Возврат обеспечения контракта

Когда нужно обеспечение контракта, какими способами может быть внесено, а также какие изменения ожидаются с 1 июля 2020 года расскажем далее.

Что такое обеспечение контракта по 44-ФЗ

Обеспечение контракта по 44-ФЗ в 2020 году – это страховка заказчика от недобросовестного выполнения контракта исполнителем. Если последний не выполнит условия соглашения или выполнит их ненадлежащим образом, то заказчик сможет покрыть свой ущерб из суммы обеспечения.

  • контракт оформляют с казенным учреждением;
  • бюджетное учреждение, ГУП, МУП закупает услуги по выдаче банковской гарантии;
  • предмет закупки – выдача кредита;
  • контракт подписывают с субъектом малого предпринимательства, предоставившим информацию о добросовестном выполнении 3-х госконтрактов за последние 3 года (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Установление обеспечения – право заказчика при проведении запроса котировок, при проведении некоторых запросов предложений и закупок у едпоставщика (полный список см. в ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Обеспечение исполнения контракта в электронном аукционе по 44-ФЗ в 2020 году каких-либо отличий не имеет.

Если в начале года обнаружилось, что подрядчик не успевает доделать работу по заключенному в прошлом году контракту, вы продлеваете сроки допсоглашением. Читайте, как его составить, чтобы не попасть на штрафы, и что делать с гарантийными обязательствами.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: изменения с июля 2020

Процент обеспечения контракта по 44-ФЗ устанавливает заказчик. Законом № 44-ФЗ регламентирован максимальный и минимальный размер такого процента. В настоящий момент он составляет от 5% до 30% от начальной цены контракта. Если она НМЦК более 50 млн рублей, то 10% — 30%.

С 01.07.2020 произойдут изменения. Вне зависимости от НМЦК заказчик сможет установить размер обеспечения от 0,5% до 30%. По-прежнему, размер обеспечения контракта по 44-ФЗ не сможет быть ниже размера аванса, выплачиваемого исполнителю. Если контракт подлежит казначейскому сопровождению, заказчик сможет не устанавливать требование об обеспечении. Если же он примет решение об его установлении, размер не должен превышать 10% от НМЦК (от цены госконтракта, если его заключают с субъектом малого предпринимательства).

Как обеспечить исполнение контракта и гарантийные обязательства по 44-ФЗ с 1 июля 2020

В статье вы найдете изменения, которые действуют с 1 июля 2020 года, но при этом имеют обратную силу. Это означает, что июльскими правилами стороны вправе воспользоваться, когда исполняют контракты, которые заключили до вступления закона в силу. То же касается контрактов по результатам закупок, которые объявили до нововведений. Изменения приняли Законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ.

Открыть статью

Способы обеспечения контракта

Выполнение госконтракта исполнитель может обеспечить предоставленной банковской гарантией или путем внесения денежных средств на счет заказчика. Выбор того или иного способа принадлежит исполнителю госконтракта.

Сколько должна действовать банковская гарантия по обеспечению исполнения контракта? Читайте ответ эксперта Актион Госзаказ

Банковскую гарантию может выдать кредитное учреждение, соответствующее требованиям, установленным Правительством РФ (ПП от 12.04.2018 № 440). Актуальный список можно найти на сайте Минфина РФ. Срок гарантии должен превышать срок выполнения исполнителем своих обязательств минимум на 1 месяц. Документ должен содержать:

  • сумму, подлежащую уплате заказчику;
  • обязательство, в обеспечение которого она выдана;
  • обязанность гаранта (банка) заплатить неустойку 0,1% за каждый день просрочки;
  • условие, по которому фактическим исполнением гарантом своих обязательств считается поступление денег на счет заказчика;
  • срок;
  • условие, которое предусматривает в дальнейшем оформление договора на выдачу банковской гарантии после подписания госконтракта поставщиком;
  • перечень документов, направляемый заказчиком при предъявлении требований.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ происходит, если оно было внесено денежными средствами, при условии, то исполнитель выполнил свои обязательства в срок. Конкретный временной интервал приписывают в госконтракте. Он не может превышать 30 дней (15 дней, если торги были проведены только среди СМП и СОНКО).

Письмо на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ, как правило, составляют на бланке исполнителя. В документ включают следующие сведения:

  • название и юрадрес заказчика;
  • дату написания;
  • предмет и реквизиты выполненного контракта;
  • просьбу вернуть денежные средства, с указанием конкретной суммы;
  • банковские реквизиты исполнителя;
  • подпись генерального директора.

Возможен частичный возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ в указанные сроки при выполнении отдельного этапа работ. Исполнитель может вернуть обеспечение пропорционально исполненным обязательствам.

Расторгать ли контракт, если победитель заплатил неправильную сумму обеспечения исполнения

  • Читать ответ эксперта Актион Госзаказ

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ — это процедура перечисления денег поставщику, который исполнил обязательства по госконтракту. Эти деньги возвращаются как в полном объеме, так и частично.

Скачать бланк письма о возврате обеспечения исполнения контракта

Скачать образец письма о возврате обеспечения исполнения контракта

Кто возвращает

Организует возврат денег контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о выполнении обязательств в бухгалтерию. Контрактная служба обязана это сделать по требованию пп. 9 п. 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 об утверждении типового положения о контрактной службе. Для управляющего такая обязанность прописана в должностной инструкции или другом локальном акте. Бухгалтерия перечислит деньги, которые обеспечивают госконтракт, на счет поставщика, который указан в реквизитах.

В какие сроки

С 01.07.2019 сроки возврата обеспечения контракта по 44 ФЗ — не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе. Эти положения нужно обязательно прописать в проекте договора.

Если расторгаете сделку по соглашению сторон и срок не прописали, то деньги получите в срок, который зафиксировали для возврата при полном исполнении обязательств. Этот срок нужно отсчитывать от даты расторжения.

Если в госконтракте этот срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования вернуть деньги. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК.

Как возвращают

Деньги возвращаются двумя способами:

  1. В полном объеме.
  2. Частично.
Когда получите полностью Как получите частями

Деньги возвращаются в полном объеме, если:

  • исполнили обязательства полностью;
  • заменили способ обеспечения на банковскую гарантию по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Деньги возвращаются частями, если размер обеспечения госконтракта уменьшили в рамках ч. 7 – 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Возврат должен быть предусмотрен в госконтракте, который заключен по итогам закупок, извещение о которых опубликовали в ЕИС после 01.07.2019.

По соглашению сторон это можно делать и в других соглашениях. Это закреплено в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 502-ФЗ от 27.12.2018.

Вернут часть денег, если размер обеспечения уменьшился по ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ и заявили о желании вернуть часть денег. Такое заявление оформляется в письменном виде. Размер уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств, которые приняты и оплачены по условиям договора.

Такое уменьшение произойдет, только если нет непогашенной неустойки (если она начислялась) и выполнили обязательства в объеме аванса (если он есть). Это указано в ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ указано, что в обязательном порядке уменьшается размер обеспечения в контрактах, которые исполняются поэтапно.

Как написать заявление на возврат

Закон не устанавливает типовой формы, которую можно использовать как образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта. Разрабатывайте его сами в свободной форме на бланке организации. В него включайте:

  • название и адрес заказчика, куда отправляете;
  • дату, когда составляете;
  • просьбу вернуть деньги, которые обеспечивают контракт;
  • номер госконтракта, дату его заключения и предмет;
  • сумму денег, которую нужно вернуть;
  • реквизиты платежного поручения;
  • подпись лица, уполномоченного представлять интересы.

Когда не вернут

Возвращают только денежные средства, а не банковскую гарантию. Эти средства удержат, если нарушили обязательства. Их сумма зависит от условий договора. Если в нем прописано, что из обеспечения могут быть удержаны неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или другие выплаты, то удержат только эти суммы.

До удержания получите претензию, в которой будет расписано, какие условия нарушили, расчет суммы, которую взыскивают, и возможность их удержания за счет денег, которые обеспечивают госконтракт.

ВАЖНО!

Если добровольно погасили сумму неустойки по претензии, то денежные средства вернут полностью. Если нет, то удержат требуемую сумму, а то, что осталось, вернут на счет.

В случае когда в контракте прямо указано, что обеспечение исполнения контракта может быть удержано в полном объеме, то его удержат полностью.

Разъяснения по теме

Основные тезисы

Реквизиты документа Скачать
О порядке удержания и возврата денежных средств, которые обеспечивают контракт Письмо Минфина № 24-03-08/73616 от 08.11.2017

О возможности возврата в случае неисполнения обязательств Письмо Минэкономразвития № Д28и-1638 от 10.04.2017

Об оплате госконтракта и возврате обеспечения

Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-2568 от 07.03.2017

О возвращении банковской гарантии Письмо Минэкономразвития № Д28и-3143 от 14.11.2016

Как обеспечивать контракт в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по нему Письмо Минэкономразвития № Д28и-2829 от 21.09.2015

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб. Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит. И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб.

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Каков размер гарантийных обязательств и срок возврата средств по окончании гарантии, если закупка публикуется с ограничением по СМП? Каков размер обеспечения исполнения контракта по СМП и срок возврата?

16 сентября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. В этом случае срок возврата обеспечения исполнения контракта, внесенного денежными средствами, не должен превышать 15 дней с даты исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.
При заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО, размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. При закупках по цене единиц товара, работы, услуги и максимальному значению цены контракта размер обеспечения не может превышать 10% максимального значения цены контракта. Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств определяются заказчиком по своему усмотрению.

Обоснование вывода:

1. Обеспечение исполнения контракта

По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), указанной в извещении.
Как указано в этой же норме, иной размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в следующих случаях:
— если НМЦК превышает 50 млн. руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% НМЦК до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
— если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
— если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, которой регулируются антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
С 1 июля 2019 года согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО)*(1), предусмотренный ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
При этом в силу ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе их части в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч.ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Согласно той же ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок возврата заказчиком контрагенту таких денежных средств в случае, если закупка проводилась исключительно среди СМП и СОНО, а в извещении было установлено ограничение, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не должен превышать 15 дней с даты исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.

2. Обеспечение гарантийных обязательств

Согласно ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при необходимости заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства). В силу этой же нормы в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик обязан установить в документации о закупке (далее — документация) требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик обязан установить в документации требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Как указано в ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, в случае установления требования к гарантийным обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик должен установить в извещении об осуществлении закупки, документации, приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) закрытым способом, проекте контракта требование обеспечения гарантийных обязательств. Кроме того, при установлении требований к предоставлению гарантийных обязательств в контракт включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, предоставить такое обеспечение контрагент должен в любой момент до начала приемки исполненного по контракту. Иными словами, оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств.
Как видно, нормы Закона N 44-ФЗ не устанавливают отдельно специальных сроков возврата обеспечения гарантийных обязательств в случае, если они внесены денежными средствами, в отличие от специально установленных ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сроков возврата контрагенту денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта. Соответственно, указанные сроки заказчиком определяются по своему усмотрению, и должны быть прописаны последним в контракте. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Как следует из ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, при закупках по цене единиц товара, работы, услуги и максимальному значению цены контракта размер обеспечения не может превышать 10% максимального значения цены контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Письмо на возврат обеспечения контракта представляет собой документ, которым контрагент излагает просьбу о возврате суммы, внесенной за участие в конкурсе на заключение сделки. С помощью данного заявления организация обеспечивает восстановление своего материального положения, существовавшего до участия в торгах или аукционах.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма на возврат обеспечения контракта .docСкачать образец письма на возврат обеспечения контракта .doc

Правовое регулирование

Для участия в конкурсе на заключение договора юридические лица должны предоставить организатору доказательство надлежащего исполнения своих обязательств по сделке. В качестве обеспечения выступают денежные суммы, перечисленные в виде:

  • залога;
  • первоначального взноса за участие в торгах;
  • депозита на счет заказчика;
  • банковской гарантии.

Требование об оплате обеспечительного платежа позволяет:

  • исключить из конкурса фирмы-однодневки;
  • гарантировать реализацию исполнителем всех требований заказчика;
  • отстранить от участия компании, у которых отсутствуют денежные средства на счетах.

Подтверждающие намерение выполнить обязательства суммы могут быть переведены для участия:

  • в конкурсе;
  • в торгах;
  • в тендерах;
  • в аукционах.

Конкретный размер денежных средств указывается организатором конкурса или аукциона в извещении об их проведении. Законодательство РФ устанавливает предельные суммы обеспечения обязательства. Например, при объявлении торгов по ФЗ №44 размер взносов участников может варьироваться в диапазоне от 5 до 30% от цены контракта. Если сумма торгов больше 50 млн рублей, диапазон необходимого платежа составляет от 10 до 30 %.

Право на возврат суммы, гарантирующей исполнение обязательств по договору, имеют:

  • не выигравшие право на заключение договора компании;
  • победитель, с которым подписывается контракт.

Если предложение участника торгов не поддержано заказчиком, требование о возврате обеспечения может быть направлено сразу после объявления победителя.

Перечисление денежных средств в качестве гарантии исполнения договора должно производиться по реквизитам, указанным в извещении о конкурсе. Для доказательства перевода денежных средств к конкурсной документации прилагается платежное поручение с отметкой банка или бланк банковской гарантии.

Для того чтобы сумма залога была возвращена контрагенту, выбранному исполнителем по договору, ему необходимо исполнить все обязательства. Если по контракту предусмотрен гарантийный срок на произведенные товары или выполненные услуги, сумма обеспечения может быть возвращена только по истечении данного периода.

Возврат денежных средств заказчик осуществляет на основании письменного заявления контрагента. В законодательстве нет обязательных требований к содержанию такого обращения. Основные его элементы разработаны на практике и должны включать:

  • наименование, ИНН, ОГРН, адрес регистрации и фактического нахождения заказчика, которому было перечислено обеспечение;
  • исходящий номер и дату составления письма;
  • обращение к руководителю компании;
  • реквизиты документа, которым подтверждается факт перечисления денежных средств;
  • размер обеспечения, внесенного юридическим лицом;
  • изложение просьбы о возврате и оснований для такого заявления (например, выбор заказчиком другой компании в качестве исполнителя, истечение срока для заключения договора и т.д.);
  • указание реквизитов, по которым необходимо перечислить денежные средства;
  • ФИО, должность подписанта.


К запросу можно приложить акт сверки взаимных расчетов, подписание которого будет подтверждать факт признания задолженности заказчика перед исполнителем сделки.

Подписывать документ должен руководитель компании либо его заместитель. Также допустимо подписание письма на возврат обеспечения контракта главным бухгалтером. Если заявление подписывается не руководителем, на бланке запроса обязательно должна быть проставлена печать компании.

Документ может быть передан заказчику любым способом, подтверждающим его принятие. Например, письмо можно направить по почте «с объявленной ценностью» или передать в приемную руководителя (с обязательной подписью получившего его лица на втором бланке документа).

Основные ошибки

Среди основных ошибок, которые допускают компании при составлении письма на возврат обеспечения контракта, можно выделить:

  • отсутствие в заявлении на возвращение денежного залога точных реквизитов, по которым необходимо вернуть платеж;
  • направление письма раньше установленных договором или заявкой сроков возврата залога;
  • подписание документа неуполномоченным должностным лицом;
  • отсутствие гербовой печати компании.

Чтобы избежать споров с организатором тендера или аукциона, в письме обязательно нужно указать все реквизиты документа, подтверждающего внесение суммы обеспечения. Нелишним будет приложить копию платежного поручения и банковской выписки по счету движения средств юридического лица.

Правила хранения

Период хранения документов юридическими лицами регламентируется нормативными актами РФ. В соответствии с Приказом от 25 августа 2010 года №558 Министерства культуры РФ переписка о взаимных расчетах организации должна храниться в течение 5 лет после того, как все платежи между организациями будут произведены в полном объеме. Сохранность письма о возврате обеспечения по сделке должен обеспечить как заказчик, так и исполнитель или проигравшая торги компания. Данный документ подтверждает обоснованность финансовых операций юридического лица, поэтому может стать предметом проверок налоговой службы.

Кроме того, деятельность участников аукционов и торгов контролируется Федеральной антимонопольной службой. По этой причине письма о возврате обеспечительных сумм целесообразно сохранять в течение 5 лет после завершения проверок соответствующих операций контролирующими органами.

Если компания ликвидируется ранее, чем истечет срок хранения отчетной документации, все письма о возврате денежных средств должны быть переданы в государственный архив.