Закон о ветеринарии 2018

Информация об изменениях:

Статья 9 изменена с 28 августа 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 9. Права должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор

Должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;

предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации:

о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;

о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных;

абзац восьмой утратил силу;

См. текст абзаца восьмого части 1 статьи 9

принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;

абзац десятый утратил силу;

См. текст абзаца десятого части первой статьи 9

привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии.

Ввоз на территорию Российской Федерации (вывоз с территории), а также транзит через территорию Российской Федерации продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных осуществляется при наличии письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

Часть 4 утратила силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Права уполномоченных должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Положения части шестой применяются до 1 января 2022 г.

Права уполномоченных должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 524-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения статьи 21 настоящего Закона в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Принят Государственной Думой 13 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

В части второй статьи 19 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 2011, N 23, ст. 3256) слова «органами ветеринарного надзора» заменить словами «уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти».

Статья 2

1) в абзаце шестом части второй статьи 1 слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

2) абзац шестой части второй статьи 3 признать утратившим силу;

3) в статье 31:

а) в пункте 3:

подпункт 1 дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 2 дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 6 дополнить словами «, указанные в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 7 дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 9 дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 10 после слов «переданных полномочий» дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи,»;

б) в пункте 4:

в подпункте 1:

абзац первый после слов «переданных полномочий» дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи,»;

абзац третий дополнить словами «, указанные в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 2 после слов «переданных полномочий» дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи,»;

в) в пункте 5:

подпункт 1 дополнить словами «, указанные в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 2 дополнить словами «, указанные в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 3 дополнить словами «, указанные в пункте 1 настоящей статьи»;

подпункт 4 после слов «переданных полномочий» дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи,»;

абзац второй подпункта 5 дополнить словами «, указанных в пункте 1 настоящей статьи»;

г) пункт 6 после слов «настоящим Законом,» дополнить словами «за исключением полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора,», слова «установленном Федеральным законом» заменить словами «установленном статьей 263 Федерального закона»;

4) в статье 5:

а) в пункте 21 слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

б) в пункте 22 слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

5) в наименовании раздела III слово «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ» заменить словами «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ»;

6) в статье 8:

а) в наименовании слово «Государственный» заменить словами «Федеральный государственный»;

б) в пункте 1 слово «государственным» заменить словами «федеральным государственным», слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и слова «законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии,» исключить;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Федеральный государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полномочие по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора не может быть передано для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 268 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

В порядке, установленном статьей 268 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора может передавать для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации часть своего полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории субъекта Российской Федерации, оборот и убой животных на территории субъекта Российской Федерации, производство, переработка, хранение, реализация на территории субъекта Российской Федерации подконтрольных товаров и их транспортировка по территории субъекта Российской Федерации.»;

г) в пункте 21 слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

д) в пункте 22 слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

е) в пункте 3 слова «государственного ветеринарного» заменить словами «федерального государственного ветеринарного»;

7) в статье 9:

а) в наименовании слова «органов государственного ветеринарного надзора» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор»;

б) в абзаце первом части первой слова «органов государственного ветеринарного надзора» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор»;

в) часть четвертую признать утратившей силу;

г) в части пятой слова «органов государственного ветеринарного надзора по осуществлению» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, по осуществлению федерального»;

д) в части шестой слова «органов государственного ветеринарного надзора по осуществлению» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, по осуществлению федерального»;

8) в части второй статьи 12 слова «органов государственного ветеринарного надзора» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор,»;

9) в части шестой статьи 13 слова «органами государственного ветеринарного надзора» заменить словами «органами, осуществляющими федеральный государственный ветеринарный надзор,»;

10) в статье 14:

а) в части четвертой слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

б) в части шестой слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

в) в части седьмой слово «государственный» заменить словами «федеральный государственный»;

г) в части восьмой:

в абзаце первом слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

в абзаце третьем слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

в абзаце пятом слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

д) в части девятой слово «Государственный» заменить словами «Федеральный государственный»;

е) в части десятой:

в абзаце первом слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

в абзаце третьем слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

в абзаце четвертом слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

ж) в части двенадцатой слово «государственного» заменить словами «федерального государственного»;

11) в статье 17:

а) часть вторую после слов «переданные полномочия,» дополнить словами «указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона,»;

б) часть третью дополнить словами «, указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона»;

в) часть четвертую после слов «переданные полномочия,» дополнить словами «указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона,»;

г) часть пятую после слов «переданные полномочия,» дополнить словами «указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона,»;

д) дополнить частью десятой следующего содержания:

«Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона, и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.»;

12) в части первой статьи 19 цифру «9» заменить цифрами «17».

Статья 3

Статья 4

В статье 15 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2011, N 30, ст. 4590) слова «государственного ветеринарного надзора» заменить словами «федерального государственного ветеринарного надзора».

Статья 5

1) подпункт 492 пункта 2 статьи 263 признать утратившим силу;

2) в абзаце первом пункта 3 статьи 2611 цифры «492,» исключить.

Статья 6

1) в статье 13:

а) в абзаце первом пункта 1 слова «органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,» и слова «, регионального государственного ветеринарного надзора» исключить;

б) в пункте 3 слово «государственный» заменить словами «федеральный государственный»;

2) в абзаце третьем пункта 2 статьи 17 слова «государственного ветеринарного надзора,» заменить словами «федерального государственного ветеринарного надзора, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I «О ветеринарии»,»;

3) в абзаце третьем пункта 3 статьи 25 слова «государственного ветеринарного надзора» заменить словами «федерального государственного ветеринарного надзора, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I «О ветеринарии».

Статья 7

В части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424) слова «органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения» заменить словами «органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Закону Российской Федерации «О ветеринарии» 26 лет. За это время осуществлены изменения и дополнения во все статьи закона, особенно в последние 15 лет по инициативе Россельхознадзора.
Одновременно проходила реформа государственной ветеринарной службы в сторону увеличения и усиления правового регулирования государственного ветеринарного надзора. Состоялась передача государственных ветеринарных учреждений в собственность субъектам страны, проходило сокращение числа ветеринарных учреждений и количества штатных должностей ветеринарных учреждений, обслуживающих мелкие аграрные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан.
Россельхознадзор, образованный в 2004 году, укомплектован и продолжает укрепляться и расширяться. В новом проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора» предусмотрена ликвидация регионального государственного ветеринарного надзора и увеличение численности государственных служащих Россельхознадзора.
В 2016 году осуществлено 44,7 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (данные Россельхознадзора) или 526 проверок в каждом субъекте РФ, с колебаниями от 50 до 1000 проверок в отдельных субъектах.
За 15 лет существования Россельхознадзора в Закон «О ветеринарии» были многократно внесены изменения и дополнения для повышения полномочий Россельхознадзора. Теперь Закон РФ «О ветеринарии» регламентирует в основном деятельность Россельхознадзора, в то же время, обязанности, ответственность ветеринарных врачей государственной, производственной и частной ветеринарных служб, осуществляющих ветеринарное обслуживание животных, законом не регламентируются. Настала пора разработать проект нового Федерального закона «О ветеринарии», провести широкое обсуждение с привлечением ветеринарных специалистов и потребителей ветеринарных услуг и принять его для обеспечения подлинного правового регулирования всей ветеринарной деятельности в стране, в том числе в субъектах, городах, районах, предприятиях и организациях.
В субъектах России пытаются разрабатывать и принимать свои региональные законы, которые не должны противоречить Закону Российской Федерации «О ветеринарии» (это требование Минюста России, Прокуратуры России). Поэтому реально создание достаточно полноценного регионального закона не возможно!
О недостаточной обоснованности Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора», отмеченной в статье профессора В.М. Авилова «Пора прекратить эксперименты с ветеринарной службой» в газете «Сельская жизнь» № 28 от 18–24 июля 2019 года полностью согласен:
1. Разрушена существовавшая стройная структура государственной ветеринарной службы. Продолжается дальнейшее разрушение этой службы путем ликвидации регионального государственного ветеринарного надзора, ранее – запрещение надзорных полномочий главных ветеринарных врачей сельских и городских муниципальных образований.
2. Полное игнорирование законотворческой деятельности в субъектах РФ в сфере создания самостоятельной службы регионального государственного ветеринарного надзора со штатом 1670 единиц, которые достаточно оперативно и эффективно осуществляют плановые и внеплановые проверки в соответствии с федеральным законодательством. Такая служба была создана за счет штатной численности и финансовых средств субъектов РФ. Территориальные управления Россельхознадзора полноценно заменить действующую региональную службу надзора не в состоянии.
3. Отдельные субъекты страны, учитывая объективную потребность в ветеринарных учреждениях для обслуживания животных в отдаленных населенных пунктах, дополнительно за счет своих средств создавали новый тип участковых ветеринарных пунктов по аналогии фельдшерско-акушерских пунктов, призванных улучшить медицинское обслуживание населения в таких населенных пунктах (это решение Минздрава России полностью поддерживает Правительство РФ). Практику совершенствования ветеринарного обслуживания животных в отдельных населенных пунктах, реализованную в Республике Татарстан и ряде других субъектов России нельзя заменить передачей полномочий регионального государственного ветеринарного надзора в федеральный госветнадзор.
4. Расчеты трудозатрат на выполнение всего количества процессных действий (по формуле, представленной на 2 стр. Финансово-экономического обоснования проекта Федерального закона) по Методическим рекомендациям Минтруда России по нормированию численности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не могут объективно определять трудозатраты. Принятая в этом документе средняя величина планируемых к выполнению процессных действий в течение года, равная 231 ед. и норматив затрат на одно процессное действие, равное 32 чел./часам, а также расчет численности гражданских служащих, требуемой для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом недостаточно объективны.
5. Обоснование необходимости принятия нового федерального закона путем утверждения о несовместимости осуществления платных ветеринарных услуг и регионального государственного ветеринарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации противоречит существующей практике их совмещения в составе Россельхознадзора. В самом деле, службы регионального государственного ветеринарного надзора платными ветеринарными услугами не занимаются, а государственные ветеринарные учреждения субъектов Российской Федерации, осуществляющие платные ветеринарные услуги не имеют права осуществлять региональных государственный ветеринарный надзор.
Считаю, что принятие законопроекта о ликвидации регионального государственного ветеринарного надзора и передаче всей полноты надзорных полномочий в сфере ветеринарии Россельхознадзору приведет к углублению кризиса ветеринарной службы РФ. Закон не позволяет полноценно осуществлять правовое регулирование ветеринарной деятельности.
Уважаемые депутаты Госдумы РФ! Стране нужен новый Федеральный закон «О ветеринарии» – подлинно научный, востребованный специалистами ветеринарной службы и потребителями ветеринарных услуг, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами власти сельских и городских муниципальных образований, работниками аграрных предприятий и организаций.
Иван Николаевич НИКИТИН,
заведующий кафедрой организации ветеринарного дела Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана, залуженный ветеринарный врач Республики Татарстан, заслуженный деятель науки РФ и Чувашской Республики.

ЛЕКЦИЯ 1 Законодательство по вопросам ветеринарии

Ветеринарное законодательство включает в себя Закон РФ «О ветеринарии», принимаемые в соответствии с ним законодательные акты республик в составе РФ, правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и другие правительственные акты, а также издаваемые Департаментом ветеринарии МСХ РФ положения, инструкции, наставления, правила, указания, нормы, нормативы, рекомендации и другие документы, регулирующие ветеринарную деятельность в стране. Названные нормативные акты объединяют специальные сборники документов и издают под общим названием «Ветеринарное законодательство регулирует отношения в области ветеринарии, производства продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринарное законодательство регламентирует:

1) ветеринарные мероприятия, обязательные для выполнения в животноводческих хозяйствах, комплексах, крестьянских, фермерских, подсобных хозяйствах, животноводческих кооперативных и других предприятиях, занятых разведением и выращиванием животных;

2) обязательные зоогигиенические и ветеринарно-санитарные условия содержания, кормления и производственного использования животных;

3) порядок и условия карантинирования животных, охраны хозяйств, населенных пунктов, водоемов от заноса возбудителей заразных болезней;

4) ветеринарные требования при реализации животных, продуктов и сырья животного происхождения;

5) правила ветеринарно-санитарной экспертизы;

6) способы и условия применения биологических, химиотерапевтических, дезинфицирующих препаратов, их дозировку, методики проведения диагностических исследований на инфекционные, инвазионные болезни и других специальных мероприятий, когда требуется неукоснительное соблюдение установленных методик;

7) порядок и критерии оценки результатов диагностических исследований;

8) нормы материального обеспечения ветмероприятий;

9) нормы затрат труда ветспециалистов на выполнение ветработ;

10) правовые вопросы ветеринарного дела;

11) порядок госветнадзора и его организацию, правила деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный ветнадзор;

12) систему и порядок финансирования ветеринарной деятельности;

13) организационную структуру ветеринарной службы.

Закон российской федерации о ветеринарии

Закон о ветеринарии – это правительственный акт, определяющий задачи организаций и учреждений государственной ветеринарии, права и обязанности ветеринарных специалистов, состоящих на государственной службе или работающих на сельскохозяйственных предприятиях, кооперативных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности руководителей хозяйств, других должностных лиц, а также населения по сохранению поголовья животных.

Закон РФ «о ветеринарии» состоит из 7 разделов и 25 статей.

В первом разделе «Общие положения» сформулированы общие положения о ветеринарии в РФ, характеризующие задачи ветеринарии, ветеринарное законодательство и регулирующие основные направления ветеринарной деятельности.

Основными задачами ветеринарии в РФ являются:

1) реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

2) формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;

3) контроль за соблюдением ветеринарного законодательства органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства – владельцами животных и продуктов животноводства;

4) охрана территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

5) проведение государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.

Названные задачи в стране решают государственная ветеринрная служба, ведомственные ветеринарно-санитарные службы, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

К ведению РФ относятся:

1) федеральное законодательство;

2) разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией;

3) формирование и реализация на территории России федеральных программ в области ветеринарии;

4) установление и отмена на территории России карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

5) государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию;

6) разработка и утверждение вет.-сан. требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок;

7) охрана территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

8) сотрудничество с международными организациями, иностранными государствами по вопросам ветеринарии.

Республики в составе РФ, автономные области, округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением тех, которые отнесены к ведению органов РФ.

Законом предусмотрено право на ветеринарную деятельность специалистов с высшим и средним ветеринарным образованием. В профессиональной деятельности они руководствуются ветеринарным законодательством РФ и подконтрольны соответствующим органам управления государственной ветеринарной службы. Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления государственной ветеринарной службы.

Второй раздел закона регламентирует государственную, ведомственную и производственную ветеринарные службы.

В систему государственной ветеринарной службы входят:

1) Департамент ветеринарии МСХ РФ, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;

2) ветеринарные научно-исследовательские и научно-производственные учреждения;

3) ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, другие ветучреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии МСХ РФ, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных в республиках в составе РФ, автономных областей, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; подразделения госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля.

Ведомственные ветеринарно-санитарные службы имеют Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ, Служба исполнения наказаний, ФСБ. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора РФ.

Третий раздел закона посвящен организации государственного, ведомственного и производственного ветеринарно-санитарного надзора. В нем приведены понятия о государственном ветеринарном надзоре, его основные функции перечень должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор; права главного государственного ветеринарного инспектора РФ, главных госветинспекторов национально-государственных, административно-территориальных образований и их заместителей; гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций госветслужбы РФ, осуществляющих госветнадзор.

Следует отметить, что государственные ветинспектора, другие должностные лица госветслужбы РФ, осуществляющие госветнадзор, являются представителями исполнительной власти и находятся под защитой государства.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством и хранением, переработкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны представлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям госветслужбы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Ведомственный вет.-сан. надзор также осуществляется на объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел РФ и др. в соответствии со специальными положениями.

Четвертый раздел регламентирует общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Законом предусмотрено, что при планировке и строительстве животноводческих объектов различного типа и форм собственности должны быть предусмотрены благоприятные условия для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней. В помещениях для временного или постоянного содержания животных также должны обеспечиваться благоприятные для их здоровья условия.

Важное место в законе занимают меры по охране территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; заготовке, переработке, хранению, перевозке и реализации продуктов животноводства; производству, внедрению и применению вакцин и других средств защиты животных от болезней.

Изложены обязанности предприятий, учреждений и граждан – владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

1) осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

2) соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

3) предоставлять работникам государственных ветеринарных органов по их требованию животных для осмотра, извещать их обо всех случаях внезапного падежа и массового заболевания животных; выполнять мероприятия по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Пятый раздел регламентирует защиту населения от болезней общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

В шестом разделе предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарного законодательства РФ; основания и порядок применения органами государственного ветнадзора мер административной ответственности за нарушение ветзаконодательства РФ.

Седьмой раздел регламентирует международные отношения по ветеринарным вопросам.

Ответственность за выполнение требований закона РФ «О ветеринарии» несут:

1) руководители животноводческих ферм, предприятий и организаций (председатели колхозов, директора совхозов, животноводческих комплексов, птицефабрик, подсобных хозяйств руководители акционерных обществ, животноводческих товариществ, ассоциаций, заведующие фермами, начальники цехов, управляющие отделениями и т.д.);

2) животноводы (колхозники, рабочие совхозов, фермеры, крестьяне, кооператоры арендаторы и другие работники животноводства);

3) руководители предприятий, цехов по переработке, транспортировке, торговле, хранению продуктов и сырья животного происхождения (директора мясокомбинатов, молочных, кожсырьевых заводов, работники железнодорожного, водного, воздушного транспорта, руководители предприятий общественного питания, торговли, работники рынков и т.д.);

4) ветеринарные работники (ветврачи и фельдшеры);

5) граждане страны и иностранных государств, если ими допущены нарушения ветеринарного законодательства в период пребывания в нашей стране.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении вет. законодательства РФ, несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.