Закон РФ об образовании экологическое воспитание

Фото: www.beyond-magazine.com

Статья подготовлена специально для 69 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Советский период

Как и во многих других странах, в России природоохранная деятельность начала зарождаться в начале XX века. До этого все сводилось к изучению в школе таких предметов, как зоология и ботаника. В 1912 году в России была организована постоянная Природоохранная комиссия при Русском географическом обществе, а в 1918 году появилась Станция юных любителей природы в Сокольниках в Москве, где 15 июня того же года провели первую организованную экскурсию. Этот день и стал официальной датой создания первого внешкольного учреждения такой тематики. В 1920-1930-е годы при становлении советского государства происходит подъем природоохранной деятельности с массовым вовлечением образовательных аспектов для молодежи: в 1929 году был проведен первый Всероссийский съезд по охране природы, а в 1930 году в Самаре был создан Волжский НИИ изучения и охраны природы.

Однако наиболее быстрое развитие экологического образования – как на международном уровне, так и в России – происходит после Второй мировой войны. Именно в это время впервые международное сообщество начинает обращать внимание на проблемы охраны окружающей природной среды из-за нарастающего антропогенного влияния индустриализации. В 1946 году появился первый в стране образовательный курс «Охрана природы», который преподавался в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Изначально этот курс читался только на биологическом факультете московского университета, а в последующие годы стал преподаваться и в Томском, Одесском и Тартуском университетах.

В 1960 году был принят Закон «Об охране природы в РСФСР», в котором указывалась необходимость природоохранного просвещения. Статья 18 закона была названа «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях». С этого момента начинают создаваться дружины охраны природы.

Григорий Куксин, руководитель волонтерского отдела Гринпис России, отмечает, что целенаправленное экологическое образование зародилось в нашей стране именно в связи с появлением движения студенческих дружин охраны природы (ДОП) – сначала в МГУ, а затем и в других вузах. Выходцы из дружин впоследствии стали идеологами и первыми руководителями многих природоохранных НКО. Они же были проводниками идей устойчивого развития в природоохранной сфере в нашей стране.

Сергей Мухачев, руководитель отделения охраны природы факультета дополнительного образования КНИТУ, считает, что экологическое образование официально появилось с открытия в 1969 году первой в России кафедры охраны природы в Казанском государственном университете, где в 1989 году был создан первый экологический факультет, который оказал значительное влияние на развитие высшего экологического образования.

Таким образом, наша страна к 1972 году, когда в Стокгольме прошла Первая международная конференция ООН по охране окружающей среды, уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в том числе и в области образования и просвещения. В 1972 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», в котором акцентировалось внимание на необходимости «улучшения подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области природоведения и защиты природной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы». Это постановление предоставляло большие возможности для продвижения профессионального природоохранного образования.

Однако главным событием для экологического образования не только в СССР, но и в мире, стала Конференция по экологическому образованию, проходившая в Тбилиси в 1977 году. На этой конференции Советский Союз вошел в число лидеров по вопросам охраны окружающей среды за счет активной деятельности представителя Комитета Совета Министров СССР по науке и технике Джермена Гвишиани, который являлся членом Римского клуба. Именно он стал главным организатором конференции в Тбилиси, на которой были сформулированы основные задачи и методы природоохранного (экологического) образования, которые остаются актуальными и сегодня.

После проведения Тбилисской конференции в СССР было опубликовано множество монографий и статей по теории и практике охраны природы, во всех вузах было внедрено преподавание курса «Охрана природы». Изначально этот курс читался только для биологов, но затем его вели и для студентов других специальностей – педагогических, сельскохозяйственных, строительных. Цель курса – «дать целостное представление о наиболее горячих точках взаимодействия человечества и природы».

Таким образом, мы видим, что в тот период Россия шла в ногу с международным сообществом, а иногда даже выступала инициатором международных мероприятий по образованию в области охраны окружающей среды. Несмотря на мощную индустриализацию, проводившуюся в стране, власти обращали внимание на экологическую обстановку и заботились об образовании и просвещении населения по вопросам охраны окружающей среды.

Расцвет в 1990-х

После перестройки в России произошли большие изменения в системе государственного управления, что отразилось и на работе всех министерств, включая Министерство экологии и природных ресурсов. Тем не менее даже при этих изменениях повестка экологического образования не ушла на второй план. Свобода 1990-х годов, открытость идеям, прилив информации от зарубежных организаций дали дополнительный толчок развитию экологического образования. Людмила Попова, ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова и профессор факультета почвоведения МГУ, отмечает, что наиболее быстрыми темпами экологическое образование в нашей стране развивалось в первой половине 1990-х годов, когда экологические проблемы, которые долго скрывались, вышли на поверхность, обсуждались обществом и сопровождались крупными экологическими протестами.

Очень активно формировалось и экологическое законодательство. В начале 1992 года Министерством экологии и природных ресурсов РФ было создано Управление массовой информации, связей с общественностью и экологического образования и принят Закон «Об образовании», в котором было сказано, что воспитание любви к окружающей природе является одним из принципов государственной политики в области образования. А принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указ Президента № 236 от 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» обозначил в качестве одного из важнейших направлений государственной политики экологическое образование и воспитание. В том же году было создано Российское экологическое федеральное информационное агентство, в работу которого входило информационное обеспечение деятельности в области экологического образования, просвещения и воспитания населения.

В результате в 1995 году «Экология» как самостоятельный предмет был введен в федеральный базисный учебный план и стал обязательным предметом во всех школах России. В последующие годы создается большое число методических рекомендаций и программ для экологического воспитания и образования на всех уровнях образовательных учреждений. Только для предмета «Экология» всего за три года в различных изданиях было опубликовано 12 вариантов учебно-методических пособий по экологии для образовательных школ. По всей стране были созданы эколого-биологические центры, где дети могли узнать больше об окружающем мире и познакомиться с основными принципами бережного отношения к нему.

В 1995 году была начата разработка проекта федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России» на период до 2000 года. Однако Министерство финансов России не поддержало данную инициативу, и правительство в результате программу не утвердило. В 1997 году предмет «Экология» был изъят из федерального образовательного плана для средних школ. Это привело к тому, что только в тех регионах, где позволяли возможности, этот предмет оставался в учебном плане. Кроме того, сократилось финансирование всех программ и фондов, которые были созданы для разработки и внедрения экологического образования в России. Считается, что все происходящее было связано с Указом Президента № 1177 от 1996 года, который понизил статус Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и был заменен на Госкомитет по охране окружающей среды, где вопросами экологического образования стали заниматься всего несколько человек. В 2000 году комитет был заменен Министерством природных ресурсов РФ, а вся работа легла на плечи одного сотрудника.

Из-за подобных административных изменений спад в сфере экологического образования продолжился. Так, с 1997 по 2001 год число детских внешкольных учреждений экологической направленности сократилось на 20%, летних оздоровительных лагерей – на 15% и почти в два раза сократилось число домов природы и школьных лесничеств. При этом региональные органы управления образования предложили добавить экологические аспекты в самые различные предметы естественнонаучного цикла и отказаться от отдельного самостоятельного предмета «Экология». Все это негативно отразилось на экологическом образовании, привело к недостатку специалистов, которые могли бы интегрировать экологические аспекты в различные учебные предметы.

В 2002 году Минприроды вернулось к вопросу экологического образования, и 10 января 2002 года был принят Закон «Об охране окружающей среды». В законе сказано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов». В этом же году был создан Консультативный совет по экологическому образованию, который через несколько лет, в 2004 году, прекратил свое существование. С 2006 года вопросами экологического просвещения и воспитания в системе Минприроды занимается отдел экологического просвещения в заповедниках и национальных парках.

Специалисты по истории экологического образования (например, Н. Г. Рыбальский) отмечают, что в последнее десятилетие при отсутствии координирующей роли, внимания и поддержки процессов экологического образования и просвещения со стороны федерального природоохранного органа это направление практически полностью размыто и осталось фрагментарным и не обязательным на региональном уровне.

Экологическое образование для устойчивого развития

В 1997 году было введено понятие «образование в интересах устойчивого развития». А в начале 2000-х для международного сообщества стало очевидным, что необходимо переходить к пересмотру всей системы охраны окружающей среды, то есть принимать во внимание как хозяйственные, так и социальные нужды. Это также должно было отразиться и на образовательных программах.

В 2003 году министры окружающей среды 55 стран региона Европы, Северной Америки и Центральной Азии на Пятой конференции «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в Киеве, приняли решение разработать региональную стратегию в области образования для устойчивого развития. Принятию данного решения предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась рабочей группой по образованию в интересах устойчивого развития, где сопредседателями были Швеция и Россия. Таким образом, Россия активно участвовала в формировании данной стратегии. Тем не менее стратегия до сих пор не принята в нашей стране, а в системе образования не внедрены ее основные положения.

Возможно, из-за обширного опыта в экологическом образовании в России, как и в некоторых других странах, сформировалось особое понятие экологического образования для устойчивого развития. По сути, данное понятие смещает междисциплинарный и комплексный подход идеи образования в интересах устойчивого развития на экологический аспект. Это и есть то самое экологическое образование, которое формировалось на протяжении нескольких десятилетий. Из-за недостатка внимания к вопросам даже экологического образования в 2000-х годах в России так и не был осуществлен переход к образованию в интересах устойчивого развития, которое, в свою очередь, включает в равной степени социальные и экономические аспекты. Эта также можно наблюдать и в отсутствии официальных представителей на важных международных мероприятиях по вопросам образования в интересах устойчивого развития – например, на последней международной встрече ЮНЕСКО
в Оттаве в марте 2017 года.

Современные тенденции экологического образования в России

На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года). «Создана система непрерывного экологического образования – от программ для детского сада, средней школы до подготовки специалистов – среднее и высшее образование, а также повышение квалификации специалистов и экологическое просвещение населения», – отмечает Людмила Попова. Тем не менее на сегодняшний день в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования.

Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то здесь нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания и просвещения. Специалисты отмечают, что если сравнить современную ситуацию с предыдущим периодом, то придется констатировать, что в настоящее время экологическому образованию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и преподавателей.

В школах экологическое образование сегодня затрагивается в нескольких официально принятых предметах, таких как «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а также в естественных и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий.

В стране продолжают действовать центры дополнительного экологического образования, где дети разных возрастов могут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, тем самым формируя экологическое мышление. Данные центры организовывают детские лагеря с выездами на природу и привлекают родителей к решению локальных экологических проблем, что, несомненно, является важной частью экологического просвещения.

С 1994 года продолжает действовать Всероссийская олимпиада школьников по экологии. В 2015 году в ней приняли участие десятки тысяч детей, при этом в процесс проведения олимпиады включается все больше регионов. Традиционно регионом, наиболее представленным по числу участников на олимпиадах, является Москва, где, несомненно, экологическое образование и просвещение более доступно на всех уровнях из-за высокой концентрации экологически ориентированных образовательных и просветительских организаций и проектов.

Число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», значительно выросло в последнее десятилетие.

Григорий Куксин, тем не менее, говорит о проблемах с современными учебными материалами: «Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик».

В свою очередь Сергей Лебедянцев, руководитель Самарского областного педагогического эксперимента «Экологизация учебных предметов», отмечает, что «одной из причин неудовлетворительного состояния окружающей среды и экологического кризиса в целом традиционно считается низкий уровень экологического образования. Однако мы видим проблему в другом – низком уровне экологической культуры. Для достижения существенных результатов необходима постоянная систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры».

Однако, несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

Основные тенденции последних лет

В последнее десятилетие наиболее активно проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие НКО предлагают свои материалы для педагогов для проведения дополнительных занятий в школе на экологические темы. Это дает возможность педагогу объяснить детям насущные экологические проблемы, возможные пути их решения и получить дополнительные бонусы при реализации программ дополнительного образования в учебном заведении. При этом такую деятельность педагогов практически невозможно учитывать на уровне страны, поэтому официальных данных статистики по данным активностям не существует.

Также НКО занимаются формированием различных доступных в сети Интернет и на открытых мероприятиях презентаций и материалов, соответствующих современным экологическим тенденциям как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.

За счет образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, рационально использовать природные ресурсы и ответственно подходить к отдыху на природе, к вопросам переработки отходов, экономии воды и электроэнергии. Деятельность таких организаций сопровождается локальными акциями по посадке деревьев, очистке водоемов, сбору мусора в прилегающих к городам лесах и т. п. Тем не менее, как отмечают организаторы подобных мероприятий, до сих пор не удается привлечь большое количество людей, все-таки для массового продвижения идей экологии необходима активная государственная позиция по данному вопросу.

Многие неформальные организации и проекты реализуются в России людьми, не достигшими 35 лет, то есть, по международным стандартам, – молодежью. Именно это поколение прошло через систему образования 1990-х годов, когда экология преподавалась как обязательный предмет, когда центры дополнительного экологического образования были наиболее активны и получали поддержку на государственном уровне. Это действительно помогало формировать поколение людей с экологическим сознанием – людей, которые сегодня активно продвигают вопросы необходимости охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов.

Нужно отметить, что в течение Года экологии во всех субъектах Российской Федерации было проведено множество просветительских и образовательных мероприятий, как в стенах учебных заведений, так и для широкой общественности. На многочисленных конференциях, которые регулярно проходят в разных городах России, говорилось о важности экологического образования в стране, однако это так и не нашло поддержки на высоком уровне.

Так, на недавно прошедшей II Международной выставке-форуме «Экотех–2017» состоялся круглый стол, посвященный вопросам экологического образования и просвещения в России, на котором еще раз была подчеркнута необходимость включения экологической тематики во все учебные программы. Также рассматривалась потребность современных предприятий в специалистах-экологах, способных принимать грамотные проектные решения. Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник», считает, что нужны не только знания, но и навыки того, как нужно вести себя и успешно действовать в повседневной жизни, понимая при этом, что люди в обществе связаны друг с другом и с природными системами и что они могут сделать эту связь устойчивой.

Тем не менее исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет (см.: Рыбальский Н. Г. и др., «Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы», журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2016):

– противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

– сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;

– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».

Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы. Эту мысль подтверждает и руководитель движения ЭКА Татьяна Честина: «Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и Основах госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, мы не видим, что ему на практике действительно уделяется значимое внимание. Нет какой-то серьезной подготовки педагогов, которые бы затем были готовы передавать ученикам не только комплексные системные знания о современных экологических проблемах глобального и локального уровня и путях их решения, но и обучать тому, как школьники или студенты могут на практике применять полученные знания. Сегодня уровень развития экологического образования, на мой взгляд, сильно отстает от уровня серьезности экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся как общество».

При этом, если обратить внимание на международные процессы и вспомнить об идеях образования в интересах устойчивого развития, которые уже утвердились в Европе (разработаны многочисленные методические материалы, проводится множество образовательных семинаров и программ как для учащихся, так и для педагогов), то можно отметить, что фокусировка лишь на экологическом аспекте может вызвать отставание России от международных стандартов образования.

На уровне формального образования отсутствие системного подхода, критического мышления и формирования навыков в принятии рациональных решений, которые основываются не только на аспектах охраны окружающей среды, но и включают социальные и экономические проблемы, может привести к тому, что граждане нашей страны не будут обладать теми навыками и компетенциями, которые требуются для конкурентоспособности на международном рынке труда. В дальнейшем это будет отражаться и на работе всех отраслей экономики страны, так как в развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов образования в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им придется прибегать к обу­чению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях. Отсутствие просвещения в области устойчивого развития на неформальном уровне также имеет негативные последствия, поскольку население нашей страны не будет осведомлено о взаимосвязи всех процессов, не сможет осознать свое непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.

Экологизацией законодательства называется процесс внедре­ния экологических требований в законодательные и иные но­рмативные акты, регулирующие хозяйственную и иную дея­тельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.
Экологизация как процесс внедрения и распространения экологи­ческих требований вытекает из приоритетов законов развития природы, которые человек обязан соблюдать, осуществляя хозяй­ственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на со­стояние естественной среды обитания.
Цель экологизации законодательства — распространить эколо­гические требования на правила и нормы, регулирующие хо­зяйственную, управленческую и иную деятельность, оказы­вающую отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды (например, на правила проектирования, стро­ительства, эксплуатации тех или иных объектов).
Формами экологизации называются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие положения, требования и пра­вила. Например, строительные, технологические, градостроитель­ные, санитарные и иные нормативы, утвержденные соответст­вующими органами.
Один из методов экологизации относится к сфере применения норм права, другой -к их разработке.

Первый метод предусматривает экологизацию не самой нормы за­кона, а правоотношения, возникающего в процессе выполнения законного требования.
В соответствии со вторым методом экологизации законодательства разрабатываются новые правовые нормы или технико-экономи­ческие нормативы, в обязательном порядке предусматривающие эколого-правовые требования. Практика законотворческой дея­тельности показывает, что метод используется наиболее часто во всех отраслях законодательства. Самое широкое распространение он получил в отраслях, регулирующих нормы осуществления хо­зяйственной деятельности.


Материал прочитан 5412 раз и оценен5 07.05.2018

Продолжается большая реформа природоохранного законодательства. Перечень новых законов и поправок в действующие нормативно-правовые акты, принятые в последние дни 2017 года, внесли существенные изменения в процесс проведения экологической экспертизы и обращения с отходами. Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.
Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ
Этот закон внес изменения в ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст.12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получили год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.
До принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ. Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы – газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т.д. В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов отложился до 1 января 2019 года.
Еще одно изменение – отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.
Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
Главное нововведение касается компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса. Теперь можно получить лицензию на обращение сразу группы или подгруппы отходов, а не на один конкретный вид. Кроме того, принятый закон по-новому трактует термин «сбор отходов». Под эту категорию теперь подпадают только предприятия, занимающиеся обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.
Федеральный закон N 503-ФЗ возлагает новые обязательства на органы местного самоуправления, которые теперь занимаются размещением площадок накопления ТКО. Также местные власти обязаны вести общий реестр всех мест накопления твердых коммунальных отходов. В этом документе указывается место расположения, информация о собственниках, общие технические характеристик ТКО и перечень источников отходов, которые используют площадку для складирования своих отходов.
В соответствии с ФЗ N 503 платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг не взимаются.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
В этом распоряжении приводится перечень товаров и материалов для упаковки выпускаемой продукции, которые подлежат обязательной утилизации. Всем товарам присваивается код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и код по ТН ВЭД ЕАЭС.
Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.
Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»
В соответствии с этим приказом, каждый гражданин РФ, достигший совершеннолетия, может оказывать надзорным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды. Приказ устанавливает порядок организации деятельности инспекторов и регламентирует особенности их взаимодействия с государственными органами экологического надзора.
Чтобы стать общественными инспектором, достаточно подать соответствующее заявление в территориальные органы Росприроднадзора, Рослесхоза или в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый общественный инспектор получает соответствующее удостоверение, которое действительно в течение года. На основании этого удостоверения он может заниматься природоохранной деятельностью самостоятельно или совместно с общественными организациями и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: ecobez.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Экологический контроль»

Результаты поверки средств измерений, удостоверенные в соответствии с действовавшими до 24 сентября 2020 года нормативными правовыми актами, действительны до окончания интервала между поверкамиПисьмо Росаккредитации от 19.10.2020 N 21392/03-ДГ «О результатах поверки средств измерений» С 24 сентября 2020 вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ… В Госдуме предложили создать рабочую группу по актуализации законов в сфере экологииВице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать при координации Минприроды рабочую группу с целью актуализации законодательства в сфере экологии. Об этом Яровая сообщила после круглого стола … Контроль над лесной отраслью могут отдать РослесхозуБелый дом может вернуть контроль над лесной отраслью на федеральный уровень — в Рослесхоз, само агентство для этих целей может быть преобразовано в службу. Хотя решения по вопросу пока нет, централиза… Апелляция подтвердила решение ФАС по новосибирскому оператору ТКО9-й арбитражный апелляционный суд подтвердил решение первой инстанции по делу № А40-307297/2019. В рамках этого иска ООО «Экология-Новосибирск» пыталось оспорить решение ФАС, которая уличила её в нару… Являются ли водозаборные сооружения объектом негативное воздействияОтвечают специалисты Южного межрегионального Управления Росприроднадзора Ответ: В соответствии пунктом 1 статьи 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон), объекты, оказ…

Другие новости за 07.05.2018

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабженияПриказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.02.2018 № 64 «Об утверждении Порядка рассмотрения … Экологические проверки на предприятии: порядок проведения и возможные нарушенияЧаще всего экологические проверки становятся для руководства предприятия неприятным сюрпризом. Однако деятельность контролирующих природоохранных органов необходима, для своевременног… ПДК микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест и в воздухе рабочей зоны пересмотрятПроект Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6. -18 «Предельно допустимы… В Минприроды заявили о необходимости уголовного наказания за пал травыМинистр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской заявил, что ответственность за сельскохозяйственное сжигание травы необходимо ужесточить вплоть до уголовного преследования… Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей средеПостановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 «Об утверждении Правил организации работ по л… Экологический сбор на одноразовую посуду могут ввести в 2019 годуПравительство планирует ввести в 2019 году экологический сбор с производителей на одноразовую посуду. Об этом сообщил в субботу специальный представитель президента РФ по вопросам при… 27 апреля 2018 г. вступил в силу приказ Росприроднадзора от 28.03.2018 № 97 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017 г. № 447″27 апреля 2018 г. вступил в силу приказ Росприроднадзора от 28.03.2018 № 97 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017…

Манкевич И.П.,

старший научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Со второй половины XX столетия рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды становится одной из актуальных проблем современности. Возрастает значение создания на международном и национальном уровнях основ экологически грамотного осуществления хозяйственной деятельности и соответствующих основ правового регулирования. На современном этапе потребность в этом приобретает еще большую остроту, что обуславливает исследование проблем экологического права, охватывающее генезис его правовых основ, концептуальных подходов, формирование современных правовых механизмов и приоритетных направлений.

Активное становление науки экологического права началось в 70-х годах XX столетия. Несмотря на то, что национальная эколого-правовая наука не имеет столь глубоких традиций как, например, гражданско-правовая или уголовно-правовая, представляется, что в настоящее время она располагает достаточным количеством специалистов и достаточным числом опубликованных работ, где с различной степенью глубины разработаны эколого-правовые проблемы.

В настоящее время наиболее разработанными являются вопросы Общей части экологического права. Исследованы отдельные механизмы охраны окружающей среды, экологические права граждан, способы их защиты и др. . В последние годы уделяется внимание научно-практическому направлению. Изданы комментарии к важнейшим нормативным правовым актам, среди которых комментарии к Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» , Кодексу Республики Беларусь о земле . В этой связи, можно выделить три основных направления, по которым в последние годы осуществлялось развитие науки экологического права: законодательное закрепление экологических прав граждан и становление механизма их защиты ; создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая сертификация; экологический аудит и др.); создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий; экологическое страхование, экономическая оценка природных ресурсов и др.) .

В то же время, представляется, что в настоящее время недостаточно разработана проблематика отдельных механизмов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Так, если вопросы экологического страхования, государственной экологической экспертизы, информационного обеспечения в экологической сфере исследовались в национальной эколого-правовой науке , то экологический контроль, экологический аудит, экологическая сертификация, мониторинг окружающей среды, создание и функционирование экологической сети, обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности, а также проблемы экологизации неэкологических отраслей законодательства, внедрения частноправовых начал в экологическое право и др. либо не достаточно исследованы, либо остаются вне рамок специальных правовых исследований.

Для целей охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности нуждаются в пересмотре и развитии природоресурсные отрасли (право пользования недрами, водами, животным миром и т.д.). При этом, анализируя проблемы науки экологического права максимальное внимание необходимо уделять не только анализу норм права, но и их реализации, практике применения как самостоятельным элементам правовой системы.

Таким образом, с учетом изложенного современную науку экологического права можно оценить как активно развивающуюся отрасль знания, стремящуюся к решению теоретических и практических проблем в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

С целью обеспечения социального развития, экономического роста, экологической безопасности необходимо переосмысление (с учетом международного опыта и тенденции глобализации) основ правового регулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Прежде всего, для дальнейшего развития науки экологического права представляется необходимым разработка новой Концепции государственной экологической политики (новой экологической доктрины), адекватной современным требованиям и перспективам. Новая экологическая доктрина должна представлять собой документ, отражающий современную идеологию государства и общества, адаптированный к идее устойчивого развития, принципам предотвращения экологического вреда, экосистемного подхода и др. В ней должны найти закрепление стратегические цели, задачи, принципы государственной экологической политики. Значительная роль должна быть отведена научному обеспечению, созданию современного правового механизма в области охраны окружающей среды.

В формулировании и обосновании Концепции особое внимание должно быть уделено правовым категориям. В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих охрану окружающей среды и рациональное природопользование, особое место занимает экологический правопорядок. Экологический правопорядок рассматривается как вид правового порядка, определяющегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бережного использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения . Данная правовая категория, является одной из ведущих и от ее научной разработки зависят как состояние самой науки экологического права, так и законотворческая практика и практика по установлению экологического правопорядка.

Разработка новой Концепции требует и научного анализа принципов охраны окружающей среды. В ныне действующем Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в ст. 4 закреплен довольно широкий перечень принципов охраны окружающей среды (всего 23 принципа) . При этом необходимо обратить внимание, что конструкция статьи 4 закона, в отличие от ее наименования, не называет содержащиеся в ней положения принципами охраны окружающей среды. Часть 1 ст. 4 закона гласит: «Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов» . Очевидно, что в статье 4 закона закреплены не принципы охраны окружающей среды, а принципы хозяйственной и иной деятельности, что свидетельствует о необходимости пересмотра содержания данной статьи, поскольку «содержание некоторых из них ставит под сомнение отнесение таковых к числу принципов в целом» .

Ряд положений, названных принципами, представляет собой направления (задачи) деятельности в области охраны окружающей среды, в частности: охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов; снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды . Учет природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности является функцией управления, а соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права – это норма ст. 46 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет основныеэкологические права граждан, но не принципы . А что касается таких положений, названных принципами, как «допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды» и «обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее», то «абсолютно не ясны юридическая природа и экологический смысл двух формулировок» . В ходе дальнейшего научного анализа принципов охраны окружающей среды необходимо учитывать, что в экологической сфере выделяют не только принципы охраны окружающей среды, принципы экологического права, но и принципы экологического законодательства, принципы государственной политики в области охраны окружающей среды, принципы, определяющие существование и функционирование отдельных правовых институтов экологического права.

Достижения науки экологического права должны находить отражение в законодательстве. Экологическое законодательство состоит из: природоохранного; природоресурсного законодательства; экологизированных норм иных отраслей законодательства. Самостоятельный уровень в системе экологического законодательства составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды . Как и другие отрасли национального законодательства, экологическое законодательство имеет свои противоречия, пробелы и проблемы.

Одной из таких проблем является, прежде всего, отсутствие единого термина, обозначающего нормативную сферу регулирования отношений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (экологическую). Используются различные термины и обороты: «законодательство об охране окружающей среды», «природоохранительное законодательство», «природоресурсное законодательство», «экологическое законодательство» и т.д. Все эти термины возникли в различные периоды и отражают постепенное формирование новой отрасли законодательства – экологического, понятие которого укоренилось сегодня в науке и правотворчестве . Представляется необходимым разработать и закрепить легальное определение термина «экологическое законодательство». Тем более что термин «экологическое» уже закрепился – экологическое право, экологические права, экологический аудит, экологическое страхование и т.д.

Анализ современного экологического законодательства позволяет выделить определенные результаты и тенденции его развития. Но о четко сформировавшихся тенденциях развития экологического законодательства в настоящее время говорить достаточно сложно, так как необходима достоверная оценка его состояния независимыми экспертами. Эти тенденции могут выглядеть по разному, с учетом того, определяются ли они исходя из интересов государства или международного сообщества .

В то же время, опыт Республики Беларусь позволяет обозначить определенные результаты и тенденции развития экологического законодательства. Важными результатами развития экологического законодательства, на наш взгляд, являются:

– разработка и принятие новых нормативных правовых актов (законы о безопасности генно-инженерной деятельности, об обращении с отходами и др.);

– обновление нормативных правовых актов (кодекса о земле, кодекса о недрах, закона о животном мире, об охране атмосферного воздуха и др.);

– введение новых правовых институтов (частная собственность на землю, аренда, концессия природных ресурсов и др.);

– расширение сфер правового регулирования (генно-инженерная деятельность, биотехнологии, обращение с отходами и др.);

– имплементация норм международного экологического права в национальное законодательство.

В качестве тенденций развития экологического законодательства можно отметить:

– систематизация (кодификация) экологического законодательства; Систематизация законодательства – один из достаточно активно применяемых на практике способов эффективности правового регулирования, совершенствования содержания и формы действующего законодательства. В развитие и совершенствование экологического законодательства систематизация играет важную роль . Одним из способов систематизации является кодификация – способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли, подотрасли или института права и принятии нового кодификационного акта. Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативных правовых положений . Кодификация экологического законодательства позволит создать комплексный акт, регулирующий отношения общества с окружающей средой путем сведения в нем имеющихся законов и создания, доработки тех разделов, которые пока не урегулированы на законодательном уровне . Кодификация экологического законодательства будет способствовать стабильному, единообразному развитию законодательства. Единообразие будет обеспечиваться за счет того, что разрабатываемые и принимаемые новые нормативные правовые акты экологического законодательства будут подчиняться закономерностям развития данной отрасли законодательства, определенным в головном законе – кодексе . Отметим, что разработка и принятие Экологического кодекса были предусмотрены п. 38.4 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 ;

– устранение пробелов в экологическом законодательстве. Тенденции развития экологического законодательства связаны и с устранением имеющихся в нем пробелов, которое возможно как путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, так и путем принятия новых. Представляется целесообразным разработать и принять нормативные правовые акты, касающиеся отдельных механизмов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (Законы «Об экологическом аудите», «Об экологической сертификации» и др.).

– внедрение частно-правовых начал в экологическое право и экологическое законодательство. Данная тенденция подтверждается тем, что в предмет экологического права входят в настоящее время правоотношения собственности на компоненты природной среды; различные виды природопользования; экологические сервитуты и другие вещные права; обязательственные отношения; гражданско-правовые способы защиты экологических прав.

Таким образом, задачи совершенствования и эффективной реализации экологического законодательства требуют обновления концепции его развития, переосмысления накопленного опыта науки экологического права, учета факторов, влияющих на его содержание, структуру, формы правотворчества.

Совершенствуя экологическое законодательство, необходимо развивать в нормативных правовых актах новые институты экологического права – экологический аудит, экологическую сертификацию, экологическое страхование, стимулирование экологической деятельности и др.; повышать внимание к обеспечению, реализации экологических прав граждан, прежде всего конституционных – права на благоприятную окружающую среду, права на получение экологической информации и права на возмещение экологического вреда, не упуская при этом регулирование исполнения экологических обязанностей граждан; усиливать экологизацию иных отраслей законодательства.

Рассмотрение и ликвидация этих и иных пробелов и противоречий в науке экологического права и экологическом законодательстве будет способствовать их развитию и повышению эффективности.

ЛИТЕРАТУРА