Возврат НДФЛ в справке 2 НДФЛ

Налоговые агенты представляют в ИФНС форму 2-НДФЛ в двух случаях: в общем порядке — не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом, и при невозможности удержать налог. Кроме того, справка по форме 2-НДФЛ должна быть представлена налоговым агентом налогоплательщику — физическому лицу по его требованию. В конце прошлого года, вслед за изменениями в законодательстве, налоговая служба обновила формы отчетности по НДФЛ, изменив в том числе и привычную форму 2-НДФЛ. Наши рекомендации помогут налоговым агентам не только проверить, а при необходимости и уточнить уже сданную отчетность, но и корректно оформлять справки в будущем.

Порядок заполнения новой справки прописан достаточно детально. Но жизнь постоянно преподносит бухгалтерам такие «сюрпризы», которые отразить в отчетности оказывается затруднительно.

Заполнение справки: переходные моменты

Начнем с вопросов заполнения справки. Ведь неверные сведения в этом документе грозят организации штрафом в 500 руб. за каждую некорректную справку (ст. 126.1 НК РФ).

Много затруднений вызывают так называемые «переходные» выплаты. Они хотя и возникают только раз в году, но являются причиной постоянной головной боли бухгалтера. Как же правильно заполнять справку по выплатам, начисленным в 2015 г., а фактически выплаченным в 2016-м?

Однако и здесь есть нюанс: данное положение не распространяется на заработную плату, выплачиваемую с нарушением сроков, установленных трудовым законодательством (письмо ФНС России от 07.10.2013 № БС-4-11/17931@). И если, например, в январе была выплачена заработная плата не за декабрь 2015 г., а за более ранние периоды, она считается доходом 2016 г. А значит, попадет в справку за 2016 г. Хотя на практике налоговые органы не возражают против включения такой выплаты (в части заработной платы за 2015 г.) в справку за 2015 г., если фактическая выплата произошла до представления соответствующей отчетности.

В отношении же выплат по гражданско-правовым договорам переходные правила вообще не применяются. По общему правилу датой фактического получения дохода в денежной форме признается день его выплаты либо перечисления на счета налогоплательщика в банках (счета третьих лиц по поручению налогоплательщика). Об этом говорится в подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ. И если, например, арендная плата за декабрь 2015 г. была выплачена в январе или феврале 2016 г., это доход 2016 г. Поэтому в Сведения по форме 2-НДФЛ, предоставляемые за 2015 г., данные о начисленной, но не выплаченной в этом году арендной плате включать было не нужно.

Зарплатные нюансы

Перейдем теперь к стандартным начислениям. Здесь трудности с отражением сведений в справке могут возникать в различных ситуациях. Например, если по итогам года обнаружились излишне удержанные суммы.

Возврат НДФЛ штатным работникам: общий порядок

Проиллюстрируем эту ситуацию на примере.

Предположим, в организации с февраля по май работала сотрудница — мать троих детей. Соответственно, она ежемесячно могла получать вычет в размере 5800 руб. (по 1400 руб. на первого и второго ребенка и 3000 руб. — на третьего). В феврале она получила доход 800 руб., в марте — 12 000 руб., в апреле и мае — по 2000 руб. В результате на дату увольнения сумма вычетов оказалась больше полученного дохода. Но из-за неравномерности распределения дохода по месяцам в марте НДФЛ был удержан. И эта сумма, соответственно, стала излишне удержанной. Посмотрим, как все это должно быть отражено в справке.

Сразу скажем, что порядок отражения зависит от того, когда будет произведен возврат излишне удержанной суммы.

Дело в том, что в соответствии с Порядком заполнения Раздела 5 Справки 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) в поле «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» указывается не возвращенная налоговым агентом излишне удержанная сумма налога. То есть данное поле заполняется, когда на момент подачи справки показатель в поле «Сумма налога исчисленная» меньше, чем в поле «Сумма налога удержанная».

Из системного толкования указанного Порядка заполнения Раздела 5 Справки 2-НДФЛ следует, что если в течение года проводились корректировки удержанных сумм, в том числе возврат излишне удержанного налога налогоплательщику, в справку, составляемую по итогам данного налогового периода, попадают уже скорректированные суммы. А значит, если излишне удержанная в марте сумма НДФЛ была возвращена налогоплательщику в 2015 г., в справку 2-НДФЛ должны были попасть уже скорректированные данные.

В этом случае справка должна была быть заполнена следующим образом. В Разделе 4 в поле «Сумма вычета» по соответствующим кодам (114, 115, 116) нужно было указать суммы стандартного налогового вычета, предоставленные на первого, второго и третьего ребенка в феврале — мае. Общая сумма вычета в силу п. 3 ст. 210 НК РФ не может превышать суммы дохода, поэтому в справке нужно было указать 16 800. Далее, в Разделе 5 в поле «Общая сумма дохода» нужно было указать общую сумму начисленного и фактически полученного дохода без учета вычетов, указанных в Разделах 3 и 4. То есть в рассматриваемом случае — 16 800.

В поле «Налоговая база» указывается налоговая база, с которой исчислен налог. Показатель, указываемый в данном поле, соответствует сумме дохода, отраженной в поле «Общая сумма дохода», уменьшенной на сумму вычетов, отраженных в разделах 3 и 4. В рассматриваемом случае он равен нулю. В полях «Сумма налога исчисленная», «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная» и «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» также должен был быть указан ноль.

Аналогичным образом заполняется справка, если возврат излишне удержанного НДФЛ производился в 2016 г., но до того момента, как организация представила в ИФНС справки за 2015 г.

Если же возврат излишне удержанного налога будет проходить в 2016 г. уже после представления справки 2-НДФЛ, то в справку бухгалтер должен будет внести фактические данные, то есть указать излишне удержанный налог. Поэтому Раздел 5 будет заполнен иначе: в поле «Общая сумма дохода» также будет указано 16 800. В поле «Налоговая база» будет стоять ноль. В поле «Сумма налога исчисленная» будет отражена сумма НДФЛ по мартовской зарплате, она же попадет в поля «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная» и «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

И самое главное: после возврата налога нужно будет подать в ИФНС новую (корректирующую) справку 2-НДФЛ, в которой уже не будет излишне удержанного налога, а суммы НДФЛ, исчисленная, удержанная и перечисленная, будут равны нулю (см. Общие требования к порядку заполнения формы справки, утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, и письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-3/15317).

Возвращаем налог работникам на патенте

Излишне удержанные суммы могут возникать не только из-за вычетов, но и из-за того, что в организации работают сотрудники на патенте. Причем, суммы переплат тут могут быть значительными из-за того, что уведомление о возможности зачета было получено из ИФНС с задержкой.

Напомним, НК РФ говорит, что налог, излишне удержанный у физлица, возвращается за счет «общего котла», то есть НДФЛ, удержанного у других сотрудников организации (п. 1 ст. 231 НК РФ). В этой связи возникает вопрос: а как такой возврат отразится в справках тех сотрудников, за счет НДФЛ которых возмещена переплата? Что писать в поле «Сумма налога перечисленная», если НДФЛ в бюджет не ушел, а попал фактически на счет иностранного сотрудника?

На самом деле, действующий Порядок заполнения справки 2-НДФЛ не делает различий между суммами, перечисленными налоговым агентом в бюджет, и суммами, перечисленными в порядке ст. 231 НК РФ на банковский счет, указанный в заявлении о возврате излишне удержанного налога. Обе суммы относятся к перечисленным. При этом ни в самой справке, ни в Порядке ее заполнения нет уточнения, что речь идет именно о перечислении в бюджет.

Таким образом, можно констатировать, что для целей отчетности по НДФЛ возвращенные за счет «общего котла» суммы НДФЛ также признаются перечисленными и отражаются в Разделе 5 справки в общем порядке. Проще говоря, никаких искажений в справках тех сотрудников, чей НДФЛ фактически был перечислен не в бюджет, а на счет другого физлица в счет излишне удержанной суммы налога, не будет.

С работниками, трудящимися на основании патента, связана и еще одна проблема. Для них в справке предусмотрен отдельный статус — 6. Но одновременно многие из них являются и налоговыми резидентами РФ, так как отработали в России более полугода. А для резидентов, как известно, установлен другой статус — 1. Как совместить эти два статуса в справке?

Для ответа обратимся к Порядку заполнения Раздела 2 «Данные о физическом лице — получателе дохода» справки 2-НДФЛ. Там указано, что если в налоговом периоде налогоплательщик является налоговым резидентом Российской Федерации, то указывается цифра 1. А дальше — в скобках — дается примечание: кроме налогоплательщиков, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Получается, что «патентные» работники являются своеобразным исключением: вне зависимости от наличия у них резидентства в справке они всегда фигурируют под кодом 6. Это правило применимо в том числе и в ситуации, когда работник устроился на работу, уже будучи резидентом, и какое-то время работал без патента (например, по разрешению на работу, выданному ранее), а позднее в течение года получил патент. Ведь статус налогоплательщика определяется по состоянию на конец года, за который налоговый агент подает справку 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1305). При увольнении работника до окончания года его статус определяется на дату увольнения.

Дистанционные работники из других стран: какие выплаты облагаются

Наконец, еще одна ситуация, с которой иногда приходится сталкиваться бухгалтерам, — оформление на дистанционную работу сотрудников из других стран.

Заработная плата таких сотрудников НДФЛ не облагается, поскольку вознаграждение за выполнение работ для российской компании с территории другого государства относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

В то же время, отпускные таким вознаграждением не являются, ведь это не плата за труд, а сохраненный средний заработок. Следовательно, такие выплаты, получаемые от российской организации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и на основании ст. 209 НК РФ подлежат налогообложению в Российской Федерации (письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18203).

Соответственно при выплате данной суммы российская организация признается налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ), обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ. И как следствие, обязана вести учет выплаченного дохода и представлять в налоговый орган сведения о нем (п. 1 и. 2 ст. 230 НК РФ).

Получается, что по дистанционным иностранным сотрудникам организация также должна представить в налоговые органы сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком 1). При этом в справке указываются только суммы выплаченных отпускных. Суммы заработной платы, как не облагаемые НДФЛ, в форме 2-НДФЛ не указываются, отдельная справка с признаком 2 по ним также не подается.

Отражаем дивиденды

Отдельно стоит сказать о дивидендах.

Начнем с того, что представлять справки 2-НДФЛ на физлиц, которым выплачены дивиденды, должны только общества с ограниченной ответственностью. Акционерные общества отражают НДФЛ с дивидендов, выплаченных физлицам, в декларации по налогу на прибыль (п. 2, 4 ст. 230 НК РФ, письмо ФНС России от 02.02.2015 № БС-4-11/1443@).

ООО сумму выплаченных дивидендов отражают в разделе 3 справки с указанием ставки налога — 13%. Доход в виде выплачиваемого дивиденда всегда отражается в справке 2-НДФЛ за тот год, в котором проводилась фактическая выплата дивидендов. Сумма дивидендов указывается полностью, без уменьшения на сумму удержанного налога. Код дохода для дивидендов — 1010. При этом если при расчете НДФЛ организация учитывала дивиденды, полученные от других организаций (п. 2 ст. 210, п. 5 ст. 275 НК РФ), в той же строке в Разделе 3 справки, где указана сумма дивидендов, нужно указать сумму вычета с кодом 601. То есть по дивидендам вычеты отражаются также в Разделе 3. Обратите на это внимание!

Есть и еще один проблемный момент, связанный с дивидендами.

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные налоговыми резидентами в виде дивидендов, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%. Но при этом согласно п. 3 ст. 226 НК РФ налоговая база по ним считается отдельно и не входит в налоговую базу, определяемую нарастающим итогом по другим доходам, облагаемым по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

В результате, если получатель дивидендов одновременно является сотрудником этой организации, то НДФЛ по дивидендам нужно считать отдельно, а по заработной плате — отдельно. Однако Порядок заполнения справки 2-НДФЛ никак не регулирует эту ситуацию: непонятно, нужно ли заполнять по дивидендам отдельные Разделы 3 и 5 или данные доходы указываются в совокупности с иными, облагаемыми по ставке 13%.

Считаем, что в данной ситуации налогоплательщик может самостоятельно решить, как заполнять справку 2-НДФЛ. Можно указать все суммы в одном Разделе 3 и Разделе 5. А можно заполнить два разных Раздела 3 и 5 в отношении доходов в виде зарплаты и в отношении доходов в виде дивидендов, ведь Порядок заполнения формы 2-НДФЛ не содержит прямого запрета на оформление отдельных Разделов 3 и 5 в отношении доходов, облагаемых по одной ставке, но в отношении которых различается порядок расчета налоговой базы (нарастающим итогом или отдельно по каждой сумме).

Заметим, что второй вариант предпочтительнее еще и потому, что он устраняет возможное расхождение в суммах, возникающее при суммировании из-за округлений. Дело в том, что в силу п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога всегда определяется в полных рублях, путем округления, при котором сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. В результате этого округления сумма НДФЛ, рассчитанная отдельно с дивидендов и с заработной платы, может не сходиться с суммой НДФЛ, рассчитанной с общего дохода.

Пример

Заработная плата сотрудника ООО за год составила 257 942 руб., НДФЛ исчисленный, удержанный и перечисленный — 33 532 руб.

Дивиденды, выплаченные сотруднику, одновременно являющемуся участником ООО, составили 35 593 руб.. НДФЛ исчисленный, удержанный и перечисленный — 4627 руб.

В результате получаем, что в Разделе 5 общая сумма дохода — 293 535 руб., а НДФЛ — 38 159 руб. Но эта сумма очевидно не совпадает с той, которую мы получим, если возьмем 13% от общей суммы дохода, указанной в Разделе 5. Из-за округления в бюджет оказывается «недоплачен» 1 руб.

Однако, на наш взгляд, заложенный в Налоговом кодексе механизм расчета НДФЛ прямо предполагает возможность расхождения на результат округления сумм налога, исчисленного с каждой отдельной суммы, и суммы налога, исчисленной с валового дохода за налоговый период. Поэтому в данном случае у налогового агента отсутствует сумма неудержанного налога, то есть в соответствующем поле «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» Раздела 5 необходимо поставить 0. Тем более что ни НК РФ, ни Порядок заполнения формы 2-НДФЛ не содержат требования о том, чтобы сумма в поле «Сумма налога исчисленная» Раздела 5 соответствовала произведению суммы, указанной в поле «Налоговая база» Раздела 5 и налоговой ставки.

Выбираем инспекцию

Следующий блок сложных ситуаций, которые возникают на практике, связан с тем, в какой именно налоговый орган необходимо представлять сведения по форме 2-НДФЛ. И надо отметить, что здесь часть проблем напрямую связана с некорректной работой законодателя.

Особенности для крупнейших

Так, законодатели, изменяя и конкретизируя Порядок представления сведений, установленный в п. 2 ст. 230 НК РФ, судя по всему, допустили техническую ошибку, в результате которой в норму о порядке сдачи справок крупнейшими налогоплательщиками попала часть текста, вообще не относящаяся к этой категории налоговых агентов. В результате совершенно не ясно, куда данная категория налоговых агентов должна представлять справки.

По нашему мнению, смысл нормы заключается в том, что данная категория налоговых агентов вправе выбирать, куда подавать отчетность в отношении доходов работников обособленных подразделений, а также физических лиц по договорам гражданско-правового характера, заключенным с обособленными подразделениями: по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо по месту нахождения обособленного подразделения.

Приведенный вывод подтверждается письмом ФНС России от 01.02.2016 № БС-4-11/1395@. Однако в нем дается существенная корректировка.

По мнению ФНС, предоставленное налоговому агенту, отнесенному к категории крупнейших налогоплательщиков, право выбора порядка представления справок 2-НДФЛ не предусматривает возможности одновременного представления таких документов в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в налоговый орган по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению вне зависимости от того, производятся ли указанные выплаты организацией или обособленным подразделением.

То есть «крупнейшие» должны по всем доходам, выплачиваемым работникам как организацией, так и ее обособленным подразделением, представлять справки 2-НДФЛ либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению.

Правила для ИП на спецрежимах

Еще одна недоработка законодателя — порядок представления отчетности предпринимателями, работающими на специальных режимах налогообложения. Здесь проблема следующая.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют справку 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета. Но далее в п. 2 ст. 230 НК РФ содержатся нормы, фактически конкретизирующие понятие «место учета» для различных категорий налогоплательщиков.

Так, согласно абз. 6 п. 2 ст. 230 НК РФ для налоговых агентов — индивидуальных предпринимателей, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, указано, что они представляют сведения в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

В тоже время, какой-либо оговорки, что речь идет только о НДФЛ, удержанном с доходов лиц, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, в НК РФ нет.

Получается, что предприниматель, совмещающий ЕНВД (или ПСН) с другими режимами налогообложения, должен представлять отчетность в отношении всех наемных работников (занятых как в деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, либо УСН, так и облагаемой в рамках ЕНВД/ПСН) исключительно в налоговый орган по месту учета в качестве плательщика ЕНВД.

Если организация переехала

И в заключение этого блока рассмотрим порядок представления справок 2-НДФЛ организациями, которые в течение года «переезжали» из одной ИФНС в другую. Им нужно обратить внимание на то, как в Порядке заполнения справки 2-НДФЛ зафиксированы правила заполнения полей «Код по ОКТМО», «ИНН» и «КПП» Раздела 1 справки.

Так, в части кода ОКТМО Порядок требует указывать код муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации. А в полях «ИНН» и «КПП» для налоговых агентов — организаций указывается идентификационный номер налогового агента (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. В случае если форма Справки заполняется организацией, имеющей обособленные подразделения, в данном поле после ИНН указывается КПП по месту нахождения организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Из приведенных положений становится очевидно, что при смене «прописки» организации представлять несколько справок (в старую и новую ИФНС) не требуется. Ведь представление двух справок о доходах по одному физическому лицу с разными КПП и кодами ОКТМО возможно только в случае его работы в нескольких обособленных подразделениях организации или в организации и в ее обособленном подразделении в течение налогового периода. Соответственно, при смене места нахождения организации сведения о доходах физических лиц нужно представить в налоговый орган только по месту нового учета. Сведения подаются за весь истекший налоговый период в целом. При этом организация — налоговый агент указывает новые (действующие на момент сдачи справки) КПП в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и ОКТМО (письмо Минфина России от 19.11.2015 № 03-04-06/66956).

Самодостаточен ли признак 2?

Как и прежде, справка 2-НДФЛ предназначена не только для информирования налоговых органов о суммах дохода, исчисленного и удержанного налоговым агентом по НДФЛ. У этого документа есть и вторая ипостась: информирование о невозможности удержания НДФЛ. В этом случае в налоговые органы справка представляется с признаком 2.

В 2015 г. произошли изменения в Налоговом кодексе РФ — законодатели изменили сроки представления таких справок.

Теперь в п. 5 ст. 226 НК РФ сказано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Однако, как это, к сожалению, часто бывает, изменив одну статью, законодатели забыли про аналогичную норму, содержащуюся в другой статье Кодекса.

Так, изменения не затронули подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, который содержит норму, обязывающую агента письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. То есть здесь по-прежнему остался месячный срок на сообщение (который ранее был синхронизирован со ст. 226 НК РФ), однако формулировка нормы — пусть и незначительно, но отличается от той, что содержится в ст. 226 НК РФ. Выходит, что ст. 24 и 226 НК РФ формально устанавливают разные обязанности налогового агента. И теперь налоговый агент должен оценивать ситуацию в каждом конкретном случае, чтобы определить срок представления сообщения о невозможности удержать НДФЛ.

Так, если с лицом, которому выплачен доход, отсутствуют какие-либо договорные отношения, предусматривающие в текущем году выплату денежных средств в его пользу, сообщение подается в срок, указанный в ст. 24 НК РФ, а точнее, в течение месяца со дня выплаты дохода. Если же есть документально подтвержденная вероятность выплаты денежных доходов (например, рамочный договор), срок на уведомление налогового органа отодвигается на март следующего года, как это предусмотрено п. 5 ст. 226 НК РФ.

Но это не единственная ловушка, поджидающая бухгалтера при предоставлении справок с признаком 2.

Так, многие считают, что такие справки самодостаточны и, представив их, повторно подавать сведения по форме 2-НДФЛ в общеустановленные сроки (до 1 апреля) уже не нужно. Однако это не так. Не позднее 1 апреля в налоговый орган по месту учета нужно представить сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 1, включающие в том числе и информацию о выплатах, по которым НДФЛ не был удержан вследствие невозможности удержания и по которым ранее были представлены справки с признаком 2 (письма Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363 и от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).

Работник попросил справку

Помимо отчетности в ИФНС, справка 2-НДФЛ может выдаваться и сотрудникам по их запросу. И тут тоже, как ни странно, могут возникать затруднительные ситуации. Например, сколько справок выдать сотруднику, который в течение года работал в нескольких подразделениях организации (или в организации и обособленном подразделении)?

Здесь нужно исходить из следующего. Обязанность налоговых агентов выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога предусмотрена п. 3 ст. 230 НК РФ. Справки выдаются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ для этих целей утверждена форма 2-НДФЛ. Соответственно, в случае выдачи справки физическому лицу по его заявлению она все равно должна оформляться в соответствии с Порядком, утвержденным ФНС России, то есть справка должна быть подготовлена в том же порядке, что и при предоставлении в налоговую инспекцию.

В соответствии с разделом III Порядка в поле «Код по ОКТМО» Раздела 1 справки 2-НДФЛ указывается код муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации. В случае если форма справки заполняется организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «ИНН и КПП» Раздела 1 справки после ИНН указывается КПП по месту нахождения организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Таким образом, Порядок заполнения справки предусматривает раздельное указание сведений о доходах, выплаченных разными обособленными подразделениями организации. Возможности «свести» данную информацию в одну справку, выдаваемую от лица головного офиса организации, Порядок не содержит.

Контролирующие органы также указывают, что если в течение года сотрудник работал как в обособленном подразделении, так и в головном офисе организации, сведения о доходах такого работника должны подаваться соответственно по месту учета обособленного подразделения и по месту нахождения головного офиса организации (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55, ФНС России от 14.10.2010 № ШС-37-3/13344). То есть оформляются две отдельные справки. Аналогичный подход, на наш взгляд, применим и в ситуации, когда сотрудник в течение года работал в нескольких обособленных подразделениях.

Так что сотруднику, который в течение года работал в нескольких подразделениях (головной организации и подразделении), нужно оформить и выдать несколько справок.

Как оформить справку в случае реорганизации

Трудности возникают и в организациях, прошедших реорганизацию или переименование, если сотрудники просят справку за период до реорганизации (переименования).

При составлении справки в этом случае нужно учитывать, что документ всегда оформляется тем налоговым агентом, к которому обращается налогоплательщик, и по той форме, которая действует на момент обращения (см. письмо ФНС России от 14.06.2006 № 04-1-04/317). Соответственно, поскольку при реорганизации происходит правопреемство организаций, то организация-правопреемник от своего имени вправе выдать сотруднику справку, в том числе и за период до реорганизации.

Оформление справки при смене наименования компании

Схожим образом решается вопрос и при смене наименования организации. В этом случае ИНН у организации — налогового агента остается прежним. А значит, смены налогового агента в данном случае не происходит. Поэтому в рассматриваемой ситуации при получении заявления физического лица о предоставлении сведений о полученных им доходах и удержанных суммах налога налоговый агент оформляет справку по действующей форме 2-НДФЛ, указывая в Разделе 1 данные о налоговом агенте по состоянию на дату обращения. При этом ИНН и КПП указываются согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, сокращенное наименование (в случае отсутствия — полное наименование) организации — согласно ее учредительным документам (см. Порядок заполнения Раздела 1 «Данные о налоговом агенте» формы 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@).

Ответ:

Вернуть уплаченный работодателем НДФЛ можно, заявив в налоговой инспекции налоговые вычеты по НДФЛ.

Подробный ответ:

Из каждой суммы выплачиваемой зарплаты (премий и т.п.) работодатель удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ по ставке 13%. Однако в ряде случаев работник может вернуть сумму удержанного работодателем за календарный год налога себе на счет. Это возможно в случае, если работник имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ.

Самый большой по сумме вычет – имущественный (пп. 3 и 4 п. 1, п.п.3 и 4 ст. 220 НК РФ). Он положен любому человеку один раз в жизни при покупке квартиры, комнаты, жилого дома, земельного участка для строительства жилого дома. Причем, если квартира или дом приобретаются без отделки, то в состав вычета можно включить и расходы на отделку. При такой покупке можно вернуть уплаченный работодателем в бюджет НДФЛ в размере до 260 тыс. руб. (т.е. сумма расходов, которые учитываются в качестве вычета, составляет не более 2 млн руб.). Однако если для оплаты недвижимости привлекается ипотека или целевой заем (например, от работодателя), то дополнительно можно вернуть налог в размере до 390 тыс. руб. (максимальная сумма уплаченных процентов, учитываемых в качестве вычета – 3 млн руб.). Таким образом, при приобретении жилой недвижимости в ипотеку можно вернуть из бюджета НДФЛ в размере до 650 тыс. руб. Понятно, что такая сумма налога вряд ли накопится за 1 год, поэтому возвращать налог можно ежегодно в размере уплаченной работодателем в бюджет суммы до тех пор, пока сумма возвращенного налога нарастающим итогом не достигнет 650 тыс. руб.

Что касается социальных налоговых вычетов (ст. 219 НК РФ), то они гораздо меньше по сумме и не могут переноситься на следующий год. Т.е., если вы потратите за календарный год, скажем, на обучение, больше, чем лимит вычета, то оплата обучения сверх лимита никогда не будет учтена для возврата НДФЛ. В целом общая сумма социальных вычетов за год не может быть более 120 тыс. руб. Сверх этой суммы можно учесть расходы на обучение ребенка (не более 50 000 руб. в год на обоих родителей), а также расходы на дорогостоящее лечение (сумма таких расходов не ограничена). Таким образом, социальные налоговые вычеты помогут вернуть не более 15,6 тыс. руб. НДФЛ на счет.

Самыми популярными видами социальных вычетов являются:

Для возврата НДФЛ необходимо иметь документы, подтверждающие заявленные вычеты. Для каждого вида вычета нужны свои документы. Например, для имущественного вычета потребуются договор купли-продажи жилой недвижимости (договор долевого участия), платежные документы и т.п. Для социального вычета на обучение – договор на обучение с лицензированным учебным заведением и платежные документы. Для социального вычета на лечение – договор на лечение с лицензированным медицинским учреждением, платежные документы, специальная справка, оформляемая медицинским учреждением и т.п.

Получить вычеты проще всего подав в свою налоговую инспекцию по окончании года декларацию 3-НДФЛ с приложением к ней подтверждающих заявляемые вычеты документов. Этот вариант удобен тем, что подать документы можно в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС www.nalog.ru. Там же оформляется заявление на возврат налога, после чего остается лишь ждать окончания проверки декларации и, непосредственно, возврата налога на счет, что занимает около 4 месяцев с даты подачи декларации.

Чтобы получить налог побыстрее, не дожидаясь окончания года, можно оформить в налоговой инспекции уведомление о праве на вычет. Такое уведомление надо представить работодателю, который перестанет удерживать до конца текущего года из вашей зарплаты налог.

Практически каждый человек, получающий зарплату, видит разницу между начисленными средствами и тем, что он получает непосредственно на руки. Ровно 13% списывается с заработной платы в качестве подоходного налога. Но существуют способы компенсировать хотя бы часть этого налога.

В РФ действует закон, согласно которому определенные расходы гражданина могут компенсироваться за счет возврата подоходного налога в размере 13% от официальной заработной платы. Это обеспечивает экономию.

Когда можно вернуть налог 13% НДФЛ

  • Возврат налога может быть осуществлен в ситуации, если налог по каким-то причинам был начислен в большей сумме по месту вашего трудоустройства. Другими словами, вы имели законное право на возврат 13% НДФЛ, но налоговый сбор все равно был удержан из заработной платы. Произойти это могло, если:
    • в бухгалтерии по месту вашего трудоустройства была допущена ошибка;
    • вы не предоставили в бухгалтерии необходимый пакет документов, подтверждающий ваше право на снижение налоговой нагрузки по подоходному налогу (речь идет о стандартных вычетах, указанных в ст. 218 НК РФ).

В таких ситуациях подоходный налог возвращается через бухгалтерию на вашем предприятии.

  • В течение года у вас были расходы, которые позволяют вам вернуть подоходный налог с части израсходованных средств или полной их суммы. Получить вычеты вы сможете, если:
    • в течение года купили землю или жилую недвижимость (об этом сказано в пп. 3 и 4 ст. 220 НК РФ);
    • имели определенные расходы, связанные с обучением или лечением (это регламентировано пп. 2 и 3 ст. 219 НК РФ).

Возврат 13% НДФЛ в этих ситуациях осуществляется непосредственно органом ФСН после проверки обратившегося налогоплательщика на право получить подобный вычет. Сам вычет вы сможете получать по месту вашего трудоустройства после получения от Налоговой службы соответствующего уведомления или же оформить получение вычета через ФНС в конце года, в течение которого у вас возникли указанные выше расходы.

  • Получить право не платить подоходный налог гражданин РФ также может в том случае, если он в течение года сделал дополнительные вложения в пенсионные накопления. Вернуть 13% НДФЛ в такой ситуации можно только в ФНС.

Как сделать возврат подоходного налога на детей

Подать заявление на возврат 13% НДФЛ может по месту своего трудоустройства оба родителя или опекуна в том случае, если:

  • ваша семья пополнилась в текущем году;
  • у вас в семье есть ребенок-инвалид (или несколько таких детей);
  • ваш ребенок в возрасте от 18 до 24 лет получает высшее образование на платной основе.

Родитель также может претендовать на «двойной” детский вычет в том случае, если он растит ребенка в одиночку (и тому есть документальное подтверждение) или второй родитель откажется в письменном заявлении от получения налогового вычета.

Если в течение года вы не получали налоговые вычеты на детей, в конце года вам необходимо обратиться в орган ФНС, чтобы вернуть 13% НДФЛ в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ. В налоговую инспекцию предоставляют справки о доходах по форме 2-НДФЛ с мест вашего трудоустройства, декларация о доходах по форме 3-НДФЛ, а также необходимые документы на детей (справки об инвалидности, справки с мест учебы, свидетельства о рождении и пр.).

Возврат подоходного налога по месту вашего трудоустройства осуществляется в течение 3 месяцев с даты подачи соответствующего заявления. Органы ФНС, если заявление на возврат 13% НДФЛ вы подали в налоговую инспекцию, в течение 3 месяцев осуществляют проверку поданной вами декларации и только потом в течение месяца делают соответствующие выплаты в виде одного полного платежа.

Переплата налога на доходы физлиц в бюджет может возникнуть по разным причинам. Но независимо от того, из-за чего она образовалась, основная сложность при ее возврате заключается в том, что организация не считается плательщиком этого налога. Она выступает в качестве налогового агента. А плательщиками являются сотрудники организации, получающие от нее доход.

Поэтому процедура возврата НДФЛ из бюджета строго регламентирована и отличается от общего порядка возврата налогов. Зачет переплаты по НДФЛ тоже сопряжен с трудностями – сделать это удастся не всегда. Обо всем по порядку – в нашей статье.

Когда возникает переплата

Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться в двух случаях.

Первый случай. Организация удержала из дохода сотрудника больше положенного. Например – из-за того, что бухгалтер неправильно рассчитал облагаемую базу или неверно применил вычеты по НДФЛ, либо работник не вовремя представил в бухгалтерию подтверждающие документы на вычет, и т.п. Эту же (излишне удержанную) сумму и заплатили в бюджет. В данном случае речь идет об излишне удержанном НДФЛ из доходов налогоплательщика.

Второй случай. Организация рассчитала и удержала НДФЛ правильно. Но в бюджет перечислила больше, чем нужно. Это может произойти, например:

  • из-за ошибки бухгалтера при оформлении платежного поручения на уплату налога;
  • из-за того, что налог заплатили раньше срока (до того, как выплатили работникам доход и удержали из него НДФЛ). В этом случае получается, что возникает переплата за счет собственных средств организации, а не налогоплательщика.

Как вернуть переплаченный налог

Порядок возврата налога зависит от того, по какой причине возникла переплата.

Ситуация 1. Переплата НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов сотрудника.

Правила возврата НДФЛ в этой ситуации установлены статьей 231 НК РФ. Алгоритм действий – следующий.

Обнаружив излишне удержанный налог, организация обязана сообщить об этом сотруднику в течение 10 дней (п.1 ст. 231 НК РФ). Форма и способ сообщения о наличии переплаты по НДФЛ законодательством не предусмотрены. Поэтому налоговый агент вправе направить налогоплательщику сообщение в произвольной форме. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112.

Выявить излишне удержанный налог работник может и самостоятельно.

Независимо от того, кто обнаружил переплату (бухгалтер или сотрудник), работник пишет на имя руководителя организации заявление на возврат НДФЛ. Именно этот документ и будет являться основанием для возврата налога. Составить его можно в произвольной форме. Например, так:

Переплату по НДФЛ организация должна перечислить сотруднику в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Основание – пункт 1 статьи 231 НК РФ. Здесь нужно обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, излишне удержанную сумму НДФЛ можно только перечислить на банковский счет работника – возвращать налог наличными нельзя (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем это правило действует независимо от того, какой порядок выплаты зарплаты установлен в организации – наличными из кассы или «безналом» на карты сотрудников.

Во-вторых, нужно строго соблюдать сроки возврата излишне удержанного налога работнику. Если в течение положенного срока (трех месяцев) организация не вернет сотруднику переплату, то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Статья 231 НК РФ четко устанавливает источники, за счет которых можно вернуть НДФЛ сотруднику. А именно – это предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же работника, у которого излишне удержали налог;
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация выступает налоговым агентом.

Пример 1

Бухгалтер по ошибке излишне удержал НДФЛ с выплат менеджеру Степанову за август 2019 года. Сумма излишне удержанного налога составила 1300 руб. Ошибка была обнаружена в сентябре 2019 года. Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников организации за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Степановым в заявлении на возврат излишне удержанного НДФЛ.

И только если указанных платежей недостаточно для того, чтобы вернуть НДФЛ налогоплательщику в положенный срок, организация обращается в налоговую инспекцию за возвратом налога из бюджета (п.1 ст. 231 НК РФ). Для этого в ИФНС нужно подать заявление о возврате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8). Представить документ в инспекцию необходимо в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

К заявлению нужно приложить:

  • выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
  • копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
  • копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
  • данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога.

В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в общем порядке, который установлен статьей 78 НК РФ.

Так, решение о возврате переплаты (или отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 дней:

  • со дня получения заявления от организации, если сверка расчетов с бюджетом не проводилась;
  • со дня подписания акта сверки, если сверка была.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 НК РФ.

Известить организацию о своем решении (согласии на возврат или отказе) инспекция обязана в течение 5 дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ожидая поступления средств из бюджета на свой расчетный счет, организация – налоговый агент вправе вернуть сотруднику излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п.1 ст. 231 НК РФ).

Ситуация 2. Переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что организация перечислила в бюджет налог в большей сумме, чем положено. При этом налог с доходов сотрудников был рассчитан и удержан верно.

В данном случае переплаченные в бюджет деньги можно вернуть на банковский счет организации.

Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8). К нему нужно приложить платежное поручение на уплату налога и выписку из регистра по НДФЛ. Эти документы подтвердят, что лишние суммы были уплачены в бюджет.

Такой вывод следует из статьи 78 НК РФ и письма Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-05/77502.

Получив комплект документов, ИФНС будет возвращать переплату по общей процедуре, которая прописана в статье 78 НК РФ.
Правда, здесь может возникнуть одна сложность.

Она связана с тем, что НДФЛ работодатель платит не за себя, а за своих сотрудников. Именно они являются налогоплательщиками, а организация выступает как налоговый агент.

Обязанность перечислить НДФЛ в бюджет появляется у налогового агента только после того, как налог был удержан из доходов налогоплательщика. И только в пределах той суммы, которая была фактически удержана. А удержать сумму налога можно лишь при фактической выдаче зарплаты из кассы или при переводе на банковский счет сотрудника (письма Минфина от 13.02.2019 № 03-04-06/8932, от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).

Перечислять налог в бюджет за счет собственных средств налоговые агенты не вправе. Делать это прямо запрещает пункт 9 статьи 226 НК РФ.

Вот и получается, что раньше, чем организация выплатила доход, перечислить НДФЛ в бюджет невозможно. Поэтому, если налоговый агент заплатил налог в бюджет больше, чем удержал, или перечислил НДФЛ раньше срока, налоговые инспекторы не считают такие суммы ни авансовым платежом, ни излишне уплаченным налогом. Они рассматривают их как ошибочный платеж.

Такой вывод следует, в частности, из Письма ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

По этим причинам, как показывает практика, некоторые инспекции не принимают утвержденную форму заявления на возврат налога. В этом случае, чтобы вернуть переплату по НДФЛ, можно заполнить заявление в произвольной форме. Например, так:

Когда можно зачесть переплату по НДФЛ

НДФЛ является федеральным налогом.

По общему правилу, переплату по федеральному налогу можно зачесть:

  • в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) по другим федеральным налогам;
  • в счет предстоящих платежей по тому же или другим федеральным налогам.

Основание – статья 78 НК РФ.

Однако и здесь есть нюансы.

Если переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов налогоплательщиков, то зачесть такую переплату в счет других федеральных налогов (например, НДС или налога на прибыль) не получится. Чиновники считают, что нельзя зачесть переплату, которую организация излишне удержала у налогоплательщика в качестве налогового агента, в счет обязательств по тем налогам, которые она платит как налогоплательщик. Об этом сказано, в частности, в Письме Минфина от 22.01.2018 № 03-02-07/1/3224.

Таким образом, в данной ситуации возможен единственный выход – возвращать излишне удержанный НДФЛ по процедуре, которая установлена статьей 231 НК РФ (она была рассмотрена выше).

Если организация без ошибок исчислила и удержала НДФЛ, но в бюджет перечислила больше, чем положено (или заплатила налог за счет собственных средств досрочно), то правила такие.

Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ в данном случае не удастся. Ведь, как уже было сказано, такая переплата будет считаться ошибочным платежом (а не суммой НДФЛ, уплаченной налоговым агентом). Стало быть, зачесть такой платеж в счет НДФЛ – нельзя. Об этом сказано в Письме ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

А вот зачесть этот ошибочный платеж в счет других федеральных налогов, которые организация платит как налогоплательщик, – вполне возможно. Например, его можно зачесть в счет недоимок или будущих платежей по НДС или налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Чтобы зачесть переплату по НДФЛ в другие налоги, в налоговую инспекцию нужно подать заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению нужно приложить платежное поручение и выписку из регистра по НДФЛ.

Пример 2

13 августа бухгалтер удержал и заплатил НДФЛ с зарплаты работников за июль. Сумма удержанного налога составила 20 000 руб. По ошибке, в бюджет было перечислено больше, чем удержано. Сумма платежа по НДФЛ составила 32 000 руб. Организация решила зачесть переплату в сумме 12 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС за III квартал 2019 года. Для этого бухгалтер подал в налоговую инспекцию заявление на зачет.

Подведем итог. Ошибки при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, возможны на любой стадии этого процесса. Так, бухгалтер может неверно удержать налог – неправильно рассчитав налоговую базу или некорректно применив вычеты по НДФЛ. Но даже если налог удержан правильно – никто не застрахован от ошибок при его перечислении. Процесс возврата НДФЛ из бюджета достаточно трудоемкий и длительный.

Тогда риск возникновения переплат по НДФЛ вследствие ошибки в расчете или платежном поручении будет практически исключен. Уникальная система многоуровневого контроля, которую мы внедрили, позволяет исключить ошибки на любой стадии процесса. Все рутинные операции автоматизированы. Помимо этого, ежедневный аудит качества учета осуществляет программа «Электронный аудитор», созданная нашими IT-специалистами на базе программного продукта 1С.

Но даже если случится маловероятное – по вине наших специалистов у клиента возникнет переплата НДФЛ – ответственность за финансовые риски несет наша компания, и все потери клиента будут компенсированы 1C-WiseAdvice. Это является страховым случаем в рамках эксклюзивного полиса страхования профессиональной ответственности.

Заказать услугу