Закон о военной службе 2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Принят

Государственной Думой

6 марта 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Воинская обязанность

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв

Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв

Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор

Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Раздел II. Воинский учет

Статья 8. Организация воинского учета

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету

Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны

Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

Статья 16. Утратила силу

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах

Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах

Статья 20.1. Утратила силу

Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Раздел IV. Призыв граждан на военную службу

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу

Статья 27. Состав призывной комиссии

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Раздел V. Поступление на военную службу по контракту

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту

Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

Раздел VI. Военная служба

Статья 36. Прохождение военной службы

Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту

Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

Статья 40. Военная присяга и обязательство

Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства

Статья 42. Воинские должности

Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей

Статья 44. Перевод военнослужащих

Статья 45. Приостановление военной службы

Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания

Статья 47. Присвоение воинских званий

Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании

Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

Раздел VII. Увольнение с военной службы

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Статья 51.2. Запас

Статья 52. Зачисление в запас

Статья 53. Состав запаса

Статья 54. Военные сборы

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

Статья 56. Порядок прохождения военных сборов

Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

Раздел VIII.1. Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве

Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве

Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве

Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве

Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен

Статья 57.6. Пребывание в резерве

Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста

Статья 57.8. Основания исключения из резерва

Раздел IX. Заключительные положения

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов

Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации

Статья 59. Утратила силу

Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы

Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы

Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом

Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2017 N 45 «Об утверждении Требований, предъявляемых к кандидату, поступающему на военную службу в органы военной прокуратуры, перечня документов, представляемых кандидатом, порядка формирования личного дела кандидата»

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

Указ Президента РФ от 30.03.2017 N 135 «О призыве в апреле — июле 2017 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

Указ Президента РФ от 18.12.2016 N 675 (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Решение Верховного Суда РФ от 02.10.2015 N АКПИ15-884

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N АПЛ15-23

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N ВКАПИ15-39

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Решение Верховного Суда РФ от 15.05.2015 N ВКАПИ15-15

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N АПЛ15-417

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N АПЛ14-670

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N ВКАПИ15-31

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 марта 2019 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон подготовлен во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 15-П и от 22 мая 2018 г. № 19-П, которыми некоторые положения статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся предоставления отсрочек от призыва на военную службу, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливается, что гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования и программам бакалавриата, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры, а гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается право граждан на отсрочку от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры, если эти граждане достигли призывного возраста в период освоения образовательных программ среднего общего образования, реализовали право на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также для последующего освоения программ бакалавриата.

16.12.2011
В последние годы в пенсионное законодательство был внесен ряд поправок, расширяющих перечень так называемых нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж. Это позволяет учесть данные периоды при расчете размера их пенсии, при условии, что государство возмещает Пенсионному фонду стоимость страхового года за каждый такой «нерабочий» год. Страховой стаж состоит главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Так определяется понятие страхового стажа в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ). Вместе с тем Законодатель не учитывает некоторые периоды, когда трудоспособный человек был лишен возможности работать и не подлежал пенсионному страхованию. Наиболее значимые из них выделены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Перечень таких периодов который является исчерпывающим приведен в статье 11 Закона № 173-ФЗ, а именно: 1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468–1 (далее Закон № 4468–1); 2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6. период ухода, осуществляемого трудоспособным неработающим лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ); 8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ). Рассмотрим подробно вопросы о включении нестраховых периодов в страховой стаж. Периоды военной и приравненной к ней службе Подпункт 1 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ говорит о военной, а также о другой приравненной к ней службе, предусмотренной Законом № 4468–1. В приведенной формулировке необходимо обязательно учитывать следующее: В Законе № 173-ФЗ понятие «военная служба» и «другая приравненная к ней служба» не раскрыты, поскольку это не является предметом его правового регулирования. Понятие «военная служба» определено в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Надо отметить, что граждане проходят военную службу не только по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Т. к. в нем не упоминается военная служба по призыву. Следовательно, если бы законодатель упомянул о Законе № 4468–1, это необоснованно лишила бы возможности зачета в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву, которая в отличие от военной службы по контракту, затрагивает большинство военнослужащих. Что же касается определения службы, приравненной к военной, то здесь отсылка к Закону РФ № 4468–1 вполне уместна, поскольку данный закон не только сам упоминает о некоторых видах такой службы, но к нему в этом вопросе отсылают и другие федеральные законы, что позволяет определить уже полный перечень видов службы, приравниваемой к военной. Здесь необходимо сделать пояснение: приравнивание к военной службе существует только для целей пенсионного обеспечения, потому и основывается на специальном законе. Что касается периодов временной нетрудоспособности, то подпунктом 2 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ предусматривается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом необходимо одновременное сочетание двух факторов — временная нетрудоспособность застрахованного лица и получение в этот период любого пособия по государственному пенсионному страхованию. Если по ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывалась только временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, то в Законе № 173-ФЗ такое ограничение отсутствует. Подпункт 2 данного пункта касается в основном периодов получения трех видов пособий, а именно: — пособия по временной нетрудоспособности; — пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; — пособия по беременности и родам. Рассмотрим периоды ухода за ребенком Подпункт 3 п. 1 ст. И Закона № 173-ФЗ предусматривает включение в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В законе не предусмотрен зачет в страховой стаж 70 дней до рождения ребенка, поскольку в этот период женщина, как правило, получает пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам и этот период засчитывается ей в страховой стаж по другому основанию. При этом период ухода за ребенком уменьшен от трех до полутора лет и составляет в общей сложности 3 года, в отличии 9 лет по ранее действовавшему законодательству. Периоды получения пособия по безработице Подпункт 4 п. 1 ст. 11 предусматривает зачет в страховой стаж трех периодов: — период получения пособия по безработице; — период участия в оплачиваемых общественных работах; — период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. По ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывался также период самого трудоустройства безработного, переехавшего в другую местность в поисках подходящей ему работы. Однако по Закону № 173-ФЗ при требуемом в настоящее время пятилетнем страховом стаже только три периода учитываются при подсчете страхового стажа. Периоды необоснованно репрессированным и привлеченных к уголовной ответственности Подпункт 5 п. 1 статьи 11 касается двух категорий граждан, а именно: — необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; — необоснованно репрессированных. Общим для них является юридический факт необоснованного применения уголовной ответственности или другой репрессивной меры с последующей за этим реабилитацией. Само понятие необоснованного применения репрессии предполагает обязательное наличие официального документа о реабилитации. При отсутствии официального акта нет оснований определить периоды необоснованного привлечения к уголовной ответственности или необоснованном применении иной репрессии. Периоды ухода за инвалидом или престарелым гражданином В подпункте 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ этот нестраховой период включается в страховой стаж это когда трудоспособный человек был вынужден оставить работу для обеспечения ухода за нетрудоспособным гражданином. Трудоспособным лицом считается лицо, способное осуществлять трудовую деятельность. В подп. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее возраста, с которого согласно трудовому законодательству допускается прием на работу. В ст. 63 Трудового кодекса РФ указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, существует нижняя граница трудоспособности, а вот верхней (предела трудоспособности) законодательством не установлено. Есть три категории граждан, уход за которыми может быть засчитан ухаживающему лицу в его страховой стаж. К ним относятся: — инвалид I группы, в том числе с детства; — ребенок-инвалид (данный статус могут иметь дети до 18 лет; после этого им при наличии необходимых показаний должна быть установлена одна из трех групп инвалидности); — престарелый, то есть человек, достигший возраста 80 лет (при этом не имеет никакого значения, есть у него какая-либо группа инвалидности или нет). Периоды проживания с супругами в которые трудоспособные граждане не были застрахованы Подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 11 предусмотрены два похожих периода, а именно: — период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; — период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации и международные организации, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Эти периоды объединены общим основанием: невозможностью трудоустройства в месте службы супруга. Порядок подтверждения данных периодов установлен постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 817, которым внесены соответствующие поправки в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Так, чтобы подтвердить период проживания супруги военнослужащего, имевший место до 1 января 2009 года либо приходящийся на время, когда супруг проходил военную службу (действительную, сверхсрочную) по контракту в воинском формировании РФ (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, потребуется справка воинской части (учреждения, предприятия и иной организации), военного комиссариата. Форма такой справки утверждена Правительством РФ. Она выдается на основании сведений личного дела военнослужащего либо документа, подтверждающего регистрационный учет по месту жительства (месту пребывания), а также трудовой книжки супруги военнослужащего. Если же данный период имеет место после 1 января 2009 года, то подтвердить его необходимо будет не только указанной справкой, но и справкой государственного учреждения службы занятости населения, форма которой была скорректирована Правительством РФ. Периоды проживания за границей супругов работников, направленных туда с представительскими полномочиями, подтверждаются справкой организации, направлявшей работника на работу за границу в перечисленные выше учреждения и организации. Ее форма также была специально разработана и утверждена Правительством РФ. Рассмотрим в каком порядке засчитываются нестраховые периоды в страховой стаж. Итак основные периоды, образующие страховой стаж, по определению должны являться страховыми, то есть за них должны уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд. Именно эти периоды предусмотрены ст. 10 Закона 173-ФЗ. Нестраховые периоды (т. е. не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд), предусмотренные ст. 11 Закона № 173-ФЗ, не могут засчитываться без периодов страхового стажа, т. е. они засчитываются в страховой стаж только когда у заявителя есть страховые периоды. Условия зачета в страховой стаж нестраховых периодов предусмотрены п. 2 ст. И Закона № 173-ФЗ: Во-первых, страховой стаж не может состоять только из периодов, предусмотренных в п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ. Для зачета этих периодов в страховой стаж необходимо наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Во-вторых, эти периоды могут быть засчитаны в страховой стаж лишь при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от продолжительности. Вместе с тем Закон № 173-ФЗ не ограничивает количество иных периодов, которые согласно п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ могут быть засчитаны в страховой стаж, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности.

Тема: Общие обязанности военнослужащих и обязанности солдата (матроса)

Учебные вопросы:

1. Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации — защитник Отечества.

2. Права и общие обязанности военнослужащего.

3. Обязанности солдата.

Военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации — защитник Отечества

5. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах и воинских формированиях.

6. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством Российской Федерации.

К военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

— сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Воинские звания подразделяются на войсковые и корабельные.

7. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В Вооруженных Силах используется русский язык как государственный.

8. В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня (регламентом) служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время.

Военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

— самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» настоящей статьи;

— добровольного приведения себя в состояние опьянения;

совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

Устав Внутренней службы ВС РФ

утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Права и общие обязанности военнослужащего

2.1. Права военнослужащих.

9. Военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Военнослужащий до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест.

12. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

— для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

— для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

— для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

— для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

15. Обо всех случаях хищения, утраты, порчи или выхода из строя оружия военнослужащие обязаны докладывать своему непосредственному начальнику. Командир воинской части незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции, органы внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации об обстоятельствах хищения или утраты оружия (боеприпасов) с указанием модели, калибра, серии, номера, года выпуска каждой единицы и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе по розыску похищенного или утраченного оружия (боеприпасов).

В случае возвращения похищенного или утраченного оружия (боеприпасов) в воинскую часть командир воинской части в течение трех суток обязан проинформировать об этом государственные органы, поставленные ранее в известность о хищении или утрате оружия (боеприпасов).

2.2 Общие обязанности военнослужащих.

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

— быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

— строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

— дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Устав Внутренней службы ВС РФ

утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Обязанности солдата

160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.

161. Солдат (матрос) обязан:

— глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);

— знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;

— оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;

— заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;

— в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;

— соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;

— знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил — участника боевых действий, а также соответствующие международно-признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;

— аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;

— при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;

— при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

162. За образцовое исполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание ефрейтора, а матросу — старшего матроса.

Ефрейтор (старший матрос) обязан помогать командиру отделения в обучении и воспитании солдат (матросов).

Просмотр

Скачать227 Кбайт