Закупка медоборудования

Государственные и муниципальные закупки медицинского оборудования и медицинских изделий имеют свои особенности

Описание объекта закупки.

По общему правилу изделия медицинского назначения не приобретаются по торговым наименованиям, их нельзя указывать в документации о закупке наряду со страной производства. Поэтому указывают подробные технические, качественные и функциональные характеристики товара в техзадании, руководствуясь ГОСТами и ТР. Несоответствие предмета поставки этим требованиям – частый повод повод для отклонения участника от аукциона.

Торговое наименование расходного материала можно указывать согласно смыслу положений п.1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ лишь в том случае, если технической документацией конкретного оборудования предусмотрено использование расходного материала определенной торговой марки. Указанная норма устанавливает, что обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент”, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Здесь у участника закупки возникает проблема обоснования возможности поставить тот или иной эквивалент расходного материала.

Выбор способа закупки

Закупка медицинского оборудования может быть проведена путем электронного аукциона, открытый конкурс можно провести при закупке медицинских изделий, которые включены в определенные коды ОКПД. Это касается, например, офтальмологических, стоматологических инструментов, медицинской мебели, протезов конечностей и суставов.

Вид закупаемого изделия

На выбор типового контракта влияет вид закупаемого изделия. Контракт, утвержденный приказом Минздрава № 724-н от 15.10.2015 года обязательно используют в случаях, которые указаны в его информационной карте. Так, например, он может быть применен для закупки оборудования для гинекологических, травматологических, гинекологических, урологических вмешательств, для челюстно-лицевой, сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии. По смыслу этого контракта поставщик обязан не только поставить оборудование, но и собрать его, установить, смонтировать, ввести в эксплуатацию, провести обучение и инструктаж сотрудников, которые будут заниматься его обслуживанием, что важно отразить в контракте, кроме случаев, когда изначально в эксплуатационной документации не предусмотрено техническое обслуживание оборудования специализированными организациями.

Закупки медицинских реагентов и анализаторов осложняются проблемами оспаривания возможности включения в техническое задание требований в отношении химического состава реагентов для медицинских анализаторов.

Требования к импортозамещению

Установленные постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015 года требования, именуемые правилами «третьего лишнего», предусматривают определенные преференции при участии в закупке товаров, происходящих из стран ЕАЭС.

В связи с созданием единого рынка медицинских изделий на территории ЕАЭС, появились некоторые вопросы. Документы, подтверждающие факт регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС в области здравоохранения в соответствии с законодательством этого государства-члена, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года, что ставит вопрос о необходимости получения впоследствии новых регистрационных удостоверений, действующих на территории всего ЕАЭС.

Актуальными являются и вопросы, связанные с ограничением закупок медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в связи с чем возникают проблемы с возможностями юридического оформления участия в тендерах иностранных медицинских изделий, не происходящих из РФ.

Рынок госзакупок становится прозрачнее, но вопросов с которыми сталкиваются участники закупок медицинских изделий, меньше не становится.

Ловушки недобросовестных организаторов рассчитаны на неосведомлённость участников рынка. Так, например, сроки обжалования участниками конкурса очень коротки и вполне можно получить отказ под надуманным предлогом. Даже высококвалифицированный штатный юрист предприятия, не сталкивающийся постоянно с подобными делами, может оказаться в критической ситуации. Ведь решение нужно обжаловать быстро и грамотно! Этим и пользуются коррупционеры, расчищая своими умышленными действиями дорогу «своим» участникам.

Также, возможны попытки не допустить Вас к участию в тендере на этапе размещения котировок. Эта ситуация тоже требует срочной юридической реакции. Победа в торгах не исключает предъявления необоснованных претензий конкурентов, правоохранительных и контролирующих органов
Важно! Серьёзным последствием некорректных действий участника в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Консалтинговая Группа ЭТАЛОН предоставляет услугу полного юридического сопровождения Вашего участия закупках и защиты Ваших интересов на всех стадиях участия в конкурсах, тендерах, аукционах. Мы готовы высказать альтернативное мнение по сложившейся ситуации в случае, если Вас уже консультируют другие юристы.

  • Наши юристы-эксперты в сфере закупок по 44-Ф и 223-ФЗ еженедельно участвуют в сопровождении процедур закупок
  • Мы имеем уникальный опыт по оспариванию результатов закупок в ФАС и УФАС
  • С нашей помощью клиенты получили дополнительные заказы на сумму более миллиарда рублей.

Высокая квалификация юристов – наше конкурентное преимущество и мы готовы её Вам продемонстрировать.

Что юристы КГ ЭТАЛОН могут сделать для Вас, стоимость услуг:

Наименование услуги Стоимость
Подготовка заявки от 24 000 руб.
Сопровождение участия в закупках от 26 000 руб.
Подготовка запроса о разъяснении документации от 8 000 руб.
Жалоба на действия заказчика в ФАС от 43 000 руб.
Жалоба на действия оператора ЭТП в ФАС от 43 000 руб.

Закон против Указа

Так, не разъяснен вопрос о правовой коллизии между:

– установленным Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» запретом на увеличение цены договора на этапе его исполнения;

– и предписанием Указа № 366 пересчитывать контрактную цену на поставляемые медицинские изделия иностранного производства в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию).

Если договоры предполагают по­ставку медицинских изделий партиями в течение полугода и более длительных сроков, то в случае значительного падения курса белорусского рубля возникает фактическая невозможность поставить товар заказчику по цене, указанной в договоре.

В постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 включено дополнительное основание для изменения цены договора ввиду того, что изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.

Однако данная норма рассматриваемой ситуации также не разрешает, поскольку ничего не говорит об изменении курса белорусского рубля как об основании для изменения цены по договору на поставку медицинских изделий.

Представляется, что в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 23, ч. 2 п. 1 ст. 70 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» поставщики в государственных закупках должны руководствоваться нормами о ценообразовании Указа № 366 как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Закону.

Централизация или эффективность?

Еще одной проблемой является централизация государственных закупок медицинских изделий в структурах УП «Белмедтехника» и ее дочерних организаций в соответствии с Указом № 40.

Данные структуры являются по­средниками второго уровня, дублирующими функции служб закупки учреждений здравоохранения. А по­скольку «Белмедтехника» и ее дочерние структуры являются коммерческими организациями, зарабатывающими на проведении процедур государственных закупок, их участие в данных процессах не удешевляет, а удорожает стоимость медицинских изделий для бюджета за счет естест­венного стремления последних получить доход от указанной деятельности.

Также излишне формализованный стиль проведения этими организациями процедур закупок лишь усложняет и замедляет названные процессы, делая их менее эффективными. Что особенно недопустимо в условиях необходимости оперативного реагирования на пандемию коронавируса.

Единственным выходом видится возврат в учреждения здравоохранения функций проведения государственных закупок для их нужд.