Выездные налоговые проверки

В условиях развернувшейся эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также предпринятых противоэпидемиологических мероприятий, Правительство РФ приняло ряд мер по поддержке экономики Российской Федерации. В настоящей статье мы рассмотрим меры, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

25 марта 2020 года Президент РФ, выступая с обращением к гражданам Российской Федерации озвучил ряд мер поддержки российской экономики, которые необходимо принять в ближайшем будущем, в частности меры в области налогового администрирования.

Налоговые проверки являются инструментом налогового контроля государства за соблюдением налогового законодательства.

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 102). Ко второму чтению законопроекта данного закона в Государственной Думе по инициативе Правительства РФ в законопроект был внесен ряд существенных поправок, расширяющих полномочия Правительства РФ в сфере нормативного регулирования налоговых правоотношений.

Стать 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налоговый кодекс, НК РФ), в редакции вышеуказанного закона, была дополнена пунктами 3-5.

Подпункт 1 пункта 3 данной статьи наделил Правительство РФ правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающим в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ одной из налоговых проверок является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа.

Налоговый кодекс регламентирует срок проведения выездной налоговой проверки, срок оформления результатов проведённой налоговой проверки, а также срок рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, срок рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки.

02.04.2020 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – по тексту – Постановление № 409), пункт 4 которого был посвящён мерам налогового контроля.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Постановления № 409 подлежит приостановлению вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до 31 мая 2020 г. включительно.

Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённая Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее по тексту – Концепция), в соответствии с которой проведение выездной налоговой проверки налоговым органом является заранее спланированным на основе критериев Концепции мероприятием, в отношении налогоплательщика, соответствующего критериям риска, определённым в Концепции.

Одним из принципов планирования проведения выездных налоговых проверок является принцип обоснованности выбора объектов проверки.

Как указано в абзаце 6 пункта 2 Концепции в соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Иными словами, проведение выездной налоговой проверки осуществляется в отношении налогоплательщика, который соответствует критериям риска, указанным в пункте 4 Концепции, либо налоговый орган располагает информацией о возможных налоговых правонарушениях, совещённых налогоплательщиком.

Таким образом, применённая мера о приставлении вынесения решений о проведении выездной налоговой проверки, по своей сути не является реабилитирующей мерой в отношении налогоплательщика, она лишь отсрочивает применение уже запланированных налоговым органом мероприятия налогового контроля.

Аналогичный вывод можно сделать и о других мерах, указанных в пункте4 Постановления № 409

Абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно.

Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также необходимо отметить, что срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ по основаниям, указанным в данном пункте.

Согласно абзацу 8 данного пункта общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Принимая вышеизложенные нормы, согласно которым проведение выездной налоговой проверки может составить значительный промежуток времени, приостановление её проведения в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 на срок в 2 месяца, по нашему мнению, не представляется для налогоплательщика мерой снижения тяжести бремени налогового контроля.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в редакции Постановления Правительства России от 24 апреля 2020 г. № 570).

Данной нормой приостановлено течение ранее нами указанного двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки, а также сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Налогового кодекса.

Речь идёт о сроке оформления результатов проведённой налоговой проверки и срока рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки

В соответствии с пунктом 6.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» в последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Дата составления указанной справки имеет определяющее значение для срока оформления результатов проверки, так как в силу пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется до дня составления справки о проведенной проверке, а в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течении двух месяцев со дня составления указанной справки.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, сведения о нарушениях налогового законодательства, выявленные в ходе проведённой выездной налоговой проверки и рассматривает возражения на акт налоговой проверки, в случае их поступления.

Таким образом, абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 приостанавливаются срок на составление акта по результатам налоговой проверки, срок на подачу возражений на акт налоговой проверки, срок на рассмотрение налоговым органом данных возражений, а также сведений о выявленных налоговых правонарушениях.

14.04.2020 на официальном сайте ФНС было опубликовано Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020, в котором была конкретизирована дата начала течения вышеуказанных процедурных сроков.

Указанным письмом ФНС разъяснила, что течение процедурных сроков по вручению актов камеральных налоговых проверок, представлению возражений на акт налоговой проверки, рассмотрению дела о налоговом правонарушении, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению дополнения к акту налоговой проверки, вручению дополнения к акту налоговой проверки, представлению возражений на дополнение к акту налоговой проверки и принятию соответствующих решений, производится с учетом нерабочих дней, предусмотренных соответствующим Указом Президента РФ, и начинается с ближайшего первого рабочего дня.

Необходимо также отметить о возможности проведения налоговым органом некоторых мероприятий в рамках выездной налоговой проверки в период её приостановления, в частности проведения экспертизы и истребования документов, запрошенных до приостановления проверки, у налогоплательщика.

В соответствии с частью 1 статьи 95 НК РФ в необходимых случаях при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок назначается экспертиза.

При этом назначенная экспертиза в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ является основанием для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

В Письме ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@ разъясняется, что приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 Кодекса, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки).

Таким образом, принимая во внимание, что проведение выездных налоговых проверок приостановлено пунктом 4 Постановления № 409, налоговый орган не ограничен в проведении мероприятий налогового контроля, в частности назначения и проведения экспертизы, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.

Однако, здесь необходимо отметить, что в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 95 НК РФ в Постановлении о назначении экспертизы указывается на материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, а в силу пункта 4 данной статьи эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, отсутствие необходимых для проведения экспертизы материалов у налогового органа может послужить объективным препятствием для проведения экспертизы.

Однако, необходимо обратить внимание, что ВАС РФ в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что приостановление проведения выездной налоговой проверки не препятствует налоговому органу осуществления действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Также ВАС РФ указал, что в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

Принимая во внимание разъяснения исчисления процедурных сроков, данные в Письме № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020, режим нерабочих дней не распространяется на сроки проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля, в частности проведения экспертизы.

09.04.2020 ФНС было выпущено Письмо № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – Письмо № СД-4-2/5985@) в рамках которого налоговый орган также дал ряд разъяснений о исчислении сроков мероприятий налогового контроля, приходящегося на период приостановления проведения выездных налоговых проверок.

Так, если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

Также ФНС указывает, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 Кодекса, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020. Например, составить акт выездной налоговой проверки и направить его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка.

Приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены.

В вышеуказанных случаях процедурные сроки начинают течь с 01.06.2020 г.

Рассматривая меры, предпринятые Правительством РФ, необходимо отметить, что до принятия Постановления № 409 ФНС был вынесен Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» в соответствии с пунктом 1 которого территориальным налоговым органам было приказано приостановить до 1 мая 2020 года в отношении всех налогоплательщиков вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение, для чего в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ, вынести решения о приостановлении проведения проверки.

Однако, указанный приказ лишь предписывал территориальным налоговым органам приостановить проведение налоговых проверок и вынесения решения по ним, в то время как абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 указанные проверки приостанавливались императивно по всей Российской Федерации, в силу действия дискретных полномочий Правительства РФ, основанных на подпункте 1 пункта 3 статьи 4 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Впоследствии в Письме № СД-4-2/5985@, после принятия Правительством РФ Постановления № 409, ФНС разъяснила, что приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

Меры, предпринятые Правительством РФ, в области налогового администрирования, сложно определённо назвать налоговыми послаблениями.

Приостановление течения сроков проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, по существу, лишь отсрочивает завершение мероприятий налогового контроля и подведение их результатов, но не является реабилитирующей мерой.

Обращение Президента Российской Федерации к гражданам.

URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63061

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010079?index=0&rangeSize=1

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).

URL: http://base.garant.ru/10900200/

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004060004

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 570 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409».

URL: http://ivo.garant.ru/#/document/73949523/paragraph/1:5

Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/4424171/

Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020

URL: https://www.nalog.ru/rn04/business-support-2020/9727880/

Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=130837#011263000890504382

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации»

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ № 409 проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостанавливается до 31 мая 2020 г. включительно и возобновляется 1 июня 2020 г. Это влечет запрет на все мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках таких проверок.

Перечислены мероприятия (действия), на которые распространяется приостановление течения сроков, в отношении выездных налоговых проверок (ВНП), в том числе повторных. Приостановления проверок и их возобновление 1 июня 2020 г. не требуют оформления решением налогового органа.

При этом необходимо учитывать, что:

  • приостановление течения сроков, предусмотренных ст. 100 Налогового кодекса, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 1 июня 2020 г.. Например, составить акт ВНП и направить его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка. В данном случае процессуальный срок для представления проверяемым лицом возражений на акт проверки, начинает течь 1 июня 2020 г..
  • приостановление течения сроков, предусмотренных ст. 101 НК РФ, не препятствует вынесению итогового решения по ВНП и направлению его лицу, в отношении которого проведена проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены и все предусмотренные процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 1 июня 2020 г.. Соответственно 1 июня 2020 г. начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение (письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@).

Отмечается, что до 1 июня 2020 г. исключается проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и т.п.).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Руководитель (заместитель руководителя) _________________________________ _________________ ___________________ (наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(1)) Решение о проведении выездной налоговой проверки получил ________________ _______________________________________________________________________(5). (дата, подпись, Ф.И.О.(1) лица, получившего документ; для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) ——————————

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Указывается основание проведения выездной налоговой проверки в соответствии со статьей 89 Кодекса.

(4) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».

(5) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

——————————

Выездная налоговая проверка в 2020 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2020 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

ВНИМАНИЕ! В связи с распространением на территории РФ коронавируса, премьер-министр М. Мишустин распорядился приостановить выездные налоговые проверки до 01.05.2020 года (поручение Правительства РФ от 18.03.2020). Подробности см. .

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. . Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Есть ли смысл подавать уточненки после завершения проверки? Узнайте .

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.