Закупка строительных работ по 223 ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • 2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
  • Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ
  • Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ
  • Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закупка строительных работ считается одной из самых сложных в данном виде деятельности, так как требуется большое количество разнообразной технической документации. Кроме того, без изучения немалых объемов информации грамотно подготовить заявку просто не получится.

Специалистам, работающим в этой сфере, также необходимо четко понимать, чем отличаются строительные закупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, какие особенности необходимо учитывать в каждом из случаев. Полный сравнительный анализ займет сотни страниц текста, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В первую очередь при организации закупок строительных работ важно понимать разницу между подходами к таким торгам по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основные отличия состоят в следующем:

  1. При работе по закону 44-ФЗ устанавливаются дополнительные требования к претендентам на заключение контракта, зафиксированные постановлением Правительства РФ. Тогда как при использовании норм закона 223-ФЗ заказчик имеет право сам выдвигать подобные требования и вносить их в положение о закупках.
  2. Для договора по закону 44-ФЗ обязательным условием является поэтапная оплата произведенных исполнителем работ. Закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов выбирать правила оплаты услуг, после чего они должны быть отражены в положении о закупках и контракте.

Среди сходств законов № 223 и 44 в сфере закупок строительных работ необходимо обозначить такие:

  1. Ключевым методом, применяемым законом 44-ФЗ для обоснования НМЦК, в данном случае является проектно-сметный. При использовании норм закона 223-ФЗ также необходимо определить сметную стоимость работ. Если строительство объекта осуществляется из бюджетных средств либо за счет юридических лиц, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит РФ, региону или муниципалитету, определение сметной стоимости производится на основании нормативов, входящих в соответствующий федеральный реестр.
  2. Требуется обязательная проверка рассчитанной сметной стоимости, используемой для закупки выполнения строительных работ за счет бюджета или средств юридических лиц, в которых государству либо муниципалитету принадлежит более 50 %.

Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ

1.Способы выбора исполнителя.

В части 2 ст. 24 закона 44-ФЗ содержится перечень допустимых в данном случае конкурентных способов:

  • конкурсы, а именно открытый, предполагающий ограничения по участию исполнителей, проходящий в два этапа, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
  • электронный, закрытый аукционы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Кроме того, допускается использование формата закупки строительных работ у единственного поставщика. При этом необходимо опираться на основания, предусмотренные законом 44-ФЗ.

2. НМЦК.

Данный показатель устанавливается и обосновывается за счет таких методов:

  • сопоставления рыночных цен или анализа рынка;
  • нормативного;
  • тарифного;
  • проектно-сметного;
  • затратного;
  • других подходов, согласно закону 44-ФЗ.

3. Общие требования к исполнителям, принимающим участие в торгах по 44-ФЗ.

Заказчик должен проследить, чтобы участники закупки строительных работ отвечали нормам, зафиксированным на законодательном уровне. Так, потенциальный исполнитель должен представить разрешительные документы. К последним относятся, например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия. Копия последней предоставляется в обязательном порядке, если закупаются услуги, подлежащие непременному лицензированию, согласно нормам законодательства РФ.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает особые требования к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, от которых может зависеть безопасность всего объекта. Так, для осуществления подобной деятельности индивидуальные предприниматели или юридические лица должны иметь допуск, выданный саморегулируемой организацией.

Читайте также: «Участие в коммерческих тендерах: как сделать его безопасным и выгодным»

Все остальные этапы строительства могут проводиться любыми физическими или юридическими лицами.

При организации закупки работ, для осуществления которых исполнителю необходимо иметь свидетельство, заказчик должен установить в тендерной документации соответствующее требование: вместе с заявкой нужно предоставить свидетельство с указанием видов работ, способных повлиять на безопасность объектов капитального строительства.

4. Список дополнительных требований к участникам закупки строительно-монтажных работ по 44-ФЗ.

Такие требования устанавливаются помимо единых норм. Так, заказчик может указать, что потенциальный исполнитель должен иметь:

  • денежные средства на оказание услуг по договору;
  • оборудование, иные материальные ресурсы в собственности либо на другом законном основании, необходимые для исполнения условий соглашения;
  • опыт работы в интересующей заказчика сфере, хорошую репутацию в деловых кругах;
  • штат сотрудников с квалификацией, необходимой для выполнения работ.

Организатор торгов может выдвинуть дополнительные требования, если тендер проводится в одном из таких форматов, как:

  • конкурс или закрытый конкурс, предполагающий ограничения по участию исполнителей;
  • двухэтапный конкурс, в том числе закрытый;
  • аукцион.

К отдельным видам закупок Правительство РФ установило дополнительные требования – при проведении подобных торгов все они должны присутствовать в тендерной документации, составляемой заказчиком.

5. Заявка.

Организатор торгов прописывает единые и дополнительные требования к исполнителям, а также прикладывает полный список документов, которые поставщику необходимо предоставить вместе со своим предложением. Кроме того, заказчик публикует инструкцию по заполнению заявки для участия в закупке, тендере на строительные работы. В противном случае будет считаться, что он нарушил закон 44-ФЗ.

В указанную выше инструкцию включаются рекомендации по заполнению документов, входящих в заявку. Кроме того, заказчик поясняет, каким образом фиксируются технические, функциональные характеристики товаров, которые планируется задействовать в процессе оказания услуг, а также их соответствие параметрам эквивалентности, установленным покупателем. Данное правило действует при подготовке торгов по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ

1. Заказчики.

В данном случае закупки строительных работ проводят организации, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50 %. А именно:

  • государственные корпорации, компании;
  • публично-правовые компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, пр.;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, где 50 % капитала получено от государства;
  • дочерние компании, в которых 50 % капитала является долей субъектов из п. 1–6, а также п. 7;
  • бюджетные учреждения, проводящие закупки на гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков для выполнения условий договоров;
  • ГУП и МУП, приобретающие ТРУ на гранты, собственные средства, пользующиеся услугами субподрядчиков по исполняемым контрактам, не расходуя средства соответствующих бюджетов – пункт действует при условии, что положение о закупках было утверждено и размещено до начала 2019 года;
  • ФГУП, входящие в перечень, согласно распоряжению Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016 г.

2. Обязанности и права покупателя.

Во время закупки строительных работ по закону 223-ФЗ ключевым внутренним документом считается положение о торгах, в котором расписан порядок и все этапы запланированной работы. После того как данный документ был утвержден, у организатора торгов есть 15 дней, чтобы разместить его в ЕИС.

В отдельном разделе плана также необходимо зафиксировать обязанность заказчика приобретать некоторую долю ТРУ у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте также: «Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: основания, ответственность»

По закону, покупатель имеет право:

  • отказаться от сотрудничества с исполнителями, внесенными в РНП по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ;
  • не публиковать информацию о процедурах, когда их сумма составляет менее 100 тысяч или 500 тысяч рублей, если выручка заказчика превышает 5 миллиардов рублей;
  • размещать все документы в ЕИС и на собственном сайте, однако данное правило не распространяется на информацию, относящуюся к гостайне.

3. Выбор исполнителя.

Закон 223-ФЗ позволяет заказчику выбирать среди множества конкурентных форматов торгов для проведения закупки строительных работ. Раньше допускалось использование только электронного аукциона или конкурса, о чем нужно было уведомить исполнителей в Положении о закупке. 1 июля 2018 г. в силу вступили поправки, согласно которым заказчик обязан прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок.

Также закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов зафиксировать в положении другие способы определения поставщика. Так, он может использовать редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы, пр. В положении должны быть зафиксированы все условия проведения процедуры – от оснований до действий, к которым заказчик прибегнет, если закупка будет признана несостоявшейся.

Для неконкурентных способов закон 223-ФЗ, в отличие от законодательного акта 44-ФЗ, не предполагает наличия определенного списка. Отдельные виды юридических лиц сами определяют подобный формат. В данном случае главная задача заказчика состоит в том, чтобы соблюсти правила, касающиеся защиты конкуренции.

4. Закупка строительных работ по нормам закона 223-ФЗ.

Особенно внимательно стоит подойти к составлению ТЗ при подготовке к закупке строительных работ.

Данный документ обязательно включает в себя:

  • список необходимых услуг;
  • сроки выполнения условий договора, в том числе допускается прописать промежуточные сроки, отведенные для отдельных этапов;
  • требования к исполнителям;
  • наличие возможности привлечения субподрядчиков, если заказчик считает это необходимым;
  • условия оказания услуг.

Чтобы исполнители могли рассчитать стоимость работ, организатор торгов должен подготовить проектно-сметную документацию. При ее отсутствии в полном объеме у поставщиков недостаточно информации, чтобы сформировать ценовое предложение.

5. Единые и дополнительные требования к исполнителям.

В число единых требований, выдвигаемых законом 223-ФЗ, входят наличие лицензий, допусков СРО. Тогда как дополнительных требований больше, то их задает на свое усмотрение каждый заказчик, фиксируя информацию в положении о закупках. При работе по закону 44-ФЗ организатор торгов не может требовать от исполнителей наличия опыта проведения работ на определенном объекте (допустим, при строительстве больницы). Тогда как закон 223-ФЗ позволяет заказчику устанавливать столь жесткие правила.

Допускается расширение списка дополнительных требований при работе по закону 223-ФЗ. При проведении торгов в формате электронного аукциона заказчик может указать, что ему необходим исполнитель с определенным оборудованием и человеческими ресурсами.

Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

1 июня 2019 г. вступили в силу поправки в законодательство в сфере закупок. Они затронули такие аспекты:

  1. Включение проектной документации в документацию.

    Часть 1 ст. 33 закона 44-ФЗ была дополнена пунктом 8, в соответствии с требованиями которого при закупке строительных работ, услуг по реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства документы о закупке должны включать в себя проектную документацию. Для ее утверждения используется порядок, зафиксированный законодательством в сфере градостроительства. Однако из этого правила существуют исключения.

  2. Изменение условий договоров.

    В ст. 95 закона 44-ФЗ добавлены новые случаи, позволяющие скорректировать значимые положения соглашения в процессе исполнения.

  3. Проектно-сметный метод установления НМЦК.

    В п. 9 ст. 22 содержится обязанность организатора торгов определять НМЦК при помощи данного метода, если речь идет о работах по сносу объектов капитального строительства, и контракт заключается с единственным поставщиком.

    До внесения поправок проектно-сметный метод должен был использоваться при определении НМЦК соглашения с единственным поставщиком, когда предметом договора было строительство, реконструкция, капитальный ремонт и текущий объектов капитального строительства.

  4. Контрактная смета.

    С 27 июня 2019 г. сметные нормативы и цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости работ, не должны использоваться в процессе оказания услуг по договору.

    Это правило действует для всех организаторов закупок строительных работ по закону 44-ФЗ и для некоторых заказчиков, работающих на основе закона 223-ФЗ. Речь идет об автономных учреждениях, унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям.

  5. «Короткие» аукционы.

    Данный формат закупки строительных работ претерпел серьезные изменения с июня 2019 года. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещения о проведении подобного мероприятия минимум за 7 дней до завершения срока приема предложений исполнителей.

    На данный момент «короткие» аукционы позволяют заключать договоры на осуществление строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Однако НМЦК не может быть выше 2 миллиардов рублей. До внесения поправок в закон допускалось проведение таких процедур для закупок с НМЦК до 3 миллионов рублей.

    Напомним, что при проведении обычных закупок извещение должно быть опубликовано в ЕИС за 15 дней до даты конца приема документов или ранее.

  6. Дополнительные требования к исполнителям.

    Не имея регистрации в ЕИС, исполнитель не может участвовать в торгах, если предметом договора являются некоторые виды ТРУ, а заказчик предъявляет к участникам дополнительные требования. Последние могут быть выставлены при закупке определенных видов подрядных работ только при условии установления НМЦК более 10 миллионов рублей.

  7. Ведение реестра участников.

    Данную функцию теперь обязаны выполнять операторы ЭТП – в реестр вносятся все исполнители, получившие аккредитацию на площадке. Обязательно указывается информация об участнике любой закупки, в том числе строительных работ, прилагаются документы, способные свидетельствовать о его соответствии дополнительным требованиям. Задача оператора ЭТП состоит в том, чтобы включить необходимые бумаги в реестр – на это дается пять рабочих дней с момента получения.

  8. Отмена некоторых типовых соглашений.

    С 30 и 31 декабря 2019 г. перестали использоваться определенные типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утвержденные Минстроем РФ.

  9. Возможность использования услуг дочерних обществ поставщика.

    С 8 января 2020 г. во время строительства, реконструкции объектов капитального строительства допускается привлечение дочерних обществ подрядчика. До внесения изменений в закон исполнитель был обязан выполнить все работы своими силами.

    Считается, что за счет данной поправки удастся упростить строительство и реконструкцию объектов капитального строительства компаниями, которые имеют структуру холдинга.

  10. Вывод определенного вида закупок из-под действия закона 44-ФЗ.

    С 8 января 2020 г. закон 44-ФЗ не распространяется на договоры об установлении сервитута в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Поясним, что сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком. Иными словами, закону 44-ФЗ теперь не подчиняются закупки ТРУ, осуществляемые для реализации публичных сервитутов. Среди последних можно назвать размещение ряда линейных объектов или проведение мелиоративных работ.

  11. Изменения, связанные с реализацией национальных проектов.

    С 8 января 2020 г. действуют скорректированные правила закупок строительных работ и оказания услуг по договорам в рамках национальных проектов, при условии, что последние определены Президентом РФ.

Подача заявки по 223 ФЗ — это действие, которым поставщик сообщает заказчику о готовности принять участие в аукционе и побороться за возможность заключить госконтракт.

Скачать образец первой части заявки на участие в аукционе по 223 ФЗ

Скачать образец второй части заявки на участие в аукционе по 223 ФЗ

Сроки для подачи

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 223-ФЗ, перевели ряд вопросов из сферы регулирования Положения о закупке в сферу регулирования самого закона. Раньше госкомпании самостоятельно определяли срок подачи заявок на участие в процедурах, а теперь все сроки строго регламентированы законом.

Статья 223-ФЗ Вид конкурентной процедуры Срок подачи
ч. 17 ст. 3.2 Конкурс как минимум 15 дней
ч. 19 ст. 3.2 Аукцион как минимум 15 дней
ч. 21 ст. 3.2 Запрос котировок как минимум 5 дней
ч. 23 ст. 3.2 Запрос предложений как минимум 7 дней

ВАЖНО! Установленный заказчиком срок подачи предложений продлевается как минимум на половину, если заказчик внес какие-либо изменения в опубликованную документацию. Например, если заказчик проводит аукцион и установил срок подачи в 20 дней, при внесении изменений в документацию, этот срок увеличивается на 10 дней.

Для процедур, проводимых среди СМП и ССП установлены другие минимальные сроки, они короче:

Процедура Срок подачи предложений
Конкурс При начальной цене закупки до 30 млн. рублей — 7 дней, если цена этот порог превышает — 15 дней
Аукцион
Запрос котировок четыре рабочих дня
Запрос предложений пять рабочих дней

Предложение на участие в процедуре от СМП или ССП должна состоять из двух частей, как это установлено ч. 19 ст. 3.4 223-ФЗ:

  • первая часть содержит сведения о ТРУ, который намерен поставить участник и его соответствии требованиям, заявленным в документации;
  • вторая часть содержит сведения об участнике и о его соответствии квалификационным требованиям.

Как подготовить заявку

Процесс подготовки предложения по участию состоит из шагов:

  1. Внимательное изучение документации госкомпании: в ней изложены все требования к предложениям, некоторые заказчики даже прикладывают необходимую форму. Если таковая есть — ее необходимо использовать, если нет — форма остается на усмотрение участника.
  2. Запрос разъяснений документации, если необходимо.
  3. Сбор документов и информации: их перечень госкомпания указывает в документации.
  4. Изложение информации о ТРУ, которые планирует поставить госкомпании участник. В некоторых случаях требуется дать согласие на выполнение условий заказчика, в некоторых — перечислить конкретные характеристики ТРУ.
  5. Определение приемлемой для участника цены будущего договора и допустимого снижения начальной цены закупки.
  6. Перечисление обеспечения заявки или оформление банковской гарантии на обеспечение, если такое требование установлено.

Как подать

Если тендер проводится в бумажной форме, необходимо собрать все документы в единый пакет, пронумеровать их, прошить, скрепить подписью уполномоченного лица, печатью предприятия и направить заказчику в запечатанном конверте. На конверте укажите наименование и номер закупки. Документы относите заказчику лично и передайте через канцелярию или другой отдел, уполномоченный на прием корреспонденции, либо направьте пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если тендер проводится в электронной форме, все взаимодействие между заказчиком и участниками обеспечивает электронная площадка. Через нее подаются документы, на ней проводится торг и на ней вывешиваются все результаты. Инструкция, как подать заявку на ЕЭТП по 223 ФЗ в 2020 году:

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в разделе для закупок по 223-ФЗ.

Шаг 2. Зайдите в личный кабинет для закупок.

Шаг 3. Найдите нужный аукцион и нажмите на ссылку «Подать заявку на участие».

Шаг 4. Заполните форму для первой части заявки.

Шаг 5. Заполните форму для второй части.

Шаг 6. Нажмите «Подписать и отправить».

Когда заполняете формы, учитывайте особенности:

  • если компания подает заявку на участие в аукционе, в форме отсутствует раздел «Ценовое предложение». Помимо самого предложения необходимо указать ставку НДС;
  • если госкомпания установила в документации требование к стране происхождения товара, то при заполнении формы участник выбирает необходимую страну из списка. Это поле не является обязательным для заполнения, но если участник его проигнорирует, регионом происхождения товара автоматически признают «иностранное государство»;
  • при формировании извещения о закупке некоторые заказчики позволяют участникам предоставить альтернативное предложение. В этом случае в рамках одной заявки, участник выдвигает сразу несколько предложений. Каждое из них подкрепляйте документально.
  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 223-ФЗ
  • Малые закупки по 223-ФЗ

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

Единственное упоминание о проведении и отчетности малых закупок в 223 Федеральном законе находится в части 15, ст. 4.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этих данных можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта.

Правила проведения прямых закупок до 100 или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

  1. основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

  2. заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

  3. заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие прямые торги в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур малого объема.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Бесплатный доступ

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

  1. направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

  2. принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. прямые торги до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

  1. развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

  2. информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.