Замена морально устаревшего оборудования на современное

Большинство промышленных предприятий нашей страны работают на морально и физически устаревшем оборудовании произведенном 15 и более лет назад. Основными недостатками данного оборудования являются низкая ремонтопригодность в связи с отсутствием запчастей, относительно низкий уровень производительности и качества выпускаемой продукции, частые простои из-за выхода из строя отдельных узлов оборудования, большие затраты времени на поиск неисправности.

Для решения этой проблемы наилучшим способом является установка современного оборудования в замен устаревшего. Но основным препятствием для реализации данного способа зачастую служит высокая стоимость нового оборудования. При этом существует необходимость в остановке данной части технологической линии производства или снижения объемов производства на время проведения демонтажных работ, работ по подготовке к установке нового оборудования и проведения монтажных и пуско-наладочных работ.

Основным решением данной проблемы может являться замена устаревшего оборудования в несколько стадий. Как показывает опыт эксплуатации промышленного оборудования наибольшему влиянию времени подвержены приводная техника, электрооборудование и системы управления и автоматизации. Что касается силового электрооборудования, то в этом случае можно обойтись заменой устаревшей защитной и коммутационной аппаратуры на современную, более компактную и надежную, без изменения, или незначительного изменения, структуры и схемы питания установки.

Более сложно дело обстоит с приводной техникой и системами управления и автоматизации. Относительно приводной техники можно отметить значительное развитие цифровой и полупроводниковой элементной базы, что позволяет создавать системы управления электроприводами обладающие высокой точностью и скоростью реакции при значительном снижении потребления электроэнергии и динамических нагрузок на питающую сеть. Устаревшие системы управляемого электропривода построены, как правило, с применением двигателей постоянного тока и тиристорных управляемых выпрямителей.

Системы автоматического управления, как правило, строились на жесткой логике с применением электромеханических реле, транзисторов или микросхем с непрограммируемой логикой. Основными недостатками таких систем являются:

  • плохая ремонтопригодность в связи с прекращением выпуска большинства компонентов данных систем;
  • большое время простоя оборудования из-за длительного времени ремонта, связанного со сложностью определения причин неисправности;
  • высокое энергопотребление;
  • большие габариты;
  • для обслуживания таких систем требуется высококвалифицированный персонал умеющий разбираться в подобных схемах и достаточно хорошо знающий данное оборудование.

Современные системы управления построенные на основе программируемых логических контроллеров (ПЛК) позволяют решить все эти проблемы, вместе с тем расширяют функциональные возможности системы в целом. Современная элементная база повышает ремонтопригодность системы. Большинство систем управления строятся по модульному принципу, при этом большая часть элементов подключается к системе при помощи разъемов, это позволяет произвести замену неисправного элемента без разбора схемы и без специального инструмента или паяльника. Все современные системы автоматизации обладают функциями самодиагностики, которые позволяют предотвращать аварии и значительно сокращают время поиска неисправности. В зависимости от степени автоматизации такая система может обладать различными уровнями самодиагностики. Также существует возможность применения резервирования систем автоматизации на ответственных объектах. При применении систем с резервированием существует возможность холодного или горячего резерва. При холодном резервировании резервная система включается в технологический процесс по команде оператора или автоматически по сигналам аварии. При этом программный алгоритм запускается заново. При применении горячего резервирования резервная система находится в постоянно включенном состоянии и отслеживает все действия основной. В случае аварии основной системы резервная система включается автоматически, при этом процесс продолжается с той точки алгоритма (стадии технологического процесса), на которой произошел выход из строя основной системы. Некоторые ПЛК имеют возможность горячей замены модулей, при включенном питании, что позволяет производить ремонт на работающей установке. Системы АСУ ТП построенные с применением ПЛК имеют меньшее энергопотребление и значительно меньшие габариты по сравнению с предыдущими поколениями АСУ ТП.

При замене устаревшей системы АСУ ТП на современную, помимо достоинств описанных выше, появляется ряд дополнительных возможностей. Это возможность укомплектования системы панелью оператора, на которой будет отображаться технологический процесс, состояние оборудования, параметры технологического процесса, результаты диагностики и журнал событий произошедших в системе за последнее время, журнал аварийных ситуаций. Данная опция позволяет производить оперативный контроль за технологическим процессом, производить обобщенный анализ о работе оборудования, контроль за действиями оперативного и обслуживающего персонала. Наличие разнообразных интерфейсов и сред передачи данных позволяют производить объединение локальных систем управления в общую сеть, что дает возможность согласовать действия технологического оборудования находящегося в общей технологической цепи. Так же появляется возможность дистанционного контроля и управление технологическим оборудованием с удаленного рабочего места оператора (диспетчеризация), что позволяет повысить оперативность действий эксплуатационного и ремонтного персонала.

Использование в системе программируемых средств промышленной автоматизации позволяет упростить электрическую схему и повысить ее надежность за счет сокращения электромеханических связей.

Наличие в системе ПЛК дает возможность изменять логику управления, параметры и настройки технологического процесса без изменения или незначительного изменения электрической схемы. При этом существует возможность внесение изменений как по месту, так и удаленно с АРМ. Уровни доступа к тем или иным настройкам и данным системы разграничивается различными уровнями доступа с разными паролями, которые, при необходимости, могут быть изменены.

Электротехнический завод ASD-electric готов предложить разработку и внедрение систем автоматизации и диспетчеризации с применением современных технологий, провести техническое перевооружение систем управления и автоматизации, разработку эффективных методов управления электроприводами, разработка методов и систем распределения, контроля и учета электроэнергии.

При разработке систем указанных выше мы подготавливаем полный пакет проектной и конструкторской документации, после чего производим изготовление шкафов управления и программирование средств автоматизации. При необходимости мы готовы произвести монтаж оборудования и выполнить пуско-наладочные работы на объекте.

Основным преимуществом нашего завода является подготовка проектной документации и изготовление оборудования на одном предприятии, что позволяет сократить время разработки и внедрения данных систем автоматизации за счет сокращения времени согласования конструкции шкафов, изготовление шкафов управления может начинаться сразу после согласования технической части с заказчиком еще до выхода полного комплекта проектной документации. В случае необходимости внесения изменений в состав или структуру системы автоматизации нет необходимости проводить согласование с проектными организациями, наша организация самостоятельно согласует и внесет все необходимые изменения.

В связи с тем, что разработка систем и изготовление оборудования происходит на одном предприятии значительно снижается вероятность ошибок в проектной документации и конструкции шкафа. Изготовление шкафов управления для систем автоматизации происходит под бдительным контролем разработчиков. По окончании сборки шкафов все оборудование проходит автономные испытания и отработку циклов на стенде наладки систем автоматизации.

Меженный Евгений Викторович
Руководитель отдела АСУ электротехнического завода ASD-electric

Оценка эффективности инвестиций в модернизацию производства

О.А. Волгина,

Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности денежных средств в модернизацию производства. Вложение денежных средств в модернизацию производства является одним из видов инвестиций. Предлагается использовать,кроме известных методов, математическую модельдляоценки эффективностиинвестиционного проекта, связанного с модернизацией и приобретением дополнительного технологического оборудования. В модели в качестве модернизируемого параметра рас-сматриваетсяоптимизация использованияэкономических ресурсов, в частности, имеющаяся площадь компании, путем ее наиболее рационального использования. Рассчитываются показатели до и после модернизации производства. Особенностью данной модели является возможность определения оптимального периода времени для модернизации производства.

Ключевые слова: модернизация производства,инвестиции, математическая модель, оценка эффективности, оптимизация экономических ресурсов.

Keywords: modernization of production,investments,mathematical cy,optimizationof economic resources.

model,assessment of efficien-

Вложение денежных средств в модернизацию производства является одним из видов инвестиций. И хотя причины, обусловливающие необходимость реальных инвестиций, могут быть различны, в целом их можно подразделить на три вида:обновление имеющейся материально-технической базы; наращивание объемов производственной деятельности;освоение новых видов деятельности.Степень ответственности за принятиеинвестиционных решений в рамках этих направлений различна. Поэтому особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений .

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любая компания имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому возникает задача оптимизации инвестиционного портфеля, а оценка эффективности инвестиций позволит определить, насколько цена приобретаемого актива (размеравложений) соответствует будущим доходам с учетом рисков проекта.

При модернизации производства изменение технологических показателей приводит к изменению экономических показателей. Например, модернизация производства приводит, как правило, к снижению расхода ресурсов, что естественно приводит к снижению себестоимости продукции. Кроме того, модернизация производства приводит к изменению товарных свойств продукции. Это, в свою очередь, может изменить спрос на эту продукцию. Таким образом, предприятие имеет большую свободу управления

ценой и спросом на свою продукцию, а, следовательно, и доходом.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта, связанного с модернизацией и приобретением дополнительного производственного оборудования, кроме известных методов оценки эффективности проекта , предлагается математическая модель, в основу которой положена задача планирования производства с учетом рыночных условий и изменений технико-экономических показателей как следствие модернизации производства .

В модели в качестве модернизируемого параметра рассматриваетсяоптимизация использования экономических ресурсов, в частности, имеющейсяплощади, путем ее наиболее рационального использования.

Математическая модель включает в себя целевую функцию

Р = ЫРУ0 + ЫРУ1 + <р*(Т)-1 ^ тах (1)

и систему ограничений

(!.Т=1 У^Х] <ск,к = 1,2,…,к», й* <*/ <0/,/ = 1,2,…,п;к = 1,2,..,к»,

О/ = тт(0;’ф,0/ст),

<вк ,к = к» + 1…..Т, й]к <хк <0/*,/ = 1,2, …,п;к = к» + 1, …,Т, в;г = ты(в;гр,в;гт) хк >0,к = 1,2,…,Т;) = 1,2,…,т,

гдеМРК0-чистая текущая стоимость до модернизации;

2)

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 12-2

О. А. Волгина, Г.И. Шуман Оценка эффективности инвестиций в модернизацию производства

МР^-чистая текущая стоимость после модернизации;

<р*(Х)- дисконтированная остаточная стоимость оборудования;

I — сумма инвестиций; б^-объем финансовых средств, выделяемых на закупку ресурсов в момент времени к;

ук- стоимость г -ого ресурса в к-й момент времени;

х^- оптимальный объем производства продукции, находится в результатерешения задачи планирования производства по максимуму прибыли или дохода;

с^- минимальный объем производства, равный сумме заказов по договорамна производство продукции;

О*- максимально возможный объем производства;

О^- объем выпуска продукции, ограниченный производственнымимощностями (технологическое ограничение); 0*т- емкость рынка; п — число видов продукции; т — число видов используемых ресурсов; / — вид используемого ресурса; У — вид продукции;

к* — период внедрения нового оборудования;

Т — период планирования деятельности; Ф — остаточная стоимость оборудования; индекс * — определяет значение показателя после модернизации оборудования.

В результате решения такой оптимизационной задачи находятся: оптимальная структура и объем производимой продукции, момент модернизации производства, объемы расходуемых ресурсов.

Преимущественным отличием данной модели от метода «СаБИНсм» является возможность определения оптимального периода времени для замены оборудования.

Предлагаемая модель позволяет вычислить средний срок окупаемости инвестиций и другие показатели, необходимые для определения эффективности инвестиций. Учитывая тот факт, что модернизация может иметь довольно продолжительный период внедрения и планирования, нельзя забывать о факторе времени . Во-первых, будущие денежные потоки необходимо приводить к начальному моменту времени путем дисконтирования, при выбранной ставке дисконтирования, а во-вторых, временной фактор оказывает ощутимое влияние и на стоимости ресурсов, конечного продукта, а так же средств выделяемых на закупку ресурсов. В свою очередь, изменение суммы средств выделяемых на закупку ресурсов, может объясняться, как удорожанием самих ресурсов во времени, так и ростом объемов производства.

Количество ресурсов необходимых на одну единицу продукции в денежном измерении до модернизации производства рассчитывается по формуле (3):

(3)

где у -стоимость продукции до модерни-

ции;

у*-стоимость-ого ресурса до модерниза-

( — вид используемого ресурса; п — количество используемых ресурсов.

Стоимость единицы продукции после модернизации рассчитывается по формуле (4):

у** =£?=!#*,

(4)

где у*к — стоимость продукции после модернизации;

у*к — стоимость/-ого ресурса после модернизации.

Стоимость каждого ресурса после модернизации рассчитывается по формуле (5);

у*к = ук •(1+Д%)’с*+т,

(5)

гдеу» — стоимость-ого ресурса до модернизации;

у**к — стоимость-ого ресурса после модернизации;

Д% — процент удорожания ресурса в

год;.

к*- период внедрения нового оборудования;

Т — период планирования деятельности.

Далее рассчитываются показатели для максимизируемой функции в математической модели (1), (2).

Значение показателя чистой текущей стоимости до модернизации вычисляется по формуле (6):

ЫРУ0 = хк^ск -хк •у»

(6)

гдеЫРУ0- чистая текущая стоимость до модернизации;

хк — оптимальный объем производства до модернизации;

ск — цена реализуемой продукции до модернизации.

Значение чистой текущей стоимости после модернизации вычисляется по формуле (7):

ЫРУ1 = —

(1+г)к

(7)

гдеМР^текущая стоимость после модернизации;

х*к — оптимальный объем производства после модернизации;

с*к — цена реализуемой продукции после модернизации;

г — ставка дисконтирования; к*- период внедрения нового оборудования;

Т — период планирования деятельности. Дисконтированная остаточная стоимость оборудования вычисляется по формуле (8):

^ ^ ‘ (1+г)к’+т ,

(8)

зации;

где ф*(Г) — дисконтированная остаточная стоимость оборудования;

ф- остаточная стоимость оборудования до модернизации;

Экономика и предпринимательство, № 12 (ч.2), 2014 г.

Ф* — остаточная стоимость оборудования после модернизации.

Заключительным этапом расчетов является определение максимума функции вычисляется по формуле (9):

Z = NPV0 +NPVi + <р*(Т) -I,

(9)

где ф*(Т) — дисконтированная остаточная стоимость оборудования;

I — сумма инвестиций.

Для решения задачи максимизации целевой функцииирасчета оптимального объема производства продукции и периода внедрения оборудования используетсяпакет прикладных программ М1сгс8сйЕхсе1 и одну из его функций «Поиск решения».

В качестве ресурсов влияющих на объем производства (продаж) выбираем:сырье, аренду, труд или заработную плату, амортизацию, а так же прочие расходы. В качестве их цены, на данные ресурсы, принимаемусредненные значения стоимости на единицу продукции, ввиду того, что продукция неоднородна, а так же целью задачи является не определение оптимального объема продажи каждого из продуктов, а оптимальный объем продукции в общем, на занимаемой площади.

Рассчитаем показатель количества ресурсов необходимых на одну единицу продукции в денежном измерении до модернизации производства, подставив в формулу (3) полученные значения:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2015 года N 874-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Руководствуясь статьей 92 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», в целях получения финансовой поддержки Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию инвестиционных проектов по созданию, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Правительство Свердловской области
постановляет:

1. Утвердить План мероприятий по созданию, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее — План мероприятий) (прилагается).

2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Н.Б. Смирнов) подготовить проект Постановления Правительства Свердловской области о внесении изменений в государственную программу Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» (далее — Программа), предусматривающий реализацию Плана мероприятий в пределах общего объема ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области С.М. Зырянова.

4. Настоящее Постановление опубликовать в «Областной газете».

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 1 октября 2015 года N 874-ПП

N строки

Наименование объекта капитального строительства (реконструкции) / источники расходов на финансирование объектов капитального строительства (реконструкции)

Адрес объекта капитального строительства (реконструкции)

Форма собственности

Сметная стоимость объекта (тыс. рублей)

Сроки строительства

Объемы финансирования (тыс. рублей)

в текущих ценах (на момент составления проектно-сметной документации)

в ценах соответствующих лет реализации проекта

начало (год)

ввод (завершение) (год)

всего

в том числе по годам:

Реконструкция и модернизация системы водоотведения городского поселения Верхние Серги

Нижнесергинский район, г.п. Верхние Серги, ул. Комсомольская, 48

муниципальная

171229,910

187721,150

187721,150

52856,000

100467,940

34397,210

областной бюджет

25684,487

28158,170

28158,170

7928,400

15070,190

5159,580

местный бюджет

8561,495

9386,060

9386,060

2642,800

5023,400

1719,860

внебюджетные средства, в том числе:

136983,928

150176,920

150176,920

42284,800

80374,350

27517,770

средства инвестора

34245,982

37544,230

37544,230

10571,200

20093,590

6879,440

средства Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

102737,946

112632,690

112632,690

31713,600

60280,760

20638,330

Система водоотведения поселка Ребристый Невьянского городского округа со строительством очистных сооружений производительностью 150 м3/сутки

Невьянский район, поселок Ребристый

муниципальная

57546,260

63202,730

63202,730

14045,210

29354,490

19803,030

областной бюджет

8631,939

9480,400

9480,400

2106,780

4403,170

2970,450

местный бюджет

2877,313

3160,130

3160,130

702,260

1467,720

990,150

внебюджетные средства, в том числе:

46037,008

50562,200

50562,200

11236,170

23483,600

15842,430

средства инвестора

11509,252

12640,550

12640,550

2809,040

5870,900

3960,610

средства Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

34527,756

37921,650

37921,650

8427,130

17612,700

11881,820

Всего по Плану мероприятий

228776,170

250923,880

250923,880

66901,210

129822,430

54200,240

областной бюджет

34316,426

37638,570

37638,570

10035,180

19473,360

8130,030

местный бюджет

11438,808

12546,190

12546,190

3345,060

6491,120

2710,010

внебюджетные средства, в том числе:

183020,936

200739,120

200739,120

53520,970

103857,950

43360,200

средства инвестора

45755,234

50184,780

50184,780

13380,240

25964,490

10840,050

средства Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

137265,702

150554,340

150554,340

40140,730

77893,460

32520,150