Закон о национализации

1. Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. Гарантия касается и равенства прав инвесторов вне зависимости от форм собственности. В первую очередь государство должно дать гарантии от национализации инвестиций. Под национализацией понимается изъятие имущества у частных собственников и обращение его в собственность государства. Если национализация приобретает политический характер и сопровождается изменением социально-экономических отношений, то в этом случае имеет место экспроприация собственности лиц, совершивших уголовные и административные правонарушения. Помимо названных понятий употребляются также термины «реквизиция» и «конфискация». Реквизиция – это изъятие имущества у частных собственников государственными органами в чрезвычайных ситуациях (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы). Конфискация – это мера государственного наказания в уголовном и административном праве, проявляющаяся в изъятии собственности. В ст. 11 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь указывается, что «инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией».

Согласно ст. 12 Кодекса компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости на момент, предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению. Эта норма должна защитить иностранного инвестора от резкого падения стоимости его имущества, которое всегда происходит в подобных ситуациях.

Международное право признает за государствами право на проведение национализации. Это право было сформулировано в ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., где говорится:

«Каждое государство имеет право:

а) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции;

б) регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций;

в) национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность».

В то же время, в случае принятия решения о национализации, ее условия определяются не международным, а национальным правом.

2. Национализация как социально-экономическое и политическое явление получила широкое распространение в ХХ столетии. Пример продемонстрировала Советская Россия, где была национализирована практически вся собственность, задействованная в общественном производстве. Национализация проводилась в бывших социалистических странах Европы и государствах, ставших независимыми в результате национально-освободительной борьбы. Даже европейские страны с традиционной капиталистической экономикой в 1940–1950-е годы под давлением левых сил обращались к практике национализации наиболее важных отраслей экономики или крупнейших предприятий.

В проведении национализации определились общие закономерности следующего порядка:

  • осуществляется на основе государственного акта;

  • производится в общественных интересах, действительных или кажущихся таковыми в момент проведения;

  • является мерой общего характера, распространяемой на собственность вне зависимости от ее происхождения;

  • сопровождается общественной поддержкой, поскольку направлена против богатых.

При проведении национализации возникает важная юридическая проблема, известная как экстерриториальное действие законов о национализации или доктрина акта государства. Суть проблемы формулируется следующим образом: действует ли решение государства о национализации имущества за пределами государства или оно ограничено лишь границами государства?

Проблема возникла еще в 20–30-е годы ХХ века, когда национализированное советским государством имущество начало использоваться в торгово-экономических отношениях с европейскими странами и США.

Первое дело было рассмотрено Высоким судом Великобритании в мае 1921 года. Оно получило название «Дело о фанере». Его фабула следующая. Нарком внешней торговли РСФСР Л.Б. Красин в августе 1920 г. продал партию фанеры английской фирме «Сегюр». Проданная фанера была национализирована Советским государством у французского акционерного общества «Лютер» в Новгороде. Бывшие собственники предъявили иск в английском суде и выиграли дело в первой судебной инстанции. При кассационном рассмотрении дела английский суд отклонил иск, мотивировав решение тем, что суд не может «входить в рассмотрение вопроса о действительности актов, коими право собственности на спорные товары было изъято от истцов и перенесено на ответчиков».1 Судьи также отвергли довод истца о том, что советские законы о национализации противоречат принципам справедливости и морали и поэтому правовые последствия их действий не могут быть признаны в Великобритании.

Прецедентный характер этого решения предопределил результат всех других исков, которые выдвигались против СССР в разных странах бывшими собственниками и их наследниками по поводу национализированного имущества.

Особую известность получило решение Федерального суда США от 5 июня 1931 г. по иску Государственного французского банка к американским банкам относительно советского золота. Французский банк подал иск о возврате золота, прибывшего из СССР в США в счет оплаты оборудования, поставляемого американскими компаниями на советские новостройки первых пятилеток. Это было золото, предоставленное в 1916 г. Францией в виде займа России для поддержания ее финансовой системы. Иск был отклонен и тем самым была подтверждено экстерриториальное действие советских законов о национализации частной собственности.

В июне 1993 г. французский суд отказал в иске И. Щукиной и И. Коновалову, наследникам известного российского мецената и коллекционера С.И. Щукина. Иск был предъявлен к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу и Музею им. А.С. Пушкина. Основанием отказа было признание акта национализации коллекции С.И. Щукина актом государственной власти, в отношении которого суд не обладает компетенцией.

В экстерриториальном действии актов государства относительно национализации собственности проявляется основная привязка, связанная с определением права собственности – закон местонахождения вещи (lexreisitae). В настоящее время в международном частном праве доктрина акта государства в отношении национализированной собственности получила всеобщее признание.

3. Несколько сложнее обстоит дело с правом собственности государства на имущество, которое в момент проведения национализации находилось за границей. Практика советской национализации исходила из того, что национализация распространялась и на зарубежную собственность советского государства. Если в отношении государственной собственности (здания посольств, консульств, миссий в зарубежных странах) это не вызывало сильного противодействия за рубежом и данная собственность в итоге была признана принадлежащей СССР, то в отношении зарубежного имущества, национализированных частных российских компаний все обстояло иначе и эта собственность не была признана собственностью советского государства.

Наиболее острые противоречия по вопросу национализированной собственности существовали у СССР с Германией, США и Францией. Они были урегулированы с помощью двусторонних договоров, в которых государства отказались от взаимных претензий по вопросу собственности и от поддержки претензий своих граждан. Это были Раппальский договор от 16 апреля 1922 г., заключенный между РСФСР и Германией, Советско-американское соглашение 1933 г., Соглашение между Россией и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до мая 1945 г., подписанное 27 мая 1997 г.

Последнее соглашение было наиболее значимым, поскольку неурегулированность имущественных претензий на протяжении длительного времени не позволяла активно развивать в свое время советско-французские, а затем российско-французские отношения.

Согласно ст. 1 Соглашения, французская сторона отказывалась от своего имени и от имени своих юридических и физических лиц предъявить или поддерживать требования, касающиеся претензий по займам и облигациям, в отношении которых французские лица были лишены прав собственности или владения.

Соответственно Россия обязалась не предъявлять требований в отношении ущерба, причиненного во время интервенции 1918–1922 гг., а также требований в отношении российских активов во Франции. В возмещение претензий Россия обязалась выплатить 40 миллионов долларов, которые предназначались для распределения между французскими держателями российских облигаций, приобретенных в начале ХХ в.

Таким образом, современное международное право стоит на позиции признания суверенного права государства на проведение национализации частной собственности, включая иностранные инвестиции. Однако эти действия возможны только на основании законодательного акта государства, осуществляемого в общественных интересах и при условии полной и эффективной денежной компенсации прежним собственником стоимости национализированного имущества.

Литература:

Г Л А В А 8

В России может появиться законодательно прописанный механизм обращения частной собственности в государственную: проект закона об основах национализации в четверг внесла в Госдуму фракция КПРФ во главе с лидером Компартии Геннадием Зюгановым. Если закон примут, он вступит в силу с 1 января 2020 года, следует из пакета, опубликованного на сайте нижней палаты.

В пояснительной записке сказано, что национализация в России всегда была в числе актуальных вопросов, но до сих пор она не отрегулирована на законодательном уровне. Сегодня национализация предусмотрена сразу двумя статьями Гражданского кодекса РФ (235 и 306), но это не получило дальнейшего развития.

В момент перехода к рыночным отношениям национализация считалась проявлением государственного авторитаризма и фактором, который может плохо сказаться на инвестиционном климате, отмечается в пояснении к проекту закона. При этом механизм огосударствления частной собственности существует и применяется во многих странах, где национализация считается мерой оздоровления экономики.

Авторы инициативы выражают уверенность, что закон позволит «учесть успешный зарубежный опыт, а также применить лучшую мировую практику в российском законодательстве».

Статья 5 законопроекта определяет, что национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Речь может идти о предприятиях и их части, акциях (долях, паях) национализируемых юридических лиц, а также о единых недвижимых комплексах. Если государство решит национализировать предприятие, его собственностью станут не только цеха и станки, но и, например, товарные знаки и другие исключительные права.

Экономист предположил, что «Русал» может быть национализирован

Предлагается применение нескольких способов национализации. Это не только прямое изъятие имущества и обращение его в федеральную собственность, но и, например, увеличение за счет средств федерального и регионального бюджетов стоимости имущества — с последующим получением государством основной доли в праве общей долевой собственности. Кроме того, предусмотрен такой способ, как передача государственной или подконтрольной государству организации контрольного пакета акций национализируемой компании, а также «иные способы, не запрещенные законодательством Российской Федерации».

В перечень оснований для принятия решения о национализации разработчики законопроекта предлагают внести неэффективное управление собственником и угрозу массового сокращения штата работников градообразующего или просто значимого предприятия, его фактическую остановку и банкротство. Кроме того, национализация может наступить после объявления имущества общенациональным достоянием. Основанием в случае принятия закона также послужит монопольное или доминирующее положение предприятия, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии.

Коммунисты также предлагают национализировать бывшие государственные и муниципальные предприятия, приватизация которых прошла «с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам».

Кроме того, национализация рассматривается как возможный ответ в случае, если контроль над акционерным обществом, создаваемым на базе государственного предприятия-монополиста, пытается установить иностранный капитал.

Наконец, в качестве основания для национализации в законопроекте упомянуты «иные обстоятельства, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанные с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации».

Учитывая исключительность процессов национализации имущества, предполагается, что инициатива о национализации имущества, которое может быть обращено в государственную собственность, может исходить от президента, правительства, членов Федерального Собрания, а также исполнительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации, сказано в законопроекте. Внесение проекта постановления о национализации допускается только при наличии заключения правительства РФ.

С собственниками национализируемого имущества предполагается оформлять соглашения о размере компенсации. Размер возмещения за изымаемое в целях национализации имущество предлагается определять в соответствии с законом об оценочной деятельности. Если договориться об условиях национализации с собственником не получается, в дело должен вступить арбитражный суд, куда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере имущественных отношений должен обращаться для разрешения спора о размере возмещения.

Под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.

Экспроприацию и национализацию как общие меры государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от реквизиции, под которой понимается изъятие имущества государства в случаях неотложной необходимости (например, во время военных действий и т.д.), и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка. Эти различия могут играть определенную роль и при решении вопросов, относящихся к сфере международного частного права.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства.

Международное публичное право признает право государства на проведение национализации, но оно не регулирует и не может регулировать отношения собственности, возникающие между государством и частными физическими и юридическими лицами. Условия проведения национализации определяются не международным правом, а внутренним правом государства, осуществляющего национализацию.

Общие черты, характерные для правовой природы национализации:

  1. всякий акт национализации — это акт государственной власти;
  2. это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц;
  3. национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам);
  4. каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то в каком размере (внутренний закон государства может предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее выплаты, что имело место в ряде стран).

Классический западный подход, нашедший свое отражение, в частности, в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, признает право государства на осуществление экспроприации и национализации любой собственности, в том числе и иностранной, при соблюдении следующих условий:

  • эти меры должны осуществляться для достижения общественно полезных целей,
  • на законных основаниях «в соответствии с применимой к данным обстоятельствам юридической процедурой»,
  • без дискриминации,
  • при условии «быстрой, адекватной и эффективной компенсации».

В российском Законе об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривается, что в случае национализации иностранному инвестору или организации с иностранными инвестициями «возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки» (ст. 8). Как и в ряде других случаев, касающихся иностранных инвестиций, более детальное регулирование содержится в двусторонних соглашениях, заключенных Россией с другими государствами о взаимном поощрении и защите инвестиций, в которых прямо предусматривается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е. должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей.

В настоящее время, как правило, ни судебной практикой, ни юридической доктриной стран Запада не оспаривается экстерриториальное действие законов о национализации в отношении имущества, которое в момент национализации находилось на территории государства, осуществившего национализацию, а затем было вывезено за границу в порядке ведения внешней торговли, в качестве экспонатов на выставки или для иных целей.

Решающее значение для признания судами принципа экстерриториального действия законов о национализации имела длительная борьба советского государства, которую оно вело за признание своих прав на имущество, приобретенное в силу законов о национализации.

Подробнее

Первым решением, которым было признано экстерриториальное действие советских законов о национализации, было решение Высокого суда Великобритании от 12 мая 1921 г. по делу «А.М. Лютер против Д. Сегора». Суть этого известного дела сводилась к следующему. В августе 1920 г. Наркомвнешторг РСФСР продал английской фирме «Сегор» партию фанеры. До национализации фанера была собственностью акционерного общества «Лютер». Национализированный товар (фанера) в момент национализации находился на складе предприятия общества «Лютер» в Новгороде. После прибытия фанеры в Великобританию бывшие собственники общества «Лютер» предъявили иск фирме «Сегор» о возврате фанеры. Первоначально иск был удовлетворен, однако при вторичном рассмотрении дела уже после заключения первого торгового договора между РСФСР и Великобританией в 1921 г. английский суд отклонил иск. Судья Скретон (Scrutton), в частности, указал, что если Л.Б. Красин (глава советской торговой делегации) привез товары в Англию от имени своего правительства и объявил, что они принадлежат правительству, то ни один английский суд не может проверять такое заявление. Как заявил судья Варингтон (Warrington), суд не может «входить в рассмотрение вопроса о действительности актов, коими право собственности на спорные товары было изъято от истцов и перенесено на ответчиков». Судьи отвергли довод истца о том, что советские законы о национализации противоречат принципам справедливости и морали и поэтому действие их не может быть признано в Великобритании.

Из решений судов других стран следует указать на решение федерального суда США от 5 июня 1931 г. по делу о советском золоте (по иску Банка Франции к американским банкам), в котором было признано, что акты национализации должны рассматриваться как действительные. В решениях американских судов по делу «правительство США против банкирского дома М. Бельмонт» (1937) и по делу Пинка (1942) было признано экстерриториальное действие советских законов о национализации в отношении имущества отделений национализированных русских юридических лиц, находившегося в момент национализации на территории США.

В решении французского суда от 16 июня 1993 г. по искам И. Щукиной и И. Коновалова к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу и Музею имени А.С. Пушкина суд признал, что акт национализации — это акт государственной власти. И особенно важно, что факт проведения национализации собственности без компенсации не меняет природы акта национализации как акта осуществления суверенитета государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 2000 г. внуком С.И. Щукина — французским гражданином Андре-Марком Делоном-Фурко были предъявлены в Италии требования о наложении ареста на картины, привезенные из музея Эрмитажа и помещенные на выставке в Риме, а в декабре 2002 г. тот же внук потребовал выплаты ему компенсации в связи с выставкой картин французских импрессионистов из коллекции С.И. Щукина в Хьюстоне (США).

В силу применяемых в каждой стране коллизионных норм моменты возникновения и перехода права собственности определяются по принципу lex rei sitae. Отсюда следует, что при рассмотрении иностранными судами вопросов, касающихся национализированного имущества, подлежат применению законы государства, осуществившего национализацию.

Признание права собственности государства на национализированное имущество, вывозимое им за границу, является необходимой предпосылкой осуществления международной торговли. Без признания экстерриториального действия национализации была бы невозможной международная торговля.

Если право собственности на вывезенное за границу национализированное имущество получило повсеместное признание, то иное положение сложилось в судебной практике государств Запада в отношении национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей. Суды ссылаются при этом на то, что приобретение права собственности на имущество может определяться исключительно законами страны места его нахождения. С этим обоснованием нельзя согласиться. Если обратиться к практике проведения национализации советским государством, то следует прежде всего отметить, что по советскому законодательству не имело юридического значения, где находилось имущество национализируемого предприятия в момент национализации, поскольку национализация распространяется на все такое имущество, независимо от места его нахождения. В большинстве случаев речь шла о том, что за границей находились лишь отдельные составные части национализированного имущественного комплекса, отдельные вклады в банках, отдельные имущественные требования (права и т.п.). Что же касается филиалов национализированных юридических лиц, то личный закон юридического лица регулирует, согласно признанным повсеместно правилам международного частного права, порядок ликвидации такого юридического лица и предусматривает, какие последствия при этом наступают.

Признание одним государством национализации собственности его граждан и юридических лиц, проведенной другим государством, часто становится в международной практике предметом международных соглашений. В таком соглашении могут быть урегулированы и взаимные имущественные претензии, возникшие в связи с проведением национализации. Урегулирование подобных претензий вытекает из самого факта признания действия национализации.

Проект
N 340689-3
Внесен депутатом
Государственной Думы
В.И.Шандыбиным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЩЕНИИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ (НАЦИОНАЛИЗАЦИИ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Законом о национализации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности частных юридических и физических лиц (национализации) для государственных нужд, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности, суверенитета, законности, социальных прав граждан и сохранением национального достояния, устанавливает порядок и условия осуществления национализации.
Статья 2. Понятие национализации
В целях настоящего Федерального закона под национализацией понимается принудительное возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Решения о национализации имущества и передаче его в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации принимаются соответственно федеральными органами законодательной власти и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о национализации
Законодательство Российской Федерации о национализации состоит из настоящего Федерального закона, государственных программ национализации и федеральных законов о национализации имущества, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон не распространяется на принудительное изъятие имущества, находящегося в собственности юридических или физических лиц, в случаях:
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится;
выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
реквизиции;
конфискации;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства;
в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Статья 5. Основания национализации
1. Национализация имущества осуществляется на основании государственных программ и федеральных законов, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Основаниями для национализации предприятий (имущественных комплексов) могут являться:
необходимость предотвращения массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности;
объявление имущества общенациональным достоянием, исключительной собственностью народа России;
монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции (работ, услуг), которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин;
приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам;
нарушение условий приватизационных сделок, в том числе обязательств, осуществить инвестиции в предприятие, сохранить его профиль;
приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом;
систематическое нарушение прав работников приватизированных предприятий имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов;
нарушение прав органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
инициативные заявления юридических и физических лиц о продаже или передаче государству принадлежащего им имущества или приобретенных ранее акций, паев, долей в приватизированном имуществе;
остановка функционирования предприятий, доведение их до банкротства;
ходатайства трудовых коллективов предприятий любых форм негосударственной собственности о национализации, если за такое решение проголосовало не менее 3/4 членов трудового коллектива;
систематическое нарушение прав потребителей;
систематическое нарушение налогового законодательства;
иные основания, определяемые в соответствии с общественными интересами в качестве достаточных для национализации.
3. В иных случаях национализация имущества может быть осуществлена только когда существует необходимость обеспечения государственных нужд, касающихся вопросов защиты основ конституционного строя, здоровья населения, обеспечения обороны страны, безопасности государства, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
4. До проведения национализации органы государственной власти вправе обеспечить государственный контроль над соответствующими объектами путем закрепления в руках государства контрольных пакетов акций, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
Статья 6. Объекты исключительной собственности народа России
Исключительной собственностью народа России объявляются:
воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, леса, земли, недра, воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы и богатства;
предприятия и отрасли экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах государства: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь;
предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
социально опасные виды производств;
имеющие общенациональное значение историко-культурные ценности, реликвии, сооружения;
имеющие общенациональное или региональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая санатории, дома отдыха, туристские комплексы;
объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным достоянием, исключительной собственностью народа России, подлежат национализации.
Глава II. ПОРЯДОК НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Статья 7. Инициатива в проведении национализации
1. Непосредственная инициатива включения имущества в программу национализации или в закон о национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы.
Инициатива национализации может исходить от трудовых коллективов и их представительных органов, частных собственников имущества, предлагаемого для национализации, ассоциаций потребителей, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, МВД, ФСБ, Службы внешней разведки — путем подачи в Министерство государственного имущества или соответствующие законодательные органы мотивированных заявок в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5.
Министерство государственного имущества или соответствующий законодательный орган регистрирует заявки в день их подачи. Решение о согласии выступить с соответствующей законодательной инициативой или об отказе в ней принимается в месячный срок с момента регистрации заявки в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5. Решение по данной заявке в письменной форме доводится до сведения заявителя в трехдневный срок со времени его принятия.
2. Законодательная инициатива в проведении национализации должна выражаться во включении предприятия в проект закона о программе национализации или в проект закона о национализации объекта, не включенного в программу.
3. В случае если внесенный проект Федерального закона о национализации имущества предусматривает национализацию объектов, не включенных в федеральную целевую программу национализации, либо предусматривает увеличение расходов на национализацию по сравнению с федеральной целевой программой национализации, то одновременно с проектом федерального закона о национализации имущества должен быть внесен проект федерального закона о внесении изменений в федеральную целевую программу национализации, либо национализация имущества, указанного в проекте федерального закона, должна быть отложена до принятия федеральной целевой программы национализации на следующий год.
Статья 8. Государственная программа национализации
1. Объекты, подлежащие национализации, устанавливаются Государственной программой национализации (далее — Программа).
2. Программа разрабатывается совместно Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации на предстоящий год и утверждается федеральным законом одновременно с федеральным бюджетом.
3. Программа должна определять:
перечень объектов, подлежащих национализации, в отраслевом и территориальном разрезе;
цели и основания проведения национализации каждого объекта;
субъекта права собственности на национализируемое имущество (Российская Федерация или субъект Российской Федерации);
орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализируемого имущества;
порядок, размеры, формы и сроки выплаты возмещения собственникам национализируемого имущества;
порядок использования имущества после проведения национализации;
сроки осуществления национализации;
общий объем бюджетных средств на национализацию, подлежащих выплате в предстоящем году.
4. Национализация объектов, не включенных в Программу, осуществляется путем принятия отдельных законов о национализации имущества.
Федеральные законы о национализации имущества, предусматривающие увеличение в текущем году бюджетных расходов на национализацию сверх тех, которые предусмотрены Программой на текущий год, должны предусматривать процедуру их согласования с общими бюджетными расходами.
5. Бюджетные расходы на национализируемые в текущем году объекты, но подлежащие выплате в последующие годы, включаются в общий объем бюджетных средств на национализацию, предусматриваемый программами национализации соответствующих лет.
Статья 9. Обеспечение гласности при осуществлении национализации
При внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов о национализации имущества Правительство Российской Федерации обязано опубликовать в своем органе сообщение о таком внесении.
Собственник (представитель собственников), в отношении имущества которого внесены проекты федеральных законов о национализации, имеет право участвовать во всех слушаниях, связанных с рассмотрением данных законопроектов, проводимых в Государственной Думе и Совете Федерации.
Статья 10. Момент возникновения права государственной собственности на национализируемое имущество
Право государственной собственности на национализируемое имущество возникает с момента вступления в силу федерального закона о национализации.
Право государственной собственности на национализируемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации недвижимости в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Орган, осуществляющий полномочия собственника национализированного имущества
Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении национализированного имущества, определяется Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий полномочия собственника национализируемого имущества:
осуществляет все необходимые действия, связанные с фактической передачей и национализированного имущества;
осуществляет выплату возмещения собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на национализированное имущество;
осуществляет учет национализированного имущества;
определяет правовой режим национализированного имущества путем закрепления его за государственными предприятиями или учреждениями или передачи его в государственную казну;
осуществляет управление национализированным имуществом до момента определения его правового режима;
осуществляет контроль за эффективностью использования национализированного имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Глава III. ВОЗМЕЩЕНИЕ СОБСТВЕННИКУ НАЦИОНАЛИЗИРУЕМОГО
ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦАМ, ОБЛАДАЮЩИМ ПРАВАМИ
НА НАЦИОНАЛИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО
Статья 12. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество
1. Размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, определяется исходя из продажной стоимости имущества на момент приватизации и затрат собственника при совершении сделки приватизации с их индексацией на момент национализации и с учетом изменения балансовой стоимости чистых активов национализируемого имущества в сопоставимых ценах с момента совершения сделки приватизации до момента национализации.
2. Размер возмещения, выплачиваемого лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, определяется в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи.
3. Размер возмещения залогодержателям национализированного имущества определяется исходя из суммы обеспеченного залогом требования. Сумма возмещения, подлежащая выплате залогодержателю, удерживается из суммы возмещения, подлежащей выплате собственнику национализированного имущества. При этом обеспеченное залогом обязательство прекращается с момента выплаты возмещения залогодержателю.
Размер возмещения иным лицам, обладающим правами на имущество собственника (арендаторам, лицам, в пользу которых установлен сервитут, и т.д.), определяется исходя из фактических сумм, выплаченных ими за право пользования имуществом.
Статья 13. Порядок определения размера возмещения
Предварительная оценка размера возмещения, подлежащего выплате собственнику национализированного имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество собственника, определяется лицом, вносящим в Государственную Думу проект федерального закона о национализации имущества.
Не позднее одного месяца с момента внесения проекта федерального закона о национализации имущества Государственная Дума обязана создать государственную комиссию с привлечением Счетной палаты независимых экспертов, представителей Министерства государственного имущества России и органа, осуществляющего полномочия собственника национализированного имущества, для осуществления проверки законности сделок приватизации и залоговых сделок по национализируемому имуществу в соответствии со статьями 166 — 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и приватизационным законодательством, включая оценку имущества на момент приватизации, и исходя из результатов этой проверки, определения размера возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество.
Государственная комиссия обязана определить размер возмещения и представить свое заключение в Государственную Думу не позднее одного месяца с момента ее создания.
Окончательный размер возмещения устанавливается в федеральном законе о Программе национализации и других законах о национализации имущества.
При выявлении государственной комиссией нарушений приватизационного законодательства, умышленного занижения стоимости имущества при осуществлении сделок приватизации, нарушений при распределении акций, продаже акций (пакетов акций) физическим и юридическим лицам по ценам ниже их реальной стоимости и других нарушений указанные сделки признаются недействительными.
В случае признания сделки приватизации недействительной размер возмещения определяется исходя только из затрат собственника национализируемого имущества на совершение сделки приватизации с ее индексацией на момент национализации. Государство не несет ответственности по обязательствам собственника национализируемого имущества перед третьими лицами, включая залогодержателей и других лиц, обладающих правами на имущество собственника.
Из суммы возмещения исключается отнесенная к данному имуществу задолженность государству, в том числе по налогам.
Статья 14. Формы платежа в сроки выплаты возмещения
1. Возмещение собственнику национализируемого имущества и лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, выплачивается государственными облигациями с окончательным сроком погашения в десять лет.
Облигации выпускаются в течение трех месяцев со времени принятия закона о программе приватизации или иного закона о национализации и вступают в силу со дня публикации этих законов.
Облигации погашаются по номиналу путем жеребьевки в десяти ежегодных примерно равных тиражах. По этим облигациям начисляется процент, который выплачивается одновременно с погашением облигаций. Этот процент соответствует проценту, выплачиваемому сберегательным банком по вкладам той же срочности.
2. Национализация имущества, по которому имеется задолженность государству, может быть осуществлена путем конвертации этой задолженности в государственную собственность, в том числе через механизм дополнительной эмиссии акций.
3. Споры о выплате возмещения рассматриваются в суде или арбитражном суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава IV. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 15. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации

6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами – резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.

Признание экстерриториального действия законов о национализации в подавляющем большинстве государств; происходит сегодня в силу использования коллизионной привязки lex rei sitae, которая, как уже подчеркивалось выше, является базовой при определении моментов возникновения и перехода права собственности на имущество. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров суды обязаны, по общему правилу, руководствоваться законодательством того государства, где была проведена национализация.

Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.

В российской правовой доктрине на этот счет существует другая точка зрения. В нашей стране практически общепризнанно, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

§ 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве

§ 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве Наследование является одним из старейших институтов права, отличающимся известной стабильностью и, как принято считать, определенным консерватизмом. Подверженное

1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве

1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве Особенность международного частного права как полисистемного комплекса определяется не только характерными чертами его предмета и источников. Специфичен также и метод (способ)

Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве

3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их

4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей,

Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве

5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом

6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве

6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей

9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве

9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой

15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об

27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону. Данная ситуация

40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Исключительные права – «интеллектуальная собственность».Особенности отношений по исключительным правам с иностранным элементом: 1. Имеют строго территориальный характер действия, собственность, охраняемая по