Закон о пенсиях 1956

С 1 августа государство кинет им лишь пару сотен на палку колбасы, да и то не всем

В последние несколько дней в сообщениях российских информагентств различного калибра активно появлялись сообщения о том, что российским пенсионерам полагается доплата за так называемый «советский стаж» в размере 1% за каждый полный год работы во времена СССР.

О том, что многие старики вправе получать дополнительные денежные выплаты, а также перерасчет страховой пенсии по старости за неучтенный при ее назначении стаж работы в СССР, одним из первых сообщило агентство PRIMPRESS. В марте нынешнего года — со ссылкой на депутата Госдумы Дмитрия Ионина, а уже в июле — на пул собственных юристов и пенсионных экспертов.

Последние, в частности, уточнили — многие пенсионеры, действительно, жалуются на то, что у них при назначении выплаты по старости не учли тот или иной период советского стажа, однако при попытках обнаружить его Пенсионный фонд России практически всегда отвечает отказом. Впрочем, опускать руки пожилые граждане не должны, подчеркнули они, поскольку в результате повторных обращений ПФР все же увеличивает размер выплаты. Так, одной из пенсионерок, привели пример эксперты, чиновникам пришлось прибавить к пенсии 279 рублей в результате переучета шести изначально «потерянных» лет работы в период существования СССР. Правда, женщине пришлось добиваться справедливости в течение трех долгих лет.

В ответ на это ведомство Максима Топилина поспешило заявить — никаких перерасчетов пенсий для пожилых граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года (в том числе в советское время до 1991 года) ПФР делать не собирается, так как подобная переоценка пенсионных прав, называемая валоризацией, была им проведена ещё на рубеже 2009−2010 годов. Тогда расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года увеличили на 10% и прибавили по 1% за каждый полный год советского стажа до 1991 года.

Таким образом, подчеркнули в ПФР, все назначенные до 2010 года пенсии были пересчитаны, и пенсионеры уже получили доплаты за советский стаж, следовательно, все предположения о новых выплатах пенсионерам за «советский стаж» не соответствуют действительности. Это либо следствие неправильной интерпретации появившейся в СМИ информации о выплатах, которые положены отдельным пенсионерам, у которых годы стажа в СССР по ошибке или другим обстоятельствам не были учтены, либо происки неких юридических фирм, оказывающих пенсионерам мнимую услугу за денежное вознаграждение.

Возможно, кто-то из российских стариков искренне надеялся на то, что после всероссийского голосования по поправкам в Конституцию пенсионная система страны, как это активно акцентировалось агитаторами от партии власти, действительно будет формироваться «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений». Но последнее заявление ПФР эти надежды, похоже, окончательно перечеркивает.

Ведь по сути оно означает, что государство попросту отказывает даже в копеечных суммах пенсионерам, по его же милости оказавшихся к настоящему моменту в крайне сложном финансовом положении.

— Вспомните историю с заморозкой пенсионных накоплений, — призвал читателей «СП» известный экономист Владислав Жуковский. — Тогда президент говорил, что речь идет исключительно о 2014−2015 годах, но потом сам же взял и сделал эту меру бессрочной, фактически отняв эти средства у народа, так что вместо реальных денег россиянам на пенсионные счета стали поступать какие-то непонятные баллы.

Кстати, в 2014—2015 годах не Владимир Путин ли вместе с Дмитрием Медведевым говорили о том, что ни о каком повышении налогов не может быть и речи, что они замораживают эту нагрузку на экономику на ближайшие 5 лет? Да, саму фискальную нагрузку по итогу никто не менял, но вместо этого были введены десятки квазиналоговых сборов: торговый, утилизационный, портовый, туристический, экологический, а также система «ПЛАТОН», из-за которой проезд грузовиков по федеральным трассам мы фактически оплачиваем из своего кармана, платная маркировка товаров, спровоцировавшая их удорожание, и мусорная реформа, приведшая к повышению платежей населения за эту услугу в 5 раз. В 2014 году нас также убеждали в том, что рубль будет крепким, никакой девальвации никто не допустит. В итоге он к настоящему моменту упал в 2 раза!

Нюансы, подмеченные экспертом, позволяют понять — да, к одним из самых низких в мире российским пенсиям в 2010 году прибавили 10%, но зато потом отобрали в несколько раз более внушительные суммы. И это на фоне того, что, обобщив данные Росстата с 2015 по 2019 годы, доктор экономических наук Игорь Николаев пришел к выводу — в реальности, а не на бумаге, размер пенсий за эти 5 лет уменьшился на 4,6%. То же самое произошло и с коэффициентом замещения: если в 2015 году он находился на уровне 35,2%, то в январе-сентябре 2018 года составлял уже 31,6%, а за тот же период 2019 года вообще упал до 30,7%.

Что называется, почувствуйте разницу!

Кому-то, вероятно, может показаться, что вывод о нежелании государства дать российским старикам по-настоящему справедливую и достойную пенсию сделан скоропалительно. Ведь практически одновременно с заявлением ПФР о «фейковости» новостей о полагающихся пенсионерам доплатах за «советский» трудовой стаж официальная правительственная пресса сообщила — с 1 августа 2020 года у работающих пенсионеров автоматически вырастут пенсии. Помимо этого, с этой же даты (и также автоматически) россиянам пересчитают в сторону повышения и размер накопительных пенсий.

«Ну разве это не является доказательством создания в России справедливой пенсионной системы, которую и обещал нам президент через поправки в Конституцию?!», — могут воскликнуть многие приверженцы квасного патриотизма.

«Да куда уж там!», — хочется ответить им и привести некоторые детали этого, с позволения сказать, повышения.

Во-первых, законодательно пенсии работающих пенсионеров могут увеличиваться не более чем на три пенсионных балла. И поскольку в нынешнем году каждый из них оценивается в 93 рубля, то максимальная прибавка составит 279 рублей. В Московской области на эти деньги можно приобрести разве что пару батонов вареной колбасы далеко не самого лучшего качества, да и то если идти за ней в крайне сомнительные магазины класса «суперэконом».

Во-вторых, как ранее сообщал ПФР, по результатам инвестирования пенсионных накоплений в 2019 году, которые в три раза превысили официальный уровень инфляции (3%), накопительные пенсии будут повышены на 9,13%. Это, конечно, выглядит несколько весомее апрельских шести процентов, но такую прибавку к пенсии с 1 августа получит на круг всего 80 тысяч россиян при том, что общее количество пенсионеров в России исчисляется десятками миллионов человек.

Тут впору рассуждать не о справедливости и солидарности, а об агонизации. Впрочем, это частное мнение отдельного журналиста. А что думают о текущем положении дел в пенсионной системе страны эксперты «СП»?

— Мало того, что это величайшая социальная несправедливость, так она еще настолько запутана и непонятна, что даже специалисты в ней ориентируются с большим трудом, — отмечает член КПРФ, общественный деятель, политик Вячеслав Тетёкин. — Раньше, в советское время, все было предельно ясно, а сейчас граждане даже не очень представляют себе, какой компонент из нынешней пенсии повышается или понижается. В таких условиях манипулировать пенсиями исключительно легко. Так что можно запросто предположить, что скоро власти найдут очередные красивые слова и скажут нечто вроде «в интересах повышения уровня пенсионного обеспечения и с учетом тяжелого положения государственной экономики принято решение временно» ограничить или уменьшить часть пенсии. Раз в вопросах вытрясания из карманов народа последних копеек чиновники проявляют безграничное творчество, значит, работай — не работай, очередная пенсионная реформа аннулирует все твои достижения.

— Мы прекрасно знаем — когда и как ни повышали бы пенсию, практически сразу же вслед за этим вырастают цены в магазинах и в сфере коммунальных услуг, — напоминает экс-председатель «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость», депутат Госдумы VI созыва Игорь Зотов. — Чтобы пенсионеры хоть как-то жили, а не выживали, надо полностью, кардинально пересматривать всю социальную политику. Только тогда люди, работавшие всю жизнь, смогут жить нормально. Я на своем веку повидал уже три пенсионных реформы, и ни одна ни к чему хорошему не привела. То мы баллы какие-то считаем, то еще что-нибудь. А на выходе-то что? А на выходе получается средняя пенсия в размере 14 с небольшим тысяч рублей. Разве на такую сумму можно прожить? Да, какие-то компенсации платят, но все эти потуги ни к чему хорошему пока не приводят. Это все равно, что из пушки по воробьям палить.

Однако в глазах государства вся эта «пальба по воробьям» все-таки имеет значение. Так, по подсчетам Владислава Жуковского, опубликованным в его Твиттере, только в 2020 году из-за повышения пенсионного возраста у россиян изымут более 340 миллиардов рублей: конкретно на пенсиях бюджет ПФР сэкономит 150 миллиардов, но при этом не вышедшие на пенсию граждане заплатят НДФЛ в общей сложности на 56 миллиардов и еще 135 миллиардов поступит с их доходов в казну в виде страховых взносов. А к тому времени, когда пенсионная реформа заработает на всю катушку, ежегодная экономия бюджета на пенсиях может достигать 2−2,5 триллионов рублей.

С такими-то барышами отчего же в «социальную справедливость» не поиграть, благо тут можно всего парой-другой миллиардов отделаться?

© osd.ru

Заработав пенсию в СССР, но не успев получить российское гражданство, женщина в начале 90-х годов уехала на постоянное место жительства за границу. Сразу после отъезда пенсионные выплаты ей были приостановлены. Прошло больше 10 лет, и эмигрантка потребовала от Пенсионного фонда их возобновления, а получив отказ, пошла жаловаться в суд. Кто прав в этом споре, решал Верховный суд РФ.

Добиться пенсии в суде

В октябре 2006 года Белла М. обратилась в управление ПФ РФ Заельцовского района Новосибирска, попросив восстановить ей выплаты трудовой пенсии по старости с 15 июня 1998 года как иностранному гражданину, покинувшему территорию России до 1 июля 1993 года, но получила отказ. Спор продолжился в Заельцовском районном суде. Во время судебного разбирательства выяснилось, что заявительница, начиная с июня 1991 года получала пенсию по старости. Выплаты производились на основании положений Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». Осенью 1991 года она переехала в другое государство и осталась там жить. 1 ноября 1991 года пенсионный орган снял женщину с учета, выплатив ей пенсию на полгода вперед – по 30 апреля 1992 года.

Заельцовский райсуд 5 июня 2007 отказал в удовлетворении исковых требовнаий. «Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает права на сохранение и получение лицами, выехавшими на постоянное место жительство за границу, иных пенсий (кроме пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и по случаю потери кормильца), назначенных по законодательству СССР», – говорится в решении.

Вторая попытка

Прошло шесть лет, и женщина решила еще раз побороться за пенсию. В октябре 2013 года М. снова написала заявление все в то же управление ПФР, потребовав восстановить пенсионные выплаты, но опять получила отказ – для удовлетворения ее требований не нашлось правовых оснований. Заявительница вновь обратилась в Заельцовский райсуд. В октябре 2014 года ее заявление рассмотрела судья Татьяна Борисова (дело № 2-3541/2014). На этот раз требования пенсионерки в эмиграции были удовлетворены частично. Вынося решение, суд исходил из положений сразу нескольких норм: закона СССР о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года и одноименного закона РФ от 20 ноября 1990 года, а также ст. 5 ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ». Применил он и постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П. Тогда КС РФ посчитал недопустимым оставлять пенсионеров без права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.

Судья Борисова пришла к выводу о том, что М. не должна быть лишена пенсии, ведь она заслужила ее предшествующим трудом на территории СССР. Апелляция согласилась с этим мнением, уточнив лишь, что выплаты заявительнице трудовой пенсии по старости должны быть возобновлены с 1 декабря 2006 года. Управление ПФ РФ в Заельцовском районе обжаловало акты нижестоящих инстанций в ВС РФ.

В решениях нижестоящих судов были найдены грубые ошибки

Рассмотрев кассационную жалобу (дело № 67-КГ15-12), Коллегия по гражданским делам установила, что «по нормам пенсионного законодательства, действующего на момент назначения пенсии М. и ее выезда за границу, не было предусмотрено восстановление (возобновление) выплаты пенсии в отношении граждан, выехавших на постоянное жительство за границу. Граждане СССР, выехавшие на постоянное жительство за пределы СССР и являвшиеся получателями пенсий по иным основаниям, кроме пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, по случаю потери кормильца, назначенных и выплачиваемых в соответствии с законодательством СССР, не имели права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии». То есть, заявительница, выехав за пределы РФ, не обладала правом на возобновление получения пенсии по старости, которая была назначена ей по нормам законодательства СССР.

По мнению ВС, нижестоящие суды не учли, в первую очередь, что женщина не имеет российского гражданства и никогда не являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Следовательно, указанные нормы на ее отношения с ПФР не распространяются.

В итоге, ВС признал предыдущие судебные акты незаконными, «поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ – УПФ РФ в Заельцовском районе Новосибирска», и отменил их, приняв определение об отказе в удовлетворении исковых требований М.

Мнения экспертов

Эксперты «Право.ру» разделились на два лагеря: часть опрошенных юристов одобрила позицию ВС РФ, а другие с мнением судей не согласились.

Антон Пуляев, адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре» с ВС согласен и считает, что суды нижестоящих инстанций проигнорировали тот факт, что заявительница не имеет гражданства РФ, является гражданкой иностранного государства иникогда не была получателем пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, по его мнению, суды нижестоящих инстанций, удовлетворяя требования, сослались на закон, вступивший в силу после отъезда заявителя за пределы РФ (закон о государственных пенсиях в РФ, который вступил в силу 1 января 1992 года).

Другой московский адвокат – Калой Ахильгов соглашается с коллегой, акцентируя внимание на том, что суд первой инстанции и апелляция неверно истолковали еще и закон СССР о государственных пенсиях, а также постановлении Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, где сказано, что лицам, покидающим территорию СССР и уезжающим на постоянное или временное жительство в капиталистические страны, выплата пенсии приостанавливается на все время пребывания за границей.

У адвоката АК «Павлова и партнёры» Константина Савина позиция иная: «На мой взгляд, определение ВС противоречит постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П и определению ВС РФ по делу № 39-ВПР10-8 (тогда суд признал право пенсионерки, выехавшей за пределы нашей страны в 1990 году, на возобновление выплаты пенсии, при том, что фактические обстоятельства по делам схожи – прим. ред.), нарушает принципы правовой определенности, предсказуемости и лишает большую по численности группу пенсионеров – наших соотечественников права на получение заслуженной и назначенной им трудовой пенсии по законодательству СССР», – считает эксперт.

Вместе с тем, юрист обращает внимание на актуальность темы: «В начале 90-х годов наши соотечественники в массовом порядке отбывали за рубеж, в связи с трудным социально-экономическим положением и нестабильной политической обстановкой. Право на получение пенсии по старости обусловлено предшествующим трудом, а не наличием российского гражданства заявителя или датой выезда его за рубеж на постоянное жительство. Если заявитель до выезда имел гражданство РСФСР, и ему была назначена пенсия по законодательству СССР, то он вправе претендовать на восстановление (возобновление) выплаты трудовой пенсии РФ. При наличии соответствующей жалобы заявителя в целях устранения разнобоя практики требуется передача вопроса на рассмотрение Президиума ВС».

Двояким считает решение ВС РФ петербургский юрист Сергей Урбан: «Я не согласен с подходом к обоснованию правовой позиции, но одновременно считаю само решение верным. ВС РФ ошибочно исключает закон СССР из правовой базы, применяет положение закона РСФСР вне правовой связи с действующей на тот момент Конституцией РСФСР. ВС РФ приходит к неверному выводу, что истцу вообще не полагается выплачивать пенсию, даже в размере указанным законом СССР (оплата за 6 месяцев). Кроме того, к указанным правоотношениям пытаются применить нормы об иностранном гражданстве, что недопустимо, поскольку истец, на момент получения права на государственную пенсию, являлся гражданином СССР, что не оспаривается ни одной инстанцией, указанное право получил в СССР и расчет ведется по правилам СССР. Прошу обратить особое внимание, что ВС РФ, отказываясь признавать закон СССР, ссылается на постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года».

Пенсии в СССР

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.

В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля , в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

В мае 1990 года был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

В том же году принимается закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

15 июля 2008

Пенсии колхозников

44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

14 июля 1956 года
——
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР
от 07.05.1960 — Ведомости ВС СССР, 1960, N 18, ст. 143;
от 25.09.1961 — Ведомости ВС СССР, 1961, N 39, ст. 403;
от 26.09.1967 — Ведомости ВС СССР, 1967, N 39, ст. 520;
от 20.04.1971 — Ведомости ВС СССР, 1971, N 16, ст. 168;
от 10.08.1972 — Ведомости ВС СССР, 1972, N 33, ст. 296;
от 21.11.1973 — Ведомости ВС СССР, 1973, N 48, ст. 678;
от 07.03.1975 — Ведомости ВС СССР, 1975, N 11, ст. 182;
от 23.04.1975 — Ведомости ВС СССР, 1975, N 18, ст. 282;
от 13.06.1977 — Ведомости ВС СССР, 1977, N 25, ст. 382;
от 11.09.1979 — Ведомости ВС СССР, 1979, N 38, ст. 620;
от 07.01.1980 — Ведомости ВС СССР, 1980, N 3, ст. 40;
от 26.02.1980 — Ведомости ВС СССР, 1980, N 10, ст. 177;
от 30.05.1980 — Ведомости ВС СССР, 1980, N 23, ст. 439;
от 02.09.1981 — Ведомости ВС СССР, 1981, N 36, ст. 1033;
от 30.06.1983 — Ведомости ВС СССР, 1983, N 27, ст. 413;
от 13.08.1984 — Ведомости ВС СССР, 1984, N 45, ст. 791;
от 22.05.1985 — Ведомости ВС СССР, 1985, N 22, ст. 391;
от 22.05.1986 — Ведомости ВС СССР, 1986, N 22, ст. 363)
В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.
Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств.
Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения.
В этих целях Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право на государственную пенсию имеют:
а) рабочие и служащие;
б) военнослужащие;
в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров;
г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца.
Статья 2. Государственные пенсии по настоящему Закону назначаются:
а) по старости;
б) по инвалидности;
в) по случаю потери кормильца.
Статья 3. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Статья 4. Граждане, имеющие право на государственную пенсию, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
Статья 5. Пенсии назначаются Комиссиями по назначению пенсий, образуемыми исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов.
Решение Комиссии по назначению пенсий может быть обжаловано в исполнительный комитет районного (городского) Совета народных депутатов.
Статья 6. Выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учр
Страницы: 1 2 3 … 14 15 16