Возмещение затрат работнику

Возмещение расходов сотруднику без выдачи подотчета

Когда оформляется авансовый отчет

Как оформить возмещение расходов сотруднику и избежать налоговых рисков

Возмещение расходов по командировке

Ограничения по возмещению расходов сотрудникам

Бухучет возмещения расходов сотруднику

Итоги

Когда оформляется авансовый отчет

Согласно п. 6.3 указания Банка России о ведении кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У авансовый отчет составляется в случае, когда сотруднику на покупку чего-либо для нужд фирмы были выданы деньги заранее под отчет. Выдача денег должна происходить на основании расходного кассового ордера, который составляется при наличии заявления от подотчетника, одобренного руководителем или на основании распорядительного документа (приказа, распоряжения) руководителя компании (или ИП). В заявлении (или распорядительном документе) должны быть указаны сумма и срок использования денежных средств.

Авансовый отчет, в свою очередь, подается сотрудником в бухгалтерию в течение 3 дней после крайней даты срока. Далее проводится его проверка и утверждение руководителем.

Если ваш сотрудник, получив средства в подотчет, не отчитался, то такая выплата считается его доходом. Нужно ли облагать ее НДФЛ разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам.

Сколько времени нужно хранить авансовые отчеты, узнайте .

Таким образом, если сотрудник сначала купил товар, а потом потребовал возмещения расходов, оформлять авансовый отчет в качестве оправдательного документа некорректно, поскольку этого сотрудника уже нельзя назвать подотчетным лицом.

Также отметим, что сотрудник может использовать личные средства для оплаты каких-либо покупок, в которых нуждается компания, а также имеет право на возмещение этих расходов, поскольку в законодательстве не имеется запретов на подобные операции. Но важно корректно оформить такие взаимоотношения документально.

Как оформить возмещение расходов сотруднику и избежать налоговых рисков

В организации должно иметься общее распоряжение о возможности совершения таких покупок сотрудниками. Это может быть приказ, в котором указаны лица или должности, которые могут совершать покупки от лица организации. Или можно включить такой пункт в учетную политику, кадровую политику или политику обращения денежных средств. В этих же внутренних актах можно описать и правила документооборота для ситуации, являющейся темой статьи. Эти правила организация устанавливает самостоятельно. Ниже мы дадим некоторые рекомендации, которые могут помочь при выборе оформления операции возмещения расходов сотруднику без подотчета.

Поскольку при покупке товара за собственные средства для рабочих целей сотрудник, можно сказать, выступает от имени организации, то в соответствии с п. 1 ст. 183 ГК РФ необходимо составить документы, которыми будет закреплено, что организация одобрила такую сделку. Такими документами могут быть:

  1. Заявление работника о возмещении расходов, одобренное руководителем.
  2. Отчет об израсходованных средствах с прикрепленными к нему документами на покупку и оплату (товарный чек, накладная, счет-фактура и т. д.).
  3. Приказ от имени руководителя о возмещении расходов сотрудника.

Шаблоны этих документов организация должна разработать собственными силами (п. 4 ст. 9 закона №402-ФЗ).

Также хорошим способом избежать придирок налоговиков в части входящего НДС, признания расходов по налогу на прибыль может быть дополнительное оформление доверенностей ряду сотрудников на внезапные покупки от имени организации. Для дорогостоящих покупок стоит позаботиться о том, чтобы продавец на основании доверенности выписал первичные документы на имя организации, а не сотрудника.

О содержании и структуре доверенности по ф. М-2 узнайте .

Однако чаще всего спонтанные покупки для рабочих нужд сотрудники делают на небольшие суммы. Это могут быть канцтовары, какие-то расходные материалы для бытовых нужд, оплата мелких хозяйственных услуг. Поэтому налоговые риски в этих случаях чаще всего несущественны. Чтобы не провоцировать вопросы налоговых органов, стоит избегать подобных ситуаций и заботиться о выдаче денежных средств сотрудникам под отчет заранее.

Кроме того, под внимание проверяющих может попасть и сам сотрудник, ведь у них может возникнуть желание признать компенсацию расходов доходом физического лица. Однако это неправомерно, поскольку сотрудник не имеет при свершении такой операции никакой экономической выгоды. Письмо Минфина РФ от 08.04.2010 № 03-04-06/3-65 подтверждает тот факт, что компенсация денег, которые сотрудник потратил для нужд организации, не влечет возникновения налоговой базы для НДФЛ.

О вопросах, интересующих налоговые органы при проверке расчетов с подотчетниками, читайте в статье «Налоговая проверка расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Возмещение расходов по командировке

Также часто возникают ситуации, когда сотрудник направляется в командировку без выдачи подотчетных сумм, а по возвращении получает возмещение своих расходов. В таком случае мы придерживаемся той же стратегии, то есть не считаем такого сотрудника подотчетным лицом, и отчитываться он должен не по авансовому отчету, а по указанному в предыдущей части статьи отчету об израсходованных средствах. Так, в п. 26 положения о командировках, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, говорится об авансовом отчете как о документе, подтверждающем использование денег, выданных заранее до поездки. Кстати, не стоит забывать о включении в отчет суточных за каждый день командировки. Возмещение суточных гарантирует ст. 168 ТК РФ. К отчету об израсходованных средствах прикладывается заявление на возмещение расходов, далее издается приказ руководителя на возмещение.

Узнайте как возместить работнику расходы в иностранной валюте по загранкомандировке, получив бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.

В настоящее время все унифицированные формы не являются обязательными (п. 4 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для составления формы отчета об израсходованных средствах можно модифицировать форму авансового отчета АО-1.

Скачать форму отчета вы можете у нас на сайте — см. .

Ограничения по возмещению расходов сотрудникам

В силу п. 2 указания Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У выручка организации, полученная наличными в кассу, может быть потрачена только на определенные нужды:

  • социальные выплаты и зарплата;
  • выплата страховых возмещений;
  • на личные нужды ИП;
  • оплата товаров, работ, услуг;
  • выдача денег под отчет;
  • выдача денег за возвращенные товары, оплаченные наличными;
  • выплаты банковским платежным агентом.

Поэтому для возмещения расходов сотрудникам следует использовать иной источник денежных средств или специально снять деньги со счета либо перевести их на банковскую карту сотрудника.

Схемы мошенничества по пластиковым картам и способы борьбы с ними описаны .

Возмещения, о которых мы говорим в статье, не попадают под выдачу денег под отчет, поскольку, как уже было изложено ранее, деньги выдаются постфактум. Кроме того, пункт «Оплата товаров, работ, услуг» также не может быть применим, так как деньги отдаются не представителю поставщика.

Рассмотрим также вопрос о лимитах расчетов наличными. Согласно п. 5 указания № 3073-У расчеты между физлицами и организациями могут осуществляться на любую сумму. Ограничение в 100 тыс. руб. вводится п. 6 этого же указания для юридических лиц и ИП. Однако когда мы говорим о взаимодействии сотрудника с юридическим лицом при покупке чего-либо для нужд работодателя, то сотрудник выступает представителем своей организации. Не зря мы упоминаем о доверенности как о документе, который может помочь избежать споров с налоговиками при принятии расходов для целей налога на прибыль, а также при вычете входящего НДС. Поэтому при совершении покупки от имени организации должен также соблюдаться лимит в 100 тыс. руб.

Подробнее о том, какую сумму можно выдать под отчет, см. в этой статье.

Бухучет возмещения расходов сотруднику

После того как сотрудник получил одобрение расходов от руководителя и представил все оправдательные документы, операция должна быть отражена на счетах бухучета. Как уже было установлено выше, возмещение расходов при невыдаче аванса нельзя назвать расчетами с подотчетными лицами, поэтому счет 71 использовать не следует. В плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, следующим по порядку идет счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Его-то и предлагается использовать в описываемой ситуации:

Дт 10, 20, 26, 44 Кт 73 — оприходованы товары, работы услуги, оплаченные сотрудником;

Дт 19 Кт 73 — принят к учету входящий НДС;

Дт 73 Кт 50 — возмещены из кассы понесенные сотрудником расходы.

Итоги

При организации учета подобных нестандартных операций следует принимать во внимание и их существенность. Если в организации было пару случаев покупки, например, канцтоваров без получения аванса и потраченная сумма незначительна, стоит задуматься, эквивалентна ли стоимость времени бухгалтера на организацию документооборота для этих операций сумме возможной ошибки. Если же, напротив, такие операции являются особенностью деятельности компании или их сумма значительна, то стоит придерживаться всех рекомендаций оформления, данных в нашей статье. Также хотим отметить, что сотрудникам лучше избегать покупок для нужд организации на собственные средства, дабы не было разногласий в части одобрения или неодобрения расходов руководством, а также для уверенности при налоговых проверках.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Почему выгодно платить работнику компенсацию?

Приходили ли вы когда-нибудь на работу со своим ноутбуком? А может, отвозили срочный заказ покупателю на личном авто? Или распечатывали деловые письма на домашнем принтере? Если вы делали это с согласия работодателя, то Вам положена

компенсация!

В случае, когда работник использует для служебных целей что-то свое и работодатель об этом знает и не возражает, работодатель обязан платить работнику компенсацию за использование личного имущества.

Не исключено, что заработная плата покрывает все издержки, и претензий со стороны сотрудника нет, но требование закона нужно выполнить и компенсацию из суммы заработной платы выделить.

Хорошая новость в том, что это выгодно, ведь компенсация позволит уменьшить страховые взносы.

В чем выгода?

Компенсация за использование личного имущества в служебных целях не облагается:

Налогом на доходы физических лиц (13% от заработной платы для резидентов и 30% для нерезидентов)

Страховыми взносами на пенсионное, социальное и медицинское страхование (30% от заработной платы, при отсутствии права на пониженный тариф)

Взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида деятельности)

Законодательство

Выплата компенсации работнику за использование и износ инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, а также возмещение расходов связанных с их использованием – это обязанность работодателя (Трудовой Кодекс, статья 188 ).

Поэтому доходы работника классифицируются как установленные действующим законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, и не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Не облагаются НДФЛ: Налоговый кодекс, статья 217, пункт 3

Не облагаются страховыми: Налоговый кодекс, статья 422, пункт 1, подпункт 2, абзац 10

Не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев: Федеральный закон №125-ФЗ от 24.07.98, статья 20.2, пункт 1, подпункт 2, абзац 13

Сколько платить?

Работодатель и работник договариваются о размере компенсации по обоюдному согласию , в законодательстве на эту тему указаний нет.

В 2017 году действует всего одна норма о предельном размере компенсации за использование легкового авто или мотоцикла, которую можно учесть для целей налога на прибыль . Постановление Правительства №92 от 08.02.02:

Нормы расходов на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов:

Легковые автомобили с объемом двигателя до 2000 куб.см – 1200 руб. в месяц, свыше 2000 куб.см – 1500 руб. в месяц, мотоциклы – 600 руб. в месяц.

Работодатель с работником могут договориться и о большем размере компенсации за авто, при этом превышение лимита будет выплачено за счет чистой прибыли.

Обоснование суммы

Ежемесячная компенсация рассчитывается по формуле:

Рыночная стоимость /срок использования в месяцах

Чтобы избежать споров с налоговыми органами, установленная сумма компенсации должна быть обоснована .

Для обоснования суммы нужно составить расчет в произвольной форме, в котором будут указаны: рыночная стоимость имущества, срок полезного использования, и каким образом они были определены .

Рыночную стоимость можно определить на основании:

1. Документов о покупке

2. Стоимости аналогичного имущества на рынке

3. Соглашения сторон

Определить срок полезного использования личного имущества можно следующими способами:

1. На основании технической документации

2. По классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.02

3. По соглашению сторон

Если имущество не новое, то при определении стоимости и срока нужно учесть износ.

Пример расчета:

Мастер-отделочник договорился с руководителем, что он будет использовать на объекте свой личный станок для резки керамической плитки. Станок приобретался год назад за 30 тысяч, срок полезного использования станка по технической документации — 3 года.

Стоимость с учетом износа: 20000 рублей (30000/3*2)

Оставшийся срок полезного использования: 24 месяца

Размер ежемесячной компенсации: 20000/24 = 833 руб

Как оформить?

1. Заявление работника

+копии документов на приобретение

2. Приказ руководителя о назначении компенсации

+ расчет суммы

+ дополнительные документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах организации (например, если речь идет о компенсации за использование личного автомобиля, это может быть копия трудового договора, в котором предусмотрен разъездной характер работы)

3. Трудовой договор

Отражать в трудовом договоре сумму компенсации и размер возмещения расходов – обязательно (статья 188 ТК РФ).

Если трудовой договор уже заключен ранее, то необходимо заключить дополнительное соглашение.

В типовой форме трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ №858 от 27.08.16, размер компенсации указывается в пункте 14 б.

При использовании в интересах работодателя техники, на которую устанавливается программное обеспечение: личных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, — проинструктируйте работника о правилах использования лицензионных программ и внесите это в трудовой договор. В целях выполнения трудовых функций, работник обязан использовать только лицензионное программное обеспечение, предназначенное для использования в коммерческих целях .

Сегодня мы рассмотрели, как уменьшить страховые взносы с заработной платы и при этом выполнить требования трудового законодательства, а через неделю Вас ждет следующая статья из серии » Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году «.

Позднякова Елена,

Эксперт по подбору бухгалтеров

КА «Финвер»