьих лиц, не обеспеченным залогом этого имущества.

При условии, что стоимость заложенного имущества превышает сумму обеспеченного залогом требования и обращение на него взыскания может удовлетворить совокупный размер требований большинства кредиторов, в том числе не являющихся залогодержателями, применение на практике положений части 3.1 статьи 80 Закона предусматривающей запрет наложения ареста на заложенное имущество в целях обеспечения иска взыскателя, не имеющего преимущества перед залогодержателем, может привести к нарушению прав кредиторов, требования которых не обеспечены залогом имущества,

Изменения, вступающие в силу 01.07.2014, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 21.12.2013 N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (абзац 2 части 2 статьи 347), в соответствии с которыми залогодержатель вправе требовать освобождения заложенного имущества от ареста (исключения его из описи) в связи с обращением на него взыскания в порядке исполнительного производства, косвенно подтверждают данную позицию, поскольку определяют способ защиты нарушенного права.

В этой связи необходимость рассмотрения вопроса о более четкой регламентации прав взыскателей, не являющихся залогодержателями, а также механизма обращения взыскания на имущество рассматриваемой категории на законодательном уровне, не вызывает сомнений.

Иные вопросы

1. В настоящее время в ФССП России по причинам чрезмерной нагрузки на судебного пристава-исполнителя происходит текучка кадров. Вследствие этого очень снижается эффективность работы ведомства: например, теряются дела, значительно увеличиваются сроки производства.

В целях повышения эффективности работы территориальных органов ФССП России в настоящее время осуществляется внедрение электронного документооборота с уполномоченными органами, кредитными организациями, регистрирующими органами в части обмена информацией об имущественном положении должника.

Вместе с тем, с органами Федеральной налоговой службы осуществляется обмен информации в электронном виде по направлению постановлений налогового органа на принудительное исполнение и процессуальных документов, вынесенных судебным приставом-исполнителем.

Так, автоматизированная информационная система ФССП России позволяет реализовать безбумажный документооборот.

Кроме того, необходимо отметить новеллы законодательства об исполнительном производстве. В частности Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусмотрено вынесение судебными приставами-исполнителями постановлений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем, в ФССП России создан и функционирует программный комплекс АИС ФССП России, в который входит ряд подсистем, позволяющие автоматизировать все сферы деятельности ФССП России.

Автоматизация деятельности территориальных органов ФССП России способствует повышению качества и снижению сроков исполнения судебных решений и иных актов.

2. В настоящее время в приемные дни в ФССП России нет электронной очереди и норматива времени на прием одного посетителя. Это приводит к снижению эффективности и конфликтам. Есть ли планы по внедрению практики, аналогичной той, которая применяется в налоговых органах?

Управлением информационных технологий разработан сервис «Электронная очередь записи на личный прием» (далее — Сервис) к должностным лицам ФССП России через официальный интернет-сайт ФССП России.

Сервис позволяет гражданам направить посредством официального интернет-сайта ФССП России заявку на личный прием к должностным лицам аппарата управления и отделов судебных приставов территориального органа ФССП России, с указанием удобного для него (гражданина) времени.

Работник аппарата управления территориального органа ФССП России, ответственный за запись на личный прием, может подтвердить заявку, изменить время личного приема или должностное лицо, осуществляющее личный прием, или отклонить заявку. Информация о подтверждении, изменении или отклонении заявки на личный прием передается автоматически по электронной почте гражданину.

В настоящее время опытная эксплуатация Сервиса проводится на базе управлений ФССП России по Владимирской и Нижегородской областям.

В
адрес:

от:
адрес:
телефон:
адрес электронной почты:

Заявление
о возбуждении исполнительного производства на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов

Прошу возбудить исполнительное производство на основании соглашения об уплате алиментов от , удостоверенного нотариусом , в отношении .

В целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований прошу наложить арест на имущество и временно, до исполнения им требований, содержащихся в исполнительном документе, ограничить выезд из Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Приложение:

1) соглашение об уплате алиментов от .

Примечание. В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

12. каких случаях не допускается непосредственное взаимодействие с должником?
Непосредственное взаимодействие с должником не допускается:
1) со дня признания обоснованным заявления о признании должника-гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;
2) с момента получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что должник:
является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;
находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;
является инвалидом первой группы;
является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).
13. Кто может совершать действия по возврату просроченной задолженности в отношении физического лица?
Действия по возврату просроченной задолженности вправе осуществлять кредитор, в том числе новый кредитор при переходе к нему прав требования, и профессиональный коллектор (юридическое лицо, включенное в государственный реестр).
Новый кредитор, к которому перешло право требования, возникшее из договора потребительского кредита (займа), вправе осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, путем личных встреч и телефонных переговоров, а также путем направления телеграфных, текстовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, только если такой новый кредитор является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, за исключением случаев, когда должник ранее отказался от взаимодействия в установленном Федеральным законом № 230-ФЗ порядке.
14. Где можно ознакомиться с реестром профессиональных коллекторов?
С государственным реестром юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://fssp.gov.ru/gosreestr_jurlic/
15. Может ли должник отказаться от взаимодействия с кредитором или профессиональным коллектором?
Должник не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения денежного обязательства вправе направить кредитору или профессиональному коллектору, действующему в его интересах, заявление об отказе от взаимодействия.
Форма указанного заявления утверждена приказом ФССП России от 28.12.2016 № 822
16. Куда может быть подана жалоба на неправомерные действия кредитора или профессионального коллектора при взыскании просроченной задолженности (превышение допустимого количества звонков; осуществление взаимодействия в ночное время; поступление угроз причинен
Жалоба на нарушение требований Федерального закона № 230-ФЗ может быть подана в Федеральную службу судебных приставов.
Жалоба о незаконной обработке персональных данных (распространении сведений) может быть подана в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Заявление по факту поступления угроз причинения вреда жизни и здоровью, причинения материального ущерба может быть подано в органы внутренних дел.
17. Как вести себя, если Вы имеете просроченное денежное обязательство и кредитор или профессиональный коллектор начал осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности?
После заключения кредитного договора (договора потребительского займа) сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, в период исполнения договора и в течение 3 лет после возврата долга. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
В случае, если кредитор или профессиональный коллектор начали осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности, не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО, контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы. В случае, если кредитор, по Вашему мнению, нарушает Ваши права, фиксируйте беседу (при помощи аудио – и видеотехники). Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору сотовой связи за детализацией звонков, содержащей время звонков, номера абонентов. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью.