Закон о благополучии

На рассмотрение поступил проект Федерального закона 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Приглашаем всех специалистов к обсуждению!

Скачать текст проекта 52-ФЗ

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № ОГ-П12-6521.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выведена из ведения Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководство ее деятельностью возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» были внесены изменения, согласно которым в целях повышения эффективности реализации полномочий Роспотребнадзора по надзору в сфере защиты прав потребителей на него возложено осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.

Другой, не менее важной, функцией, которая закреплена за Роспотребнадзором, является осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения требований санитарного законодательства, в том числе санитарных правил.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет многолетний опыт разработки, экспертизы и утверждения санитарных правил.

Всего разработано более 1000 нормативных и методических документов, из них более 400 нормативных правовых актов.

К разработке новых и пересмотру действующих санитарных правил привлекаются специалисты и эксперты как из числа представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук, так и экспертов бизнес-сообщества, что позволяет учесть максимальное количество мнений заинтересованных лиц.

Роспотребнадзором ведется постоянный контроль за внедрением санитарных правил, изучением и обобщением практики их применения, а также осуществляется систематизация санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Разработка нормативных документов проводится с учетом результатов научных исследований в соответствии с требованиями в области технического регулирования и международными требованиями.

При подготовке законопроекта учтено, что уже имеются правовые основы для осуществления Роспотребнадзором разработки и утверждения санитарных правил. Так, в настоящее время действует, но не применяется Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, которое не только закрепляет данные полномочия за Роспотребнадзором, но и регламентирует осуществление государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с вышеуказанным Положением продолжает функционировать Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию.

В целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований предлагается наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
12 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
17 марта 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. Комментируемой статьей вводится понятийный аппарат в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в российское законодательство.
Недействующий Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (утратил силу 6 апреля 1999 года) содержал несколько понятий, которые используются комментируемым Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ. С 1991 года законодательно закреплены понятия «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» (ст. 1), «санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы» (ст. 3), «карантин» (ст. 24), «государственный санитарно-эпидемиологический надзор» (ст. 32).
С апреля 1999 года в целях комментируемого Федерального закона вышеперечисленные термины изложены в новой редакции. Дополнительно в комментируемой статье определены следующие понятия: «среда обитания человека», «факторы среды обитания», «вредное воздействие на человека», «благоприятные условия жизнедеятельности человека», «безопасные условия для человека», «санитарно-эпидемиологическая обстановка», «социально-гигиенический мониторинг», «санитарно-эпидемиологическое заключение», «санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия», «ограничительные мероприятия (карантин)», «инфекционные заболевания», «инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих» и «массовые неинфекционные заболевания (отравления)».
2. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в комментируемом Федеральном законе понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Это определение практически повторяет приведенное в утратившем силу Законе РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно предыдущей редакции под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понималось такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности (ст. 1).
3. Среда обитания согласно словарям по естественным наукам — все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние, развитие и размножение отдельных организмов, в том числе человека. Различают абиотическую, биотическую и антропогенную среды обитания. Абиотическая среда — неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Биотическая среда — среда, создаваемая или видоизмененная сообществом организмов. Совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы, составляют природную среду. Если абиотические факторы среды представляют из себя совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы, биотические факторы среды — это совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Антропогенные же факторы среды составляют изменения, внесенные в природу человеческой деятельностью и воздействующие на органический мир.
В российском законодательстве термин «среда обитания» используется в интерпретации:
Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, с изменениями на 30 июня 2006 года (основанием для ограничения права на землю выступают особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных);
Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», с изменениями на 22 августа 2004 года (исконная среда обитания малочисленных народов — исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни);
Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с изменениями на 31 декабря 2005 года (объектами особой охраны окружающей среды являются исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания);
Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире», с изменениями на 31 декабря 2005 года (среда обитания животного мира — природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы).
В российском санитарном законодательстве этот термин используется в контексте понятийной (смысловой) цепочки: «окружающая среда, среда обитания и производственная деятельность человечества». При этом, как правило, под термином «окружающая среда» понимается окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях, в том числе между странами — членами СЭВ.
В комментируемой статье приводится понятие «среда обитания человека». Среда обитания человека (далее — среда обитания) определяется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Используемый в данной статье термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). То есть это среда обитания и производственной деятельности человека. В соответствии со ст. 58 Конституции выделяются в качестве самостоятельных объектов охраны природа, окружающая среда и природные богатства, следовательно, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства.
Среди факторов среды обитания выделяются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
4. Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо вредное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды. Согласно комментируемой статье благоприятные условия жизнедеятельности человека — это такое состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В свою очередь, под вредным воздействием на человека подразумевается воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.
5. Профилактика заболеваний осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее измерения. Санитарно-эпидемиологическая обстановка характеризует состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.
6. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе социально-гигиенического мониторинга, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, отравлений и других (смотри комментарий к статье 2).
Под социально-гигиеническим мониторингом понимается государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Определение термина «государственный санитарно-эпидемиологический надзор» практически не изменилось. Согласно ст. 32 недействующего Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РСФСР. В актуальной редакции комментируемого Федерального закона под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором подразумевается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия включают в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В статье 3 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утратившего силу в 1999 году, было приведено определение терминов «санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (или санитарные правила)», под которыми понимались нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Комментируемый Федеральный закон разделяет эти термины и вводит два понятия — «санитарные правила или государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» и «гигиенический норматив». Санитарные правила или государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Установленное же исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека, называют гигиеническим нормативом.
Приведем первый пример из судебной практики о непротиворечии оспариваемых заявителем пунктов 3.4 и 7.3 Санитарных правил и норм «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01» статье 1 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в связи с отсутствием в комментируемом Законе критериев для установления нормативов инсоляции, которые были бы нарушены применением оспариваемых положений.
Курзель И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании недействительными пунктов 3.4 и 7.3 Санитарных правил и норм «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01» и обязании Минздрава России опубликовать сообщение о признании недействительными оспариваемых пунктов санитарных правил, ссылаясь на то, что они противоречат Закону и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, среду обитания и жизнедеятельности.
В судебном заседании Курзель И.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что он усматривает правовую коллизию между пунктами 2.5 и 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
Положения п. 7.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 относятся к методике расчета продолжительности инсоляции и обжалуются им, т.к. имеют обязательное значение для граждан и юридических лиц.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Курзель И.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений санитарных правил и норм Закону и отсутствии каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя применением этого нормативного правового акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ обоснованно исходил из того, что оспоренные положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 не противоречат действующему законодательству, утверждены полномочным должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 комментируемого Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарные правила согласно статье 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года

Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года

(Положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия молока и молочной продукции, обязательных требований к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации не применяются — Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ)

(Требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, статьи 14, пунктов 2 — 6 статьи 15, пунктов 2 и 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статей 41 и 43 настоящего Федерального закона не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и — (Или) овощей Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ)

(Положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются — Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 221-ФЗ)

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведения социально-гигиенического мониторинга;

научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

(Пункт в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории инновационного центра «Сколково», в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». (Пункт введен — Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ)

4. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ)

5. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях инновационных научно-технологических центров, в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)

Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

социально-гигиенический мониторинг;

установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;

обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;

введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях). (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ

Положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются со дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ

Требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, статьи 14, пунктов 2 — 6 статьи 15, пунктов 2 и 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статей 41 и 43 настоящего Федерального закона не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей со дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, пунктов 4 — 6 статьи 15, первого предложения пункта 2 и пункта 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статьи 41 настоящего Федерального закона не применяются в отношении молока и молочной продукции со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ