Закон о потребительских обществах

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 13 июня 1997 года Статья 1. В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1788), изложив его в следующей редакции: «ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; союз потребительских обществ (далее также — союз) — добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг; пайщик — гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами; кооперативный участок — участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определяемому уставом потребительского общества; уполномоченный потребительского общества — пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка и наделенный полномочиями решать вопросы на общем собрании уполномоченных потребительского общества. Он является связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, организует деятельность потребительского общества на кооперативном участке. Норма представительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом потребительского общества; высший орган потребительского общества — общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества; представители потребительского общества в союзах потребительских обществ — пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества (если иное не предусмотрено уставами потребительских обществ и их союзов) для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество; вступительный взнос — денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество; паевой взнос — имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; резервный фонд — фонд, который предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств и порядок формирования и использования которого определяется уставом потребительского общества или союза; неделимый фонд — часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества — приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика; кооперативные выплаты — часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается. Статья 3. Государство и система потребительской кооперации 1. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. 2. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества 1. Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. 2. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов; добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты вступительного и паевого взносов; демократичности управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат; доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков. Статья 5. Правомочия потребительского общества Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями: заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано; иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере; создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества; распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества; привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан; осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков; осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества; осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества. Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах 1. Потребительские общества и их союзы самостоятельно осуществляют наем работников и определяют условия и размеры оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Законом и уставами потребительских обществ и их союзов. 2. Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на председателей советов потребительских обществ и их союзов, председателей ревизионных комиссий потребительских обществ и их союзов налагаются только органами, избравшими этих председателей. 3. Выборные должностные лица потребительского общества или союза, нарушающие права пайщиков, уставы и допускающие злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации, могут быть по представлению ревизионной комиссии союза отстранены от должности советом союза потребительских обществ в порядке, определенном уставом союза. В таких случаях совет союза обязан организовать проведение общего собрания в течение 30 дней. ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА Статья 7. Порядок образования потребительского общества 1. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. 2. Порядок принятия решений об образовании потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества в соответствии с настоящим Законом. 3. Решения о создании потребительского общества и вступлении в союз принимаются учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского общества. 4. Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом. Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества 1. К заявлению о государственной регистрации потребительского общества прилагаются: протокол учредительного собрания потребительского общества о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав потребительского общества; свидетельство об уплате регистрационного сбора. 2. Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Статья 9. Устав потребительского общества 1. В уставе потребительского общества должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности потребительского общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества; сведения о его филиалах и представительствах; иные сведения. 2. Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков. ГЛАВА III. ЧЛЕНСТВО В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ Статья 10. Прием в потребительское общество 1. Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении. 2. Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества. Вступающий признается пайщиком с момента вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества. 3. Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство. Статья 11. Права пайщиков потребительского общества 1. Пайщики потребительского общества имеют право: вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе; участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов; получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества; приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества; пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества; сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах; быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках; получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества; получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности; обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества; обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы. 2. Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества Пайщики потребительского общества обязаны: соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества; выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности. Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе 1. Членство в потребительском обществе прекращается в случаях: добровольного выхода пайщика; исключения пайщика: ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком; смерти гражданина, являющегося пайщиком; ликвидации потребительского общества. 2. Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского</p>

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Общие положения

1.1. Потребительское общество, именуемое в дальнейшем «Общество», создаётся и действует в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» от 19.06.92 г., Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

1.2. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчётный счёт в банке, имеет круглую печать со своим наименованием, эмблему и др. реквизиты.

1.3. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

1.4. Вопросы, не урегулированные Уставом, должны решаться в соответствии с действующим в РФ законодательством, регулирующим деятельность потребительских обществ.

1.5. Общество осуществляет свою деятельность, как в РФ, так и за её пределами и руководствуется в ней законодательством РФ и тех стран, где оно действует.

1.6. Срок деятельности Общества не ограничен.

1.7. Наименование Общества: Полное -________________

___________________, сокращённое — ПО____________________

в латинской транскрипции: «___________________»

1.8. Местонахождение Общества:________________________

______.________________. По данному адресу расположен постоянно действующий исполнительный орган, Совет общества и его Председатель.

1.9. Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Общество не отвечает по обязательствам Пайщиков. Пайщики солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам Общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из пайщиков на покрытие убытков Общества.

2. Цели создания потребительского общества

2.1. Основными целями потребительского общества являются:

• оказание членам потребительского общества производственных и бытовых услуг, в т.ч. закупка сырья, материалов и оборудования для производства, организация транспортных, рекламных, консультационных, финансовых и пр. услуг;

• создание и развитие торговли для обеспечения членов общества товарами;

• закупка у граждан и юридических лиц продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

• производство непродовольственных товаров и их реализация через розничную торговлю;

• туристическая деятельность:

: • благотворительная деятельность;

• приобретение нематериальных активов и использование их пайщиками;

• повышение профессионального уровня пайщиков.

3. Предмет деятельности Общества

3.1. Для достижения целей создания Общество в установленном законом порядке осуществляет:

• торгово-закупочную деятельность;

• закупку, производство и реализацию продовольственных и ; промышленных товаров;

• производство товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения и их реализацию;

• содействие в обеспечении пайщиков потребительского общества информацией о партнёрах, покупателях, возможностях и условиях привлечения инвестиций и кредитов, гарантиях возврата

• содействие пайщикам потребительского общества в использовании банковских, биржевых, страховых и клиринговых механизмов управления активами, погашения долгов и привлечения финансовых средств;

• туристическую деятельность:

• отбор, экспертизу, методическое, организационно-правовое и финансовое сопровождение проектов;

• обучение пайщиков в области привлечения и гарантий возврата инвестиций и кредитов, методам маркетинга и управления, культуре и этике деловых отношений, руководствуясь лучшими мировыми образцами;

• привлечение заемных средств от пайщиков и других граждан;

• кредитование и авансирование пайщиков на льготных условиях;

• участие в международных финансовых программах реинвестирования перспективных проектов;

• издательскую деятельность, тиражирование и реализацию печатных изданий;

• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• бытовое обслуживание населения, ремонт и прокат всех видов оборудования;

• приобретение, производство, реализацию фармацевтической продукции, медицинского оборудования, инструментария;

• маркетинг, посредническую и дилерскую деятельность;

• закупку, производство, распространение аудио-, видео-, кинопродукции, организацию кино- и видеопроката;

• внешнеэкономическую деятельность;

3.2. Общество вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

На лицензируемые виды деятельности Общество приобретает лицензии в соответствии с действующим законодательством.

4. Имущество, учёт и отчётность

4.1. Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Общества. Имущество Общества принадлежит ему на праве собственности.

4.2. Источниками формирования имущества Общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

4.3. Доход потребительского общества, оставшийся после ; осуществления расчётов с бюджетом и иных обязательных пла-■тежей, направляется в фонды потребительского общества для

осуществления расчётов с кредиторами и/или кооперативных

[выплат.

; 4.4. Общество осуществляет в установленном порядке опе-! ративный и бухгалтерский учёт результатов работы, ведёт статистическую отчётность по нормам, действующим в РФ.

4.5. Ответственность за состояние учёта, своевременное пред-\ ставление бухгалтерской и иной отчётности возлагается на орга-I ны управления Общества. \ 4.6. Финансовый год устанавливается с 1 января по 31 декаб-

^ря включительно.

I 4.7. Общество и его должностные лица несут установленную I законом ответственность за достоверность содержащихся в го-I довом отчёте и балансе сведений.

I 5. Пайщики потребительского общества, их права и обя-I занности. Порядок вступления и выхода пайщиков, в т.ч. по-I рядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат

I

I 5.1. Приём в Общество осуществляется на основании поданного заявлений Советом потребительского общества. В заявлении физического лица должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства; в заявлении юридического лица -наименование, местонахождение и банковские реквизиты.

5.2. Заявление о приёме должно быть рассмотрено в течение 30 дней Советом потребительского общества. Вступающий признаётся пайщиком с момента вынесения решения Советом потребительского общества и уплаты вступительного и паевого взноса. Лицо, принятое и внесшее вступительный и паевой взнос, получает Членскую книжку «Пайщика потребительского общества».

5.3. Исключение из Общества производится в случаях:

• добровольного выхода пайщика;

• исключения пайщика;

• ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком;

• смерти гражданина, являющегося пайщиком;

• ликвидации потребительского общества.

5.4. Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается Советом общества не более 30 дней с момента подачи. Выходящий признаётся исключенным по собственному желанию из потребительского общества с момента вынесения решения Совета и возврата его паевого взноса и кооперативных выплат, которые должны быть осуществлены также не позднее 30 дней с момента подачи заявления о выходе.

5.5. Пайщик может быть исключен в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед Обществом или действий, наносящих ущерб данному Обществу. Пайщик должен быть в письменной форме извещен не позднее, чем за 20 дней. Советом Общества о причинах вынесения вопроса о его исключении из Общества на Общее собрание и приглашен на указанное Общее собрание с правом высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины Общее собрание вправе принять решение о его исключении из Общества. Решение об исключении пайщика принимается простым большинством в 1 /2 голосов. Возврат его паевого взноса и кооперативных выплат должен быть осуществлен не позднее 30 дней с момента прохождения Собрания.

5.6. В случае смерти пайщика, его наследники могут быть приняты в Общество, на основании заявления в порядке, указанном в п.п.5.1.-5.2. В противном случае Общество передаст наследникам паевой взнос и кооперативные выплаты. Возврат указанного паевого взноса и кооперативных выплат должен быть

Осуществлен не позднее 30 дней с момента подачи заявления о рыплате и предоставлении документов, подтверждающих право наследования.

5.7. Пайщики Общества обязаны:

• соблюдать Устав;

• выполнять решения Общего собрания и др. органов управления и контроля Общества;

. • выполнять свои обязательства перед Обществом по учас-§гию в его хозяйственной деятельности.

5.8. Пайщики Общества имеют право:

• вступать в Общество и выходить из него на добровольной

эснове;

• участвовать в деятельности Общества, имея один голос при олосовании, избирать и быть избранными в органы управления [ контроля Общества;

I «вносить предложения об улучшении деятельности Общества, устранении недостатков в работе его органов; ; • получать кооперативные выплаты в соответствии с положением, утвержденным Общим собранием;

• приобретать /получать/ преимущественно перед другими ражданами, товары /услуги/ в организации торговли и бытового

{^обслуживания Общества;

i • осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт Цпродукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации Общества;

!• пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков Общим собранием Общества, эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности Общества; • быть принятыми в первоочередном порядке на работу в i Общество, в соответствии с их образованием, подготовкой и с в учетом потребности в работниках;

1 • получать направления на учебу в образовательные учреж-‘(дения потребительской кооперации;

• пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых Общим собранием;

• получать информацию от органов управления и контроля Общества об их деятельности;

116

117

• обращаться к Общему собранию с жалобами на неправомерные действия других органов управления или органов контроля Общества;

• обжаловать в судебном порядке решения органов управления Общества, затрагивающие их интересы.

5.9. Пайщики могут иметь также и другие права, предусмотренные законодательством, а также решениями Общего собрания.

6. Размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов. Порядок покрытия убытков.

6.1. Вступительный взнос на момент учреждения Общества для

физических лиц составляет______рублей, для юридических лиц —

_______рублей. Вступительный взнос не входит в состав паевого

фонда и не подлежит возврату при выходе пайщика из Общества.

юридических лиц -________рублей.

6.3. Количество паев приобретаемых одним пайщиком не ограничено. Сумма всех приобретенных паев одним пайщиком является его паевым взносом:

6.4. Вступительный и паевой взносы оплачиваются в порядке, указанном в п.5.2.

6.5.На вступительные и паевые взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствам пайщиков.

6.6. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса пайщики должны покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.

7. Органы управления и контроля

7.1. Органами управления Общества являются:

• Общее собрание Общества, состоящее из пайщиков /далее Собрание/ — высший орган;

• представительный орган — Совет Общества — в период между Общими собраниями управляет Обществом;

• исполнительный орган Собрания — Правление.

7.2. Собрание представляет всех пайщиков и является высшим органом Общества.

— 7.2.1. Собрание возглавляет председатель, избираемый Собра-I нием. Среди прочего в обязанности Председателя входит:

• созыв собрания во всех необходимых случаях;

• руководство работой Собрания;

• контроль за выполнением решения Собрания.

7.2.2. В исключительную компетенцию Собрания входят:

• утверждение Устава Общества, внесение в него изменений и

дополнений;

• избрание и досрочное прекращение полномочий председателя и членов Совета, членов ревизионной комиссии /ревизора/ Общества, заслушивание отчетов об их деятельности, определение

I средств на их содержание;

• утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества, распределение его прибылей и убытков;

• исключение Пайщиков из Общества;

• решение вопросов о создании союзов;

• избрание представителей потребительских обществ Союза и выработка наказов им;

_ • порядок распределения между пайщиками доходов от пред-I принимательской деятельности Общества;

• порядок покрытия убытков, понесенных Обществом;

• определение видов, размеров и условий формирования фондов Общества;

• создание хозяйственных обществ, кооперативных участков;

• отчуждение недвижимого имущества Общества, стоимость которого превышает_____________(сумма прописью) рублей;

• решение о реорганизации и ликвидации Общества.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Собрания, не могут быть переданы им на решение Совета или исполнительного органа Общества.

118

119

7.2.3. Решение Собрания является правомочным при наличии на собрании более половины пайщиков. Все решения собрания принимаются открытым голосованием, простым большинством в 1/2 голосов присутствующих членов Собрания, за исключением решения о выходе Общества из союза, которое принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов, и вопроса о реорганизации (ликвидации) Общества, этот специальный вопрос^ решается большинством в 100% общего числа голосов тайным голосованием. Каждый пайщик обладает одним голосом.

7.3. Совет Общества является органом управления Общества и подотчетен его Общему собранию. Председатель и члены Совета Общества избираются Общим Собранием сроком на пять лет, но могут быть освобождены от исполнения обязанностей в любое время по решению Общего собрания. Председатель Совета без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Досрочно избранный председатель или член Совета Общества исполняет свои обязанности до истечения пятилетнего срока предыдущего председателя или члена Совета.

7.3.1. К исключительной компетенции Совета относится:

• осуществление представительства пайщиков Общества, защита их прав;

• прием пайщиков;

• подготовка и проведение Общих собраний;

• определение полномочий Правления Общества и осуществление контроля за его деятельностью, утверждение Положения о Правлении и отчета о его деятельности;

• назначение и увольнение заместителя председателя Совета, Председателя Правления Общества;

• утверждение бюджета Общества.

7.3.2. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Совета, не могут быть переданы на решение Правления.

7.3.3. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже, чем один раз в месяц. Совет правомочен, если на его

Враседании присутствует не менее 3/4 членов совета, в т.ч. Пред-рседатель Совета или его заместитель. Пайщики вправе участво-■вать в заседании Совета. В течение заседания Совета ведется протокол заседания, который составляется не позднее 15 дней после закрытия заседания Совета. В протоколе должны содержаться основные вопросы выступлений, итоги голосования, решения (принятые Советом, место и время проведения заседания Совета, фамилии присутствующих членов Совета, Председатель и секретарь заседания.

. 7.3.4. Совет не реже одного раза в год отчитывается перед Общим собранием.

■ 7.3.5. Распределение полномочий между членами Совета осу-щцествляет Совет.

Щ 7.3.6. Член Совета не может быть членом Правления или чле-Вном Ревизионной комиссии /Ревизором/.

Щ 7.4. Правление Общества осуществляет руководство текущей ■деятельностью Общества.

■ 7.4.1. Правление:

В • принимает правила внутреннего распорядка и другие внут-

Вренние нормативные документы Общества;

В • обеспечивает выполнение решений Собрания и Совета;

■ • рассматривает и утверждает расходы, не предусмотренные ■сметой, определяет источники финансирования на эти цели;

В • принимает и изменяет положение о материальной ответви, ственности за ущерб, причиненный имуществу Общества и об В ответственности по долгам Общества;

В • организует работу представительств, филиалов и подраз-■делений Общества;

В • несёт ответственность за производственную и хозяйствен-В ную деятельность Общества.

В 7.4.2. Председатель Правления назначается Советом Обще-Вства. Председатель Правления:

В • без доверенности действует от имени Общества, представ-В ляет его в отношениях с другими юридическими лицами и граж-В данами, заключает договоры, открывает в банках расчётные и

В Другие счета;

В • осуществляет повседневное руководство деятельностью

■ общества с целью выполнения текущих и перспективных планов,

организует хозяйственную деятельность Общества;

• распоряжается имуществом Общества, включая его денежные средства, в пределах своей компетенции;

• нанимает и увольняет сотрудников, утверждает и изменяет положение о формах и размерах оплаты труда.

7.5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества и работой его Совета и Правления осуществляет Ревизионная Комиссия /Ревизор/. Её члены избираются Общим собранием Общества.

7.5.1. Решения Ревизионной комиссии /Ревизора/ рассматриваются и выполняются Советом или Правлением Общества в течение 30 дней. В случае разногласий Ревизионной комиссии /Ревизора/ с Советом или Правлением, Ревизионная комиссия /Ревизор/ передает свое решение на рассмотрение Общего собрания.

8. Филиалы и представительства Кооперативные участки.

Общества.

8.1. Общество вправе создавать филиалы и представительства на территории РФ и за рубежом, которые не являются юридическими лицами, наделяются создавшим их Обществом имуществом. При этом в Устав Общества вносятся и регистрируются необходимые изменения и дополнения, содержащие сведения о созданных филиалах и представительствах. Указанные изменения в Уставе Общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о них Обществом Московской Регистрационной палаты.

8.2. Филиалы и представительства действуют на основании утвержденного Обществом положения.

8.3. Филиалы и представительства отвечают по обязательствам Общества, а Общество по обязательствам филиалов и представительств.

8.4. В составе Общества могут организовываться кооперативные участки — части Общества, в каждой из которых объединено определенное число пайщиков. Количество кооперативных участков и численность каждого из них определяется решениями Общего собрания Общества. Кооперативный участок не

является юридическим лицом, а также не имеет статуса филиала или представительства.

8.5. Деятельность кооперативного участка организует уполномоченный участка — пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка простым большинством в 1/2 голосов присутствующих пайщиков и наделенный полномочиями решать вопросы на Общем собрании Общества от имени пайщиков кооперативного участка.

9. Паевой и иные фонды Общества

9.1. Паевой фонд Общества состоит из паевых взносов.

9.2. При осуществлении своей деятельности Общество создает следующие фонды:

• неделимый фонд;

• резервный фонд в размере до 15% паевого фонда;

• фонд развития потребкооперации;

• фонд подготовки кадров.

9.3. Общество вправе создавать другие фонды, необходимые для его деятельности.

9.4. Размеры, порядок формирования и использования фондов устанавливается Положениями об этих фондах, утвержденными Общим собранием пайщиков.

10. Внешнеэкономическая деятельность Общества

10.1. Общество является участником внешнеэкономических связей и вправе самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции, может быть участником предприятий с привлечением иностранного капитала.

11. Хранение документов Общества

11.1. Общество хранит по месту нахождения Совета Общества следующие документы:

• решение о создании Общества;

• свидетельство о его государственной регистрации;

• Устав Общества, изменения и дополнения, внесенные в него;

122

123

• документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе;

• положение о филиале или представительстве Общества;

• документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

• протоколы Общих собраний Общества;

• протоколы заседаний Совета и решений Правления Общества;

• протоколы заседаний Ревизионной комиссии Общества;

• заключения аудиторской организации и Ревизионной комиссии /Ревизора/ Общества;

• иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

12. Реорганизация и ликвидация Общества

12.1: Реорганизация Общества проводится по решению Общего Собрания. Организация, в которую преобразуется Общество, является его правопреемником, несёт ответственность по всем обязательствам Общества.

12.2. Общество ликвидируется:

• по решению Общего Собрания;

• при принятии судом решения о запрете деятельности Общества из-за нарушения Обществом действующего законодательства;

• при признании судом недействительными учредительных документов о создании Общества;

• по другим законным основаниям.

12.3. Ликвидация Общества производится назначенной им ликвидационной комиссией, а в случаях прекращения деятельности Общества по решению суда — ликвидационной комиссией, назначенной этим судом.

12.4. Орган, принявший решение о ликвидации Общества, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов.

12.5. Ликвидационная комиссия помещает в официальной печати по месту нахождения Общества публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках заявления кредиторами претензий.

12.6. Кредиторы и иные юридические лица, состоящие в договорных отношениях с Обществом извещаются о ликвидации Общества в письменном виде.

12.7. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Общества.

12.8. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имуще-; ство Общества, выявляет его дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними и с третьими лицами, составляет ликвидацион-|ный баланс и представляет его органу, принявшему решение о [ликвидации Общества.

! 12.9. Имеющиеся у Общества денежные средства, включая i выручку от продажи его имущества при ликвидации, после опла-| ты труда работников Общества, расчётов с бюджетом и расчётов s с кредиторами, распределяются ликвидационной комиссией меж-|: ду Пайщиками Общества, за исключением неделимого фонда, | который разделу не подлежит, и передается другому потребитель-j скому обществу на основании решения Общего собрания Обще-

I ства.

\ 12.10. Ликвидация Общества считается завершенной, а Об-

I щество — прекратившим свою деятельность, с момента внесения

I записи об этом в реестр государственной регистрации.

L 12.11. Ликвидационная комиссия несёт имущественную от-

I ветственнОсть за ущерб, причинённый ею Обществу, его Пайщи-

I кам, а также третьим лицам в соответствии с гражданским зако-

\ нодательством.

; 12.12. При реорганизации или ликвидации Общества при I наличии правопреемника все документы Общества (управлен-[‘ ческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) I передаются в соответствии с установленными правилами пред-\ приятию-правопреемнику.

\ 12.13. При ликвидации Общества без правопреемника до-I кументы постоянного хранения, имеющие научно-историческое ! значение, передаются на государственное хранение в архивы, [■ документы по личному составу (приказы, личные дела и карточ-i ки учёта, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив [ административного округа, к территории которого относится на I момент ликвидации юридический адрес Общества. Передача и j упорядочение документов осуществляется силами и за счёт

средств Общества в соответствии с требованиями архивных органов.

13. Вступление в силу Устава Общества

13.1. Устав Общества вступает в силу с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.

В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами. Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек. Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.

Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».

Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.

Из ст.1 Федерального закона №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

И если производственные кооперативы относятся к разряду коммерческих организаций, то потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а удовлетворение нужд пайщиков.

Возникает вполне логичный вопрос: «Как же вести бизнес путем организации потребительского общества? Когда все «движения», при которых что-то продается либо покупается относятся к коммерческим?»


Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    «А что есть бизнес? И для кого?» – это самые обычные вопросы при создании бизнеса.Так вот, Потребкооперация отвечает на эти вопросы, а именно бизнес – это дело! Дело для пайщиков. НО: при правильном подходе и постановке бухучета практически нет налогооблагаемой базы. А раз нет базы, значит нет и отчислений. Все в соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке государства. Нужно ли вам дело со 100% сбытом и при этом без налогов? Решать вам!


Екатерина Кувшинова

Руководитель юридического отдела компании «Туров и Партнеры»:

    Единственная цель существования потребительских обществ – это удовлетворение нужд пайщиков, а не извлечение прибыли. А нужда может выражаться в чем угодно: в имуществе, в квадратных метрах, в деньгах.

    Организации, индивидуальные предприниматели также могут быть пайщиками, могут вносить паевые взносы, но они не смогут их поставить у себя в расходы (если это не является необходимым условием существования этой, например, ООО-шки). К таким организациям относятся компании на ОСНО либо на УСН (доходы-расходы), а остальным лицам будет комфортно работать с кооперативом, т.к. им не нужно учитывать расходы для определения налоговой базы, а подтвердить происхождение товара они могут актом приема-передачи имущества и договором с ПО. Это и физические лица, юрлица, которым не нужны расходы и ИП (патент, ЕНВД, УСН (доходы)). Поэтому такие компании-пайщики могут «брать» товар у потребительского общества, а затем его продавать.

    Так как потребительское общество – это некоммерческая организация, ей нужно на что-то существовать. И существует она членские взносы. Существуют также и паевые взносы. Разница в том, что паевой взнос имеет возвратный характер, как раз его пайщики и возвращают имуществом или деньгами. Например, пайщик пришел и сказал: «Я вношу паевой взнос 100 рублей, прошу удовлетворить мою нужду телефоном». Общество покупает пайщику телефон за 80 рублей и передает его за те же 80 рублей возвратом паевого взноса. А 20 рублей, в соответствии с заявлением пайщика зачисляются в членские взносы. И уже эти 20 рублей общество общество расходует согласно созданным фондам на свои нужды.

    Что получается? С точки зрения закона п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ удовлетворение нужд пайщиков не признается реализацией. По факту мы поменяли деньги на товар, пайщик доволен, общество довольно, а реализации и налогов нет, а, соответственно, нет и налоговой базы.

    Безусловно, особое внимание следует уделить грамотному оформлению всей необходимой и регламентирующей деятельность документации. Если все будет оформлено правильно и соблюдены нюансы, то такой «своеобразный бизнес» торговлей не признают».

За долгой беседой с Екатериной Бурлуцкой у меня сформировалось представление о современных «Райпо». Модернизированный кооператив – это что-то похожее на бизнес для своих, ведь не платить налоги по закону – это отличная перспектива. Но, соблазн ухода от «противного» НДС перекрывает здравый смысл: все пайщики имеют равный голос. Возникает опасение создания коалиции и бунта среди недоброжелателей. Ведь свои же могут нанести удар исподтишка и свергнуть «реальную» власть… Быть может, это тоже миф?

Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей


Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Именно на общем собрании пайщиков можно свергнуть «власть». Обезопасить руководящих лиц кооператива от «свержения» возможно посредством уполномоченных кооперативных участков. Т.е. на общем собрании голосуют за пайщиков уполномоченные соответствующих кооперативных участков. Именно так мы рекомендуем выстраивать структуру управления в ПО.

    Кооперативный участок – часть потребительского общества. КУ открывается Советом либо по территориальному, либо по тематическому признаку для оперативного управления в ПО. Он объединяет определенное количество пайщиков, проживающих на определенной территории, или работающих в какой-нибудь организации, а также принимающих участие в тематических программах ПО.

    В ст. 17 Закона РФ «О потребительской кооперации» записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка, руководит его деятельностью уполномоченный кооперативного участка.

    Уполномоченный кооперативного участка имеет право принимать решение от лица всех пайщиков кооперативного участка, а также участвовать в Общем собрании пайщиков потребительского общества от своего кооперативного участка.

    То есть, назначив свое доверенное лицо уполномоченным кооперативного участка, вы сможете избежать негативных последствий общего голосования.

Миф №3. Потребительские общества тоже «кошмарят» всевозможными проверками

На основании п.1 ст. 3. Закона РФ «О потребительской кооперации» отношения государства и потребительской кооперации: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации».

В отличие от юридических лиц и ИП-шников, «работа» потребительских обществ осуществляется при минимальном участии государственного влияния и контроля. Хотела написать «бизнес», но, исходя из заложенного в это понятие начального смысла, это грубо и коряво… Поэтому – это труд, деятельность без постоянного присутствия «Зачем? Почему? И на каком основании?» гос. наблюдателей. Но, если потребительский кооператив, помимо своего «прямого назначения», осуществляет предпринимательскую деятельность путем реализации товаров/работ/услуг, то запрет на проверки автоматически снимается. Любопытство органов не заставит себя ждать.


Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    ИФНС очень внимательно смотрит на деятельность потребительских кооперативов, порой до маразма доходит: и не регистрируют, и пытаются внести изменения в Устав. Но всякое дело проходит такой период. При правильном бухучете налоговая только пошумит и напакостит, но на это в Законе от 19.06.1992 г. №3085-1 есть отдельная статья, которая прямо запрещает государству вмешиваться в дела Потребительских обществ и предусматривает наказание чиновников, неправомерно «сунувших нос» в дела кооперации. Поэтому бухгалтерия должна быть выверена. Особенности в том, что каждая операция обсуждается, и нет шаблона бухгалтерских проводок.


Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Закон РФ от 19.06.1992 г № 3085-1 «О потребительской кооперации» говорит о том, что государство не в праве вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность общества.

    Что могут проверить контролирующие органы:

    1. Нецелевое использование денежных средств;
    2. Деятельность потребительского общества на предмет коммерческой деятельности;
    3. Удержание НДФЛ.

    Следовательно, основная задача для своей защиты – все правильно оформить. Можно открыто показывать контролирующим органам все положения ПО, все протоколы. Они не имеют права влиять на них, оказывать давление на то, что было решено на Общем собрании пайщиков.

Миф №4. С трудом верится, что с помощью потребительских кооперативов можно сэкономить на налогах и защитить активы


Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    Пожалуй, самый странный миф. Защита активов прямо прописана в законе от 19.06.1992 г. №3085-1. На паевые взносы не может быть обращено взыскание. Налоговики пытаются доказать все, что угодно вплоть до ничтожности и фиктивности сделки. Но, если имущество реально используется в деятельности кооператива или же, согласно этому закону, улучшает материальные и иные потребности пайщика, то доказать неправомерность «наезда» достаточно легко.

    Кооперация во многом позволяет обойтись без лицензий, Закон о защите прав потребителей не действует против кооперации, выдавай паевые хоть круглосуточно и алкоголем – все в пределах закона. Нет торговли и услуг и, соответственно, выручки, и поэтому нет налогооблагаемой базы. Нет зарплаты – нет базы для взносов и НДФЛ, нет имущества на балансе – нет и налога на имущество (имущество на «забалансе» – это и вовсе паевой взнос).

    Есть возможность возврата НДС, есть принципиальная возможность ввоза без таможни. Есть возможность работать со всем миром: закон не ограничивает вступление иностранных лиц. Нет необходимости декларировать доход, потому что возврат паевых взносов доходом не является, нет и НДФЛ, и нет дивидендов, поэтому и нет налогообложения. Нет торговых площадей – есть склады приема-выдачи паевых взносов, а значит можно не платить и поборы за торговую площадь. Есть возможность создать собственные фонды, вплоть до пенсионного и реинвестировать в собственное развитие.


Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    По защите активов. Согласно ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации», неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит отчуждению или распределению между пайщиками, и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза.

    Данный фонд создается по решению Общего собрания пайщиков, и туда может помещаться любое движимое и недвижимое имущество, ранее внесенное в кооператив.

    Согласно определению, указанному выше, ни один кредитор или государственный орган не может истребовать имущество из данного фонда. Хотя, как видится, здесь есть все-таки разумные пределы защиты имущества неделимого фонда. Например, если у вас проходит выездная налоговая проверка, и вы решаете внести активы компании в потребительский кооператив, который, в свою очередь, решением Общего собрания поместит его в неделимый фонд, то, в данном случае, суд может отменить данное решение и признать всю операцию, совершенную исключительно с целью ухода от ответственности.

    НДС

    Основной принцип определения налогообложения деятельности ПО закреплен в ст. 39 НК РФ, согласно которой, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью реализацией не признается (п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ), соответственно объекта налогообложения НДС не возникает.

    Налог на прибыль

    Самое важное при расчете налога на прибыль – безошибочно классифицировать доходы, которые поступают в компанию. Ведь по правилам некоммерческие организации должны уплачивать налог только с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.

    Если поступления предусмотрены уставом, обязанности перечислить с них налог нет. Но и тут доходы должны соответствовать критериям ст. 251 НК РФ.

    Так, например, целевые поступления (вступительные и членские взносы) не будут облагаться налогом, если отвечают следующим требованиям:

  • получены безвозмездно;
  • использованы в срок по целевому назначению;
  • потрачены на ведение уставной деятельности или содержание ПО.

И последнее важное условие: организация, которая получает целевые средства, обязана вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности (если она ведется) и от уставной. Об этом сказано в п.п.14 п.1 ст. 251 НК РФ. Ведь если средства одновременно используются целевым и нецелевым образом, компания вправе уплачивать налог только с части, задействованной в предпринимательской деятельности.

Что касается банковских процентов, то обычно банк начисляет проценты с той суммы, что хранится на расчетном счете, и если так, то ПО должно учесть полученную прибавку в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ).

Причем, следовать этому правилу придется вне зависимости от того, предназначены деньги для целевого использования или коммерческого.

Безусловно, за ПО остается право уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы. Расходами могут признаваться следующие: отрицательные курсовые разницы, материальные расходы, банковские расходы, арендная плата, коммунальные платежи, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации по ОС, купленному на целевые средства.

НДФЛ и страховые взносы

Если сотрудник устроен по трудовому договору, то:

  • НДФЛ 13%;
  • Страховые взносы 30% (20% при наличии льготы, уст. №212-ФЗ).

Если сотрудник (пайщик) получает вознаграждение как материальную помощь пайщику, то:

  • НДФЛ 13%;
  • Страховые взносы 0%, так как отсутствует объект обложения страховыми взносами в соответствии с №212-ФЗ.

Если пайщик вносит какое-то имущество в ПО, в том числе интеллектуальную собственность, и просит вернуть ему это имущество деньгами, то:

  • НДФЛ 0%;
  • Страховые взносы 0%.

Интеллектуальное имущество (собственность) можно внести, но это должно быть сделано все официально. Нужен авторский договор об использовании интеллектуальной собственности, должно быть оформлено на электронном или материальном носителях и т.д.

Пайщики ПО могут вносить любое имущество в потребительское общество, самостоятельно его оценивать, а потом возвращать его стоимость этому пайщику в денежном выражении, при этом все налоги будут равны 0.

При оценке этого имущества не требуется привлекать оценочные компании. Обязательная оценка происходит только в отношении следующего имущества:

  • Государственного имущества;
  • При спорах между пайщиками по поводу стоимости этого имущества;
  • При нанесении ущерба этому имуществу.

Итак, все «за» и «против» потребительской кооперации


Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Потребительский кооператив – один из лучших, на данный момент, способов законной оптимизации налогов, страховых взносов и защиты активов. При этом государственный контроль со стороны государства за деятельностью кооператива, согласно законодательству о кооперации, минимальный.

    Но, как оно часто и бывает, всегда есть своя ложка дегтя в бочке с медом. К минусам потребительского кооператива можно отнести:

  • не под любой вид деятельности можно применить;
  • совершенно другой внутренний и внешний документооборот по сравнению с коммерческими организациями;
  • плохая осведомленность людей о данной форме, и возникающие в связи с этим негативные моменты и т.д.

Как вы сами видите минусов тоже хватает и, поэтому, к выбору потребительского кооператива как к основной форме организации своей деятельности, необходимо подходить очень основательно, взвесив все «за» и «против». Если вы готовы рискнуть или, например, просто рассматриваете потребительское общество как один из нескольких своих видов деятельности, то в нынешних реалиях суровой российской действительности, вам стоит обратить особое внимание на эту форму.

Александр Михайленко

Председатель ПО «Держава»:

    Никто в сфере деятельности предприятий не застрахован от увода власти от учредителей-основателей организации. Однако, кооператив отличается от других юридических лиц не только тем, что это единственная форма некоммерческой организации, правомочная распределять прибыль между своими членами, но и тем, что собственность на имущество организации не частная и не государственная, а коллективная. Кстати, как показывает практика, не все государственные органы, например, Госкомстат при присвоении кодов ОКОПФ, знают эту особенность.

    Налоговые органы при регистрации кооператива зачастую тоже требует указания в заявлении данных и удостоверения подписей в качестве учредителей всех первоначальных пайщиков, создающих кооператив, что незаконно. При регистрации кооператива закон обязывает представить заявление от руководителя с заверенной у нотариуса подписью, протокол собрания пайщиков, на котором создан кооператив и выбраны органы управления, устав кооператива, и квитанция об оплате. Могут еще запросить договор о предоставлении юридического адреса и копии правоустанавливающих документов на помещение.

    Проблема с банками

    «Кошмарить» кооперацию у налоговой на данном этапе шансов немного, но бывают:) У банка, в котором вы намерены открыть счет, таких возможностей на пару порядков больше. Первое, что вправе проверить банк – наличие по юридическому адресу вывески и учредительных документов кооператива, органов управления, проще говоря, офиса. Взрыв банковского мозга случается, если юридический адрес указан по месту жительства председателя, что не запрещено законом. Далее, при операциях по открытому счету банк обязан руководствоваться любимым всеми банками 115-ФЗ о противодействии терроризму и прочему отмыванию своих доходов. Банковский счет, пожалуй, самое слабое звено в кооперативе.

    Проблемы с контролирующими органами

    Сия проблема возникает не только с банком, но и с контролирующими органами типа Роспотребнадзора. Потому что очень немногим доступно понимание, что кооперация вправе не лицензировать свою деятельность, когда действия, к примеру, по перевозке грузов или пассажиров осуществляется для собственных потребностей кооператива: между пайщиком «А» и пайщиком «Б», а кассовый аппарат вместе с Законом о правах потребителя и налогами с торговой площади здесь не нужны, если товары не выдаются никому, кроме пайщиков, хотя и за деньги.

    Проблема «навязанной коммерциализации»

    Главную проблему кооперации я вижу в навязанной коммерциализации всей деятельности в стране, в отношениях «купи-продай-заплати налоги, взносы, акцизы и спи спокойно». В непонимании чиновников, что само государство и разрешило кооперативам такую деятельность.Практика показывает, что и бухгалтеры за редким исключением, требуют переучивания на кооперативное мышление, а этому мало где учат.

    Наибольшая эффективность кооперации достигается при объединении всех, от производителя до конечного потребителя и всех обслуживающих структур – жилищных, коммунальных, транспортных и т.д. в одну систему кооперации. Тогда все взаимоотношения между ними будут исключать взаиморасчеты из налогооблагаемой базы и оставлять денежные массы непосредственно в системе, а при современной системе электронных платежей исключить денежный оборот со всеми присущими ему «прелестями».

    Проблема недобросовестных пайщиков

    Коллективная собственность, как и подтвердила история, является собственностью всех пайщиков кооператива, а значит, пользование осуществляется на основе принятых советом положений и заключенных договоров пользования, а распоряжение ею – только на основании решения общего собрания кооператива. Проблема иногда возникает при недобросовестности лица, имеющего право подписи (как правило председателя совета или правления), распоряжающегося паевым фондом или имуществом кооператива без решения общего собрания. Банк, разрешая операцию по счету, не вникает в полномочия лица и списывает со счета денежные средства. Для предотвращения подобного криминала рекомендуется кооперативам как можно подробнее устанавливать полномочия всех органов управления кооперативом, в Уставе или принимаемых в соответствии с ним и Законом 3085-1 положениями, в том числе о фондах, имуществе и денежных средствах кооператива.

    Относительно возможности смены власти и рейдерского захвата, по сравнению с другими формами организаций, кооперативы более защищены, поскольку принятие наиболее важных решений в них в компетенции только общего собрания и только пайщиков, к тому же круг которых ограничен, и каждый обладает одним голосом независимо от размера внесенного пая.

    Кроме того, защищенность коллективного имущества паевого фонда от ареста, в целях обеспечительных мер, взыскания по долгам как кооператива, так и непосредственно пайщиков, обеспечена невозможностью исполнительных действий к паевому фонду в силу закона. Тут нужно отличать имущество кооператива, полученное по сделкам, находящегося на балансе (как и у любого юр.лица), которым кооператив отвечает по своим долгам, и паевому фонду, от имущества, переданного пайщиками для удовлетворения общих потребностей, оно как раз находится на забалансовом счете и потому свободно от взыскания. А это основные средства, здания, транспортные средства и прочее. У всех других организаций, кроме учреждений с оперативным управлением, любое имущество может быть арестовано за долги. И, если в других организациях ищут (и находят) лазейки в законах, «серые» схемы ухода от налогов, вывод в оффшорные зоны, то кооперативам это не требуется, т.к. кооперация – сама по себе своеобразная оффшорная зона.

Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    Самый большой удар по кооперации, да и по другому бизнесу, на сегодняшний день наносят банки. Преступая все законы, и Конституцию, и ГК, и даже закон о банках и банковской деятельности, без зазрения закрывая счета по признаку «сомнительные операции», а паевые взносы прямо прописаны в списках сомнительных операций ЦБ. Но рекомендации ЦБ – не есть закон и отстоять возможно, хотя очень неприятно, когда счета заблокированы. В кооперативе вполне возможно создать собственную (без банков) систему платежей, законодательство это позволяет.

    Проблемы у организаторов кооперативов – это неверие, тотальное неверие в то, что можно жить честно и не платить мзду «паразитам» в лице ИФНС и Фондов. И страх… За четверть века очень хорошо вдолбили большой дубиной в голову предпринимателям постулат «надо платить налоги», видимо, вытеснив из голов мозг. Да, налоги платить надо и ни в коей мере Потребкооперация – не есть лазейка для «ухода» от налогов…

    Потребкооперация – это бизнес с налоговой экономией. Во многом очень существенной экономией, но ни в коем разе мы не призываем к незаконному и к «черному» существованию. А наоборот: чем шире движение Потребкооперации, тем богаче пайщики, кооператив в целом, район, город, край, страна наконец… Потребкооперация – социальное дело, дело, реально помогающее людям. Дело, объединяющее людей. То, что один не может осилить, могут осилить сообща (кооперативно) пять, десять, двадцать… тысячи пайщиков! Это очевидно!

Пожалуй, пора ставить точку в этой статье, в которой, надеюсь, удалось развеять самые распространенные мифы. И завершить ее хочется вопросом: «Быть может, потребительская кооперация и есть светлое будущее российского бизнеса?»