Закон о проверке контрагентов

А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.

Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.

Но самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!

Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.

В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.

Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.

Итак, часть первая.

Содержание

Проверка контрагента по новым правилам

С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.

Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:

Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).

Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.

Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.

Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!

А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнения — нужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.

Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.

Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.

Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:

Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.

Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.

Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.

Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.

Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.

Этап 6. Собрать документы.

Этап 1. Изучаем контрагента

Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.

Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.

Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.

Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.

И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».

Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.

Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.

Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.

Сведения из официальных источников

Советую необходимые для проверки контрагента документы не запрашивать, а получать самостоятельно из официальных источников в Интернете.

Какие сведения добываем в первую очередь:

  • электронную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. На сайте ФНС масса других полезных сервисов – о налоговой задолженности, о дисквалифицированных лицах, о массовости адресов, учредителей и руководителей. Чем компания старше – тем больше вероятность, что она добросовестна;
  • наличие непогашенных задолженностей по исполнительным листам в банке данных исполнительных производств http://fssprus.ru/iss/ip/;
  • судебные споры контрагента в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/;
  • актуальность нотариальной доверенности представителя (в случае подписания договора доверенным лицом) на сайте Федеральной нотариальной палаты (http://reestr-dover.ru/;
  • лицензии — на сайтах соответствующих лицензирующих органов (например, Росалкогольрегулирования — http://www.fsrar.ru/licens/reestr);
  • для проверки российского паспорта лица, подписывающего договор – на сайте ГУ по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000,
  • база заключенных госконтрактов – если контрагент в ней есть – это хороший знак.

Еще один полезный сайт – сайт Генеральной прокуратуры . Там можно поизучать план проверок, получить сведения о фактическом месторасположении компаний, о выявленных нарушениях, о проведенных проверках и другую информацию.

Еще мне нравятся удобные проверочные сервисы: Контур, Сервис моментальной проверки , Мое дело, Такском-Досье.

Запрос документов у потенциального контрагента

Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:

  • копию устава, чтобы убедиться в полномочиях руководителя или их ограничениях.
  • приказ о назначении директора. Обратите внимание на срок полномочий директора и актуальность сведений в выписке из ЕГРЮЛ
  • доверенность на представление интересов компании (если договор подписывается по доверенности);
  • копию паспорта директора,
  • справку о постановке на налоговый учет, справку из Росстата.
  • решение об одобрении крупной сделки или письмо о том, что сделка не является крупной;
  • копии лицензий, выписку из реестра СРО ( если вид деятельности попадает под соответствующие требования законодательства);
  • сведения о банковских реквизитах. Чем выше рейтинг банка, в котором его счет- тем вам спокойнее. Банки тоже проверяют своих клиентов.
  • бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Лучше за 2-3 года.

Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))

Чем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.

Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.

Интернет-поиск

Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:

  1. Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются. Прошерстите на предмет любой информации: упоминания в СМИ, участие в тендерах, судебных разбирательствах… Распечатайте – и сохраните.
  2. Внимательно изучите сайт контрагента. Сделайте экранные копии Интернет-страниц – главную, страничку контактов, отзывы клиентов, копии лицензий, прайсы (фрагменты), ответы-вопросы, реклама… Проставьте дату.

Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.

Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.

Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?

Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?

Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.

И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.

И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!

И еще одна новость! 9 ноября 2018 г. ФНС порадовала еще одним полезным сервисом для проверки контрагента. Да еще в онлайн режиме! В сервис по ссылке https://service.nalog.ru/regmon вводится свой адрес электронной почты и оформляется запрос на получение информации обо всех регистрационных действиях интересующего вас контрагента ( по ИНН) . И на указанный e-mail будут приходить уведомления. Причем достаточно быстро — не позднее следующего рабочего дня. Удобно отслеживать все изменения — смену адреса, директора и другие — по всем своим партнерам.

Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору

Цель : понять — каким образом и за счет каких ресурсов контрагент сможет исполнить договор.

Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:

1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.

2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.

3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.

4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.

5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.

Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.

Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.

Прокомментирую еще один спорный совет консультантов – может вы очень скрупулезно относитесь к проверке контрагентов ? – пробежаться по 12 критериям назначения выездных налоговых проверок. Яростно спорить не буду, но на практике не встречала, что компания отказалась от сделки из-за того, что у контрагента зарплата ниже средней по отрасти, невысокая налоговая нагрузка или превышена доля вычетов по НДС. Насторожить да, должно. Это индикаторы проверки. Но много ли найдется компаний, у которых по всем 12 критериям отбора на проверку – полный порядок?

Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!

Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.

Этап 3. Оценка коммерческого преимущества

В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.

Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?

Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?

Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.

Об этом два письма ФНС от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ и от 12 мая 2017 г. № АС-4-2/8872. Первое письмо- указание ФНС налоговикам – какие документы у компаний запрашивать и какие вопросы задавать. Второе – как компаниям провести самооценку рисков при выборе контрагентов.

Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.

Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.

Как переломить эту практику? Как перезагрузить сознание директора?

К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.

Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.

Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.

И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.

А продолжение следует…

Подписывайтесь, обещаю в скором времени залить вторую часть статьи.

Обсудим этапы 4, 5 и 6 : какие налоговые оговорки следует включить в договор с контрагентом, чтобы снизить свои риски. Как отследить и зафиксировать фактическое исполнение договора. Как действовать в случае проведения проверки контрагента. И по арбитражной практике пробежимся по теме.

А пока вам удачи! Надежных партнеров! И до скорой встречи!

Проверка контрагентов на добросовестность

  1. Кто такин контрагенты

  2. Причины проверки контрагентов на добросовестность

  3. Что такое должная осмотрительность

  4. Алгоритм проверки добросовестности контрагента

  • Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

  • Собираем информацию о контрагенте:

    • устав и учредительный договор

    • приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

    • если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС

  • Сбор общедоступных данных о контрагенте

  • Как налоговики определяют формальные операции и необоснованные расходы

  • Наши услуги

  • Кто такие контрагенты

    Термин «контрагент» законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.

    Причины проверки контрагентов на добросовестность

    Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

    Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

    • Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
    • у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

    • исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

    • документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

    Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

    Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

    Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

    • проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;

    • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

    • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

    • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

    • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

    • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

    Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

    Что же такое должная осмотрительность?

    Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

    Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств». Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

    Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

    На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок». Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.

    При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

    Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

    Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

    Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

    Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

    Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

    24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

    • изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

    • оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

    • при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

      • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

      • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

      • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

      • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

    При этом указано, что:

    • обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

    • каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

    • налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

    • факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

    Алгоритм проверки добросовестности контрагента

    Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

    1. Получение информации и документов от самого контрагента.

    2. Сбор общедоступных сведений о контрагенте.

    3. Анализ полученных данных.

    4. Принятие решения о заключении договора.

    Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

    С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

    С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

    • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
    • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
    • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
    • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
    • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
    • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
    • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

    Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

    Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

    • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
    • налоговые правонарушения и ответственность за них;
    • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
    • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

    Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

    Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

    Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

    Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить сумма и периодичность сделок с контрагентом.

    Сбор информации о контрагенте

    Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

    Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

    • свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

    • приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

    • годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

    • лицензий.

    С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

    • о среднесписочной численности работников;

    • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

    • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

    1. Устав и учредительный договор

      На основании п. 4 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

      Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

      Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

      Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

      Аналогичная позиция отражена и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу — только возможность ознакомления с ними.

    2. Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

      могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

      Приказ о приеме на работу — первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

      Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

      По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

    3. Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС

      В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

      Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

      Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

      Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

    Сбор общедоступных данных о контрагенте

    После этого можно собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить предоставленные контрагентом документы и сверить их с данными, размещенными на сайте ФНС (воспользовавшись сервисом «Проверь себя и контрагента»).

    На сайте ФНС доступны и другие электронные сервисы:

    • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц»;

    • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;

    • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;

    • «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

    Что же касается мнения некоторых о «пробивке» контрагента на предмет платежеспособности и финансового состояния – решать вам, полагаю, что достаточным будет в органах статистики получить выписку из отчетности.

    Собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных гос. органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местом нахождения контрагента. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что организация проявила должную осмотрительность (Постановление ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после нее.

    С 01.06.2016 (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ) не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

    • о среднесписочной численности работников;

    • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

    • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

    ФНС России в своем Письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;

    • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

    • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

    Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

    По моему глубокому убеждению, можно заранее позаботиться о том, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов по поводу недобросовестности контрагентов, да еще к тому же «убить второго зайца» — систематизировать процесс договорной работы в организации. Для этого рекомендую разработать и внедрить локальный нормативный акт о договорной работе.

    Если после сбора и анализа этих данных у организации остаются вопросы относительно добросовестности будущего делового партнера, можно обратиться в свою инспекцию и запросить следующие данные (указав ИНН и КПП контрагента и его название):

    • является ли адрес контрагента массовым;
    • подаются ли сведения по форме 2-НДФЛ (это говорит о том, имеются ли у контрагента трудовые ресурсы);
    • имеются ли складские или производственные площади;
    • сдается ли налоговая отчетность. Если подается, то «нормальная» или «нулевая»? (если сдаются «нулевые» отчеты, то отношения с контрагентом развивать не стоит).

    Схематично алгоритм проведения проверки контрагента на добросовестность можно представить так:

    Наши услуги по проверке контрагента

    Предлагаем воспользоваться услугами по проверке контрагента, в результате которой вы получите следующие сведения о контрагенте:

    Базовая проверка:

    1. Полное и сокращенное наименование организации
    2. ИНН и ОГРН
    3. Место нахождения (юридический адрес)
    4. Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
    5. Размер уставного капитала
    6. Заявленные виды деятельности по ОКВЭД
    7. Сведения об учредителях и руководителе
    8. Сведения о вносимых изменениях в учредительные документы
    9. Цена услуги

    Расширенная проверка:

    1. Сведения о лицензиях
    2. Проверка адреса на массовость
    3. Проверка руководителя на предмет дисквалификации
    4. Сведения об участии в судебных спорах
    5. Сведения о задолженности по налогам и сборам
    6. Сведения о возбужденных исполнительных производствах
    7. Сведения о банкротстве
    8. Наличие организации в планах проверок гос. органов текущего года (за исключением проверок ФНС, прокуратуры и некоторых других гос. органов)

    Примечание: все данные мы получаем легально из официальных источников, в числе которых:

    • Высший Арбитражный суд РФ;

    • Генеральная прокуратура РФ;

    • Федеральная налоговая служба РФ;

    • Федеральная служба судебных приставов РФ.

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

    Полезные ссылки по теме «Проверка контрагента на добросовестность»

    1. Что такое налоговая выгода

    2. Контрольная закупка

    3. Что делать, когда к вам пришла проверка?

    4. К вам пришла полицейская проверка

    5. Налоговые проверки

    6. Основания (признаки) для проведения налоговых проверок

    7. Камеральная проверка

    8. Выездная проверка

    9. Возражения на акт налоговой проверки

    10. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

    11. Что такое фирма — однодневка?

    12. Как составить договор?

    13. Правильная организация договорной работы

    14. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

    15. Налоговая оптимизация и практические вопросы ее применения

    16. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

    17. Справочник штрафов КоАП РФ, с которыми вы можете столкнуться в предпринимательской деятельности

    18. Налоговый кодекс РФ

    Тэги: договор, проверка, проверка контрагента, добросовестность контрагента, должная осмотрительность, заключение договора, проверка контрагента при заключении договора, должная осмотрительность при заключении договора

    10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

    Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

    Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

    Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
    самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента1.

    Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

    Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

    Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

    Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

    1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

    • свидетельства о государственной регистрации;
    • свидетельства о постановке на налоговый учет;
    • устава.

    Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

    Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

    Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

    Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

    Совет

    Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

    С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

    Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

    2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

    Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

    • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
    • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
    • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
    • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
    • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
    • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
    • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

    Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

    3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

    4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

    5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

    6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

    Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
    «Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»

    Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

    7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

    Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).

    8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

    Совет

    Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

    9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

    При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

    И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

    Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

    • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
    • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
    • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

    10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

    Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

    Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

    Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

    Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

    Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

    Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

    Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

    Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

    Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

    В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

    Документы по теме:

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
    • Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
    • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477
    • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177
    • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430
    • Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84

    Новости по теме:

    • Проверять своего потенциального бизнес-партнера стало проще – ИА «ГАРАНТ», 7 февраля 2012 г.
    • Комитет Госдумы по бюджету и налогам хочет установить презумпцию добросовестности налогоплательщика – ИА «ГАРАНТ», 6 февраля 2012 г.
    • Минфин России призывает налогоплательщиков проявить осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 20 января 2012 г.
    • Критерии должной осмотрительности при выборе контрагента: ВАС РФ на стороне налогоплательщиков – ИА «ГАРАНТ», 18 мая 2010 г.
    • Минфин разъяснил, как подтвердить добросовестность налогоплательщика при выборе контрагентов – ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2010 г.
    • Компании не отвечают за несвоевременное предоставление контрагентами отчетности по НДС – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2009 г.

    ______________________________

    1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

    Проверка контрагента: зачем и как проверять

    Бухгалтеры и юристы привыкли, что налоговая и банки обращают на контрагентов пристальное внимание. Первая упрекает во взаимодействии с фирмами-однодневками, снимает расходы и доначисляет налоги, а вторые запрашивают документы по сделкам и пояснения по работе с контрагентом, после чего часто отказывают в проведении операций и отключают от дистанционного банковского обслуживания.

    При совсем негативном развитии событий взаимодействие с «токсичным» контрагентом могут счесть соучастием в преступлении. Проверять контрагентов нужно, чтобы снизить три группы рисков:

    1. Налоговые риски (непроявление должной осмотрительности).
    2. Риски блокировки счета банком.
    3. Риски убытков от взаимодействия.

    Остановимся на каждом из них подробнее.

    Должная осмотрительность

    Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

    Но за 13 лет сам термин и границы должной осмотрительности претерпели значительные изменения. Если раньше проявление должной осмотрительности могло сводиться к запросу у контрагента стандартного комплекта учредительных документов, то теперь этого для налоговых органов и суда недостаточно.

    Доказывать реальность ведения хозяйственной деятельности и реальность сделок и их исполнения приходится многими документами: это бумаги о преддоговорном взаимодействии, а также документы, свидетельствующие о взаимном исполнении обязательств по договору (не только товаросопроводительные документы, но и, например, пропуски на склад, деловая переписка, заявки на отгрузки, сделанные посредством переписки в мессенджерах или по электронной почте и т.д.). Но даже безупречный документооборот может не помочь, если налоговые органы в ходе проверки получат показания сотрудников компаний, которые не будут соотноситься с документами.

    Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.

    Блокировка счетов банком

    Банки за последние 3-4 года стали все чаще отказывать в проведении операций и отключать от дистанционного банковского обслуживания (ДБО) если, по их мнению, операции клиента носят сомнительный или подозрительный характер. Этого от них требует антиотмывочный закон № 115-ФЗ. Необходимость применить такие меры они оценивают по двум группам критериев. Это во-первых критерии, характеризующие самого клиента, то есть компанию — адрес, руководитель, налоговая нагрузка, наличие средств для ведения заявленного вида деятельности, а также оплата со счета аренды, канцелярских приборов, коммунальных услуг и т.д. Вторая группа – критерии, характеризующие проводимые операции, например, соотнесение заявленного вида деятельности и назначений платежей, периодичность платежей, объем снятия наличных или выплат физическим лицам, переводы организациям с повышенным уровнем риска и т. д. Именно контрагенты с повышенным уровнем риска чаще всего становятся причиной отключения от обслуживания и блокировки операций. Предвестник такого развития событий — запросы от банка. Если контрагент находится в «черном» списке Банка России – вероятность возникновения вопросов и проблем с банком очень высокая.

    Потенциальные убытки

    В деятельности большинства компаний существуют риски неполучения оплаты от контрагентов, что влечет долгий переговорный процесс, зависшую дебиторскую задолженность и затраты на судебные разбирательства, после которых может выясниться, что платить должнику нечем. Такие ситуации помимо затрат на их обслуживание влекут изъятие средств из оборота компании и как следствие прямые убытки.

    Оценка платежеспособности контрагента, даже если он был рекомендован к сотрудничеству доверенными лицами, может своевременно обратить внимание на риски и предотвратить убытки.

    Как же проверять контрагента правильно?

    Универсального решения нет: все зависит от размера компании, ее вида деятельности, частоты появления новых контрагентов и других факторов. Существует три схемы проверки:

    • самостоятельная, силами своих сотрудников
    • аутсорсинг на постоянной основе или привлечение по необходимости
    • привлечение консультантов для настройки бизнес-процесса внутри компании, разработки индивидуальных регламентов и других документов, а также обучения сотрудников.

    Самостоятельно осуществлять проверку контрагентов целесообразно если есть достаточное количество квалифицированного персонала, необходимое программное обеспечение, разработанные регламенты (которые существуют не просто на бумаге из где-то найденных шаблонов, а реально работают как часть общего бизнес-процесса), четко организованный документооборот. Квалифицированный персонал необходим для понимания сути проверки, методологии, правильного фиксирования результатов и их доведения до лиц, принимающих решения. Как правило, в крупных и некоторых средних компаниях этим занимаются сотрудники службы безопасности с привлечением юристов.

    Организованный документооборот и регламенты необходимы для быстрого и качественного выполнения преддоговорной и периодической проверки контрагентов. Как правило, начинается проверка с запроса у контрагента перечня документов, включающего, помимо уставных документов, сведения о задолженностях перед бюджетом, налоговые декларации, штатное расписание, справку о материально-технических ресурсах и другие. Параллельно контрагент проверяется по открытым источникам информации (быстро и качественно, с небольшой аналитикой по проверяемой компании это делают СПАРК, Контур-Фокус и т.д.).

    Использование современного ПО существенно сокращает сроки проверки контрагента и помогает быстро проверить связи компании, оценить текущее финансовое состояние, судебные дела, получить сведения о проверках госорганов и их результатах. Отчеты из такого ПО становились одним из доказательств проявления должной осмотрительности в суде в споре с налоговыми органами (например, дела №№ А49-1953/2017; А03-2471/2017).

    Привлечение сторонних организаций имеет множество преимуществ: свои сотрудники не загружены побочной работой, вы получаете целостный отчет, включающий информацию, которой нет в открытых источниках (например, о наличии контрагента в «черном» списке Банка России). Этот вариант удобен и экономически выгоден небольшим компаниям, которым требуется проверить до 15-20 контрагентов в течение месяца. А вот компаниям, которые должны проверять несколько десятков контрагентов в день, аутсорсинг не подойдет: это будет нерентабельно по сравнению с настройкой процесса в самой компании и выделения нескольких штатных сотрудников.

    Вариант привлечения консультантов для настройки бизнес-процесса по проверке контрагентов внутри компании подойдет и крупным, и средним, и небольшим организациям. Это универсальное решение, позволяющее настроить работу и оптимизировав процессы и затраты на их реализацию получать быстрый и качественный результат на постоянной основе. Как правило, привлечение консультантов включает индивидуальную разработку внутренних актов компании (регламенты, приказы и т.д.), обучение ответственных сотрудников на реальных примерах и разбор всех вопросов, тестирование работоспособности внедренного механизма и при необходимости его отладка для повышения эффективности.

    На что обратить внимание при проверке контрагента

    Настораживающих факторов при проверке контрагента очень много, все зависит от вида деятельности и от критериев отбора. Основными риск-факторами могут являться:

    • массовый адрес;
    • совмещение разных видов ОКВЭД;
    • непродолжительный срок работы контрагента;
    • совпадение учредителя и руководителя в одном лице;
    • «порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
    • нахождение в «черном» списке Банка России;
    • отсутствие штата сотрудников и ресурсов для выполнения предполагаемого договора;
    • низкая налоговая нагрузка;
    • отрицательные финансовые показатели;
    • нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
    • недействительный паспорт учредителя или руководителя;
    • нахождение в стадии ликвидации;
    • множество неисполненных исполнительных производств;
    • факты блокировки счетов со стороны ИФНС.

    Это далеко не полный перечень риск-факторов, которые могут повлиять на оценку возможности работы с контрагентом. У каждого показателя есть свой вес, и многие из них по отдельности не являются препятствием для сотрудничества, но если факторов несколько, то стоит задуматься. Например, если вас интересует только вопрос уменьшения налоговых рисков, то такие факторы, как нахождение в «черном» списке Банка России, отрицательные финансовые показатели или нарастающие проверки госорганов могут вообще не иметь никакого значения в оценке контрагента. Надлежащим образом проведенная проверка контрагента позволяет правильно выстроить работу, настроиться на возможное общение с банком по операциям, совершенным по заключенному договору, а также предотвратить потенциальные убытки. А настройка бизнес-процесса по проверке контрагента позволяет подготовиться к изменениям «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, который устанавливает ряд обязанностей для всех без исключения юридических лиц. Неисполнение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов, приводит к штрафам от 1 млн рублей.

    Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен.