Выберите тип протокола для иного типа закупки

Отмена торгов по 223 ФЗ — это процедура отказа заказчика от тендера. В законе о закупках отдельными видами юридических лиц для этого прописаны особые правила.

Скачать образец протокола отмены закупки по 223 ФЗ у единственного поставщика

Скачать образец протокола отмены закупки по 223 ФЗ (конкурентные процедуры)

Содержание

Отмена торгов по 223-ФЗ

Можно отменить закупочную процедуру по решению организации-заказчика. Но в законе нет прямых указаний, как действовать заказчику, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223 ФЗ. Ключевую роль играет внутренний норматив – положение о закупке организации-заказчика (ч.6 ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру. Независимо от того, каким способом осуществлялся заказ, готовятся документы, разъясняющие причину отмены с указанием даты принятия такого решения. Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ инструкции отличаются. Общее — отказ от проведения закупки по 223 ФЗ осуществляется на основании официального документа, который формируется в закрытой части ЕИС и в котором указываются следующие сведения (п. 31 ПП РФ № 908):

  • основание принятия решения;
  • дата решения об отмене.

Инструкция по отмене конкурентных закупок

В ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ сказано, что заказчик может отменить госзакупку по одному или более предмету вплоть до конца срока подачи заявок. Следовательно, возможна и отмена аукциона по 223 ФЗ. После окончания периода, отведенного для подачи заявок, тендер можно отменить только в форс-мажорных случаях и обстоятельствах непреодолимой силы (ч. 7 ст. 3.2). Главное — в день принятия решения его необходимо опубликовать в ЕИС (ч. 6 ст. 3.2).

Представим пошаговую инструкцию по отмене.

Шаг 1. Определяем основания для отказа. Причины должны быть четко прописаны в Положении заказчика. Именно на них и ссылается специалист, если отменяет торги до окончания срока подачи заявки. Если же прекращение конкурентной процедуры произошло по причинам, не закрепленным Положением, то такие действия заказчика будут расцениваться как неправомерные, необоснованные и ограничивающие конкуренцию (Постановление Арбитражного суда МО № Ф05-12698/2016 от 22.05.2017).

Шаг 2. Сверяемся со сроками. Открываем закупочную документацию и извещение и проверяем предельную дату окончания срока подачи заявок. Если в процессе госзакупки наступили форс-мажорные обстоятельства, вы можете отменить торги в любой момент. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется внести такое уточнение в Положение.

Шаг 3. Размещаем в Единой информационной системе извещение об отмене закупки по 223 ФЗ или же решение об отказе от проведения конкурентной процедуры. Это необходимо сделать именно в день его принятия.

Унифицированного образца решения об отказе Федеральный закон № 223 не предусматривает. Заказчик использует самостоятельно разработанную форму, предварительно закрепив ее в Положении. Сформированный документ с датой и основанием для прерывания торгов подписывается электронной подписью и размещается в ЕИС (п.п. 4, 31 ПП РФ № 908).

ВАЖНО!

Если отменен тендер, участвовать в котором могут субъекты малого и среднего предпринимательства, то оператор электронной площадки не будет передавать заказчику заявки от потенциальных поставщиков.

Шаг 4. При необходимости внесите изменения в плановую документацию. Если Положением предусмотрена такая обязанность, специалист вносит изменения в план закупок.

Закон не обязывает корректировать план при отмененных торгах, но это рекомендуется делать, чтобы выполнить принцип открытости. Если учреждение планирует повторить тендер, это нужно отразить в плане и опубликовать его в ЕИС.

Ответственность за нарушения

Если нарушено требование о публикации решения, ответственному должностному лицу грозит административная ответственность и штраф величиной от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Учреждение получит взыскание в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Инструкция по отмене закупки у единственного поставщика

Прекращение заказа у единственного поставщика закрепляется в Положении заказчика. В 223 ФЗ конкретных указаний и правил нет. Необходимо прописать:

  • основания для прекращения;
  • возможные сроки;
  • порядок действий.

Если извещение о неконкурентной процедуре уже опубликовано в ЕИС, то и решение о прерывании заказа у единственного поставщика обязательно размещается в системе. По аналогии с конкурентными торгами, при необходимости вносятся изменения в плановую документацию для реализации принципа информационного госзаказа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О чрезвычайности и непредотвратимости при форс-мажоре п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда № 7 от 24.03.2016

Инструкция по отмене закупки в личном кабинете заказчика Руководство пользователя (в ред. от 18.06.2019)

ОАО «РЖД»

Новая Басманная ул., д. 2,

Москва, 107174

ООО «Георесурс-КБ»

Почтовое отделение № 2, а/я 305,

г. Саратов, 410002

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-20/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Георесурс-КБ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

14.01.2019 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «Георесурс-КБ» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса предложений в электронной форме № 43/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: «Комплексная реконструкция участка Им. Максима Горького — Котельниково Приволжской железной дороги. Строительство второго пути на участке Горнополянский-Канальная» (извещение № 31806978850), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Георесурс-КБ» (далее — Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме № 43/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: «Комплексная реконструкция участка Им. Максима Горького — Котельниково Приволжской железной дороги. Строительство второго пути на участке Горнополянский-Канальная» (извещение № 31806978850) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

      • 28.09.2018 в ЕИС размещено извещение и документация к извещению о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

      • дата окончания подачи заявок — 10.10.2018;

      • дата рассмотрения заявок — 24.12.2018;

      • дата подведения итогов – 25.12.2018;

      • начальная (максимальная) цена договора: 15 080 296 рублей.

      • на участие в Запросе предложений подано 4 заявки, из них 2 соответствуют требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно не принято решение о признании Заявителя победителем Запроса предложений.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

29.11.2018 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, неправомерно обеспечившего возможность отзыва заявки Ассоциации «Южархеология» и, как следствие, неправомерного принятия решения, согласно которому Запрос предложений признан несостоявшимся (далее — Жалоба 1).

По результатам рассмотрения Жалобы 1 Комиссия ФАС России приняла решение о признании Жалобы 1 обоснованной.

На основании принятого Комиссией ФАС России решения от 29.11.2018 № 223ФЗ-884/18, Заказчику было выдано предписание, в соответствии с которым Заказчику было предписано:

      • Отменить протокол вскрытия окончательных предложений от 23.10.2018 № 43/ЗПЭ-ДКРС/18/3, протокол рассмотрения и оценки окончательных предложений от 07.11.2018 № 43/ЗПЭ-ДКРС/18/4, итоговый протокол от 08.11.2018 № 476, составленные в ходе проведения закупки, уведомить участников закупки об отмене протоколов;

      • Назначить новую дату подачи и рассмотрения окончательных ценовых предложений, новую дату подведения итогов Запроса предложений, уведомить участников Запроса предложений о новой дате подачи и рассмотрения окончательных ценовых предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений.

Согласно сведениям, представленным в ЕИС, предписание от 29.11.2018 № 223ФЗ-884/18 исполнено в полном объеме.

В соответствии с протоколом рассмотрения окончательных предложений участников, представленных для участия в Запросе предложений, от 24.12.2018 № 43/ЗПЭ-ДКРС/18 (далее — Протокол) окончательное предложение участника Ассоциация «Южархеология» отклонено на основании пункта 7.10.5.1 Документации в связи с несоответствием окончательного предложения требованию пункта 8.7.1 Документации, а именно: в техническом предложении участника наименование работ, количество (объем) предлагаемых работ не соответствует требованиям технического задания Документации.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.3.2 Протокола, окончательное предложение, представленное Заявителем, соответствует требованиям Документации.

Пунктом 1.4 Протокола участникам, допущенным к участию в Запросе предложений направляется приглашение на участие в переторжке (далее — Приглашение).

При этом в соответствии с Приглашением к участию в переторжке допущены участники: ООО «Георесурс- КБ» и Ассоциация «Южархеология».

В соответствии с пунктом 2.1 Протокола в связи с принятием решения о проведении переторжки по Запросу предложений оценка окончательных предложений участников в порядке, предусмотренном Документацией, не проводится.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7.10.3 Документации все окончательные предложения рассматриваются Заказчиком на соответствие требованиям Документации, оцениваются на основании критериев, указанных в Документации.

При этом согласно пункту 7.11.19 Документации, в случае если только одно окончательное предложение признано соответствующим условиям, изложенным в Документации, участник, подавший это окончательное предложение, признается победителем Запроса предложений.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение о проведении переторжки и, как следствие, Заявитель, окончательное предложение которого соответствует требованиям Документации, не признан победителем Запроса предложений. Указанное решение противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, решением Комиссии ФАС России от 29.11.2018 № 223ФЗ-884/18 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, а именно:

1) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии опыта по фактически выполненным спасательным археологическим полевым работам;

2) Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;

3) Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков;

      • Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

      • Признать жалобу ООО «Георесурс-КБ» (ИНН: 6452946595, ОГРН: 1106450002020) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса предложений в электронной форме № 43/ЗПЭ-ДКРС/18 на право заключения договора на выполнение спасательных археологических полевых работ (раскопки) на территории объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных в зоне строительства по объекту: «Комплексная реконструкция участка Им. Максима Горького — Котельниково Приволжской железной дороги. Строительство второго пути на участке Горнополянский-Канальная» (извещение № 31806978850) обоснованной.

      • Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВОК ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ

В Положении заказчик прописывает, что заявку может отклонить, если:

  • превышена НМЦК;

  • предоставлена недостоверная информация об объекте закупки/об участнике;

  • данный участник уже заключал договоры с заказчиком, но они расторгнуты;

  • если участник состоит в РНП по 223-ФЗ и по 44-ФЗ;

  • если не предоставлено обеспечение заявки;

  • если не предоставлена информация, предусмотренная требованиями, в полном объеме.

Если заказчик не указал какой-то параметр или характеристику, то участник не имеет права додумывать их. Это является основанием для отклонения.

Чем лучше положение участника по 223-ФЗ?

Если заказчик в положении о закупках указал для себя возможность запрашивать дополнительную информацию уже на этапе анализа заявок, он может предоставить возможность участникам исправить свои ошибки.

Пример причины отклонения заявки В РАМКАХ 223 ФЗ:

Неуказание страны происхождения товара

Участник закупок по закону № 223-ФЗ должен указать в заявке страну происхождения товара.

В Положении о закупке заказчики устанавливают такое требование. Неуказание страны происхождения товара не является основанием для отклонения заявки. В этом случае заявка оценивается заказчиком как предложение иностранного товара. Следовательно, приоритет будет иметь Российский товар, а ваш товар может подешеветь в момент заключения договора на 15%.

ВАЖНО: Заявку можно отклонить только мотивированно.

Не допустить участника к закупочной процедуре без указания конкретной причины нельзя. В этом случае это явное нарушение со стороны заказчика. Контролеры и суды признают действия заказчика незаконными.

Чтобы указать причину, по которой участника не допустили к закупке, заказчику нужно в лаконичной форме раскрыть в протоколе такие темы:

  • какие положения заявки участника противоречат закупочной документации;

  • какая норма закупочной документации нарушена заявкой;

  • как именно спорное положение заявки участника нарушает закупочную документацию.

Кроме того, отклонение заявки должно нести законодательное основание.

Иногда заказчики, отклоняя заявку, не пишут в протоколе основание. Или же заказчики указывают формальное основание без ссылок на конкретные пункты документации и закона. Всё это — примеры нарушения законодательства.

Ст. 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает необоснованно ограничивать количество участников закупок. Заказчики должны указать причину такого решения в протоколе подробно и основательно.

В случае немотивированного отклонения заявки необходимо обжаловать отказ в ФАС.

Основные причины отклонения заявок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

44-ФЗ 223-ФЗ

Недостоверные сведения об объекте закупки.

1. Не предоставлены необходимые документы.

Не предоставлены необходимые документы.

2. Не указана страна происхождения товара.
3. Не указана страна происхождения товара. 3. Не указаны необходимые сведения об адресе.

Не указаны точные характеристики объекта закупки.

4. Заказчик не установил перечень обязательных документов для участников и критерии оценки заявок.
5. Заказчик составил документацию под конкретного участника.

О НДС в ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

У заказчиков по 223-ФЗ, как правило, базисом сравнения являются цены без НДС.

Правомерно ли заказчик по 44-ФЗ сравнивает предложения участников по общей цене вне зависимости от того, что кто-то указывает сумму с НДС, кто-то без НДС?

Речь идёт о том, что в закупках принимают участие не только СМП, но и те, кто применяет упрощённую систему налогообложения, либо патентную, либо на ЕНВД, где нет НДС.

Для государственных закупок это не имеет никакого значения. Заказчику не дано право пересчитывать цены ни для кого, тем более ориентироваться на налоговые режимы участников. Иначе не будет равенства участников.

Цена всегда с НДС.

По 223-ФЗ данный параметр остаётся на усмотрение заказчика. Он формирует свою начальную максимальную цену.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Если предполагается поставлять мебель, необходимо ли указывать страну происхождения товара? И если указали, не будет ли это считаться ошибкой?

Если работаете в рамках 44-ФЗ, то закупка проходит в рамках национального режима.

С иностранной мебелью по 44-ФЗ вас отклонят. Если же вы идете по 223-ФЗ, то нужно указать страну.

Если мебель российского производства, то она будет иметь приоритет по цене. Если же она иностранная, то будьте готовы к тому, что цена снизится на 15%. В случае, если Вы не указали страну производителя, то заказчик автоматически будет считать её иностранной.

О РНП

Уточните отклонение по 223-ФЗ. Сведения об участнике в двух реестрах РНП или в одном из реестров по 44-ФЗ или по 223-ФЗ?

Заказчик устанавливает это требование на своё усмотрение.

Его может не быть вовсе. Тогда те участники, которые есть в реестрах, беспрепятственно участвуют, побеждают, выполняют обязательства и получают свои деньги.

Это практикуется, преимущественно в регионах России. Заказчик может воспользоваться свои правом и установить ограничение и по ФЗ-44, и по 223-ФЗ.