Заполнение декларации в модуле природопользователя

Модуль природопользователя (далее — Модуль) — бесплатное средство подготовки отчетности. Последнюю версию программы всегда можно скачать по ссылке lk.fsrpn.ru/#/rpn-user-module-page. Модуль таит в себе невероятные возможности, до которых порой можно дойти лишь случайно, хотя в нем есть раздел «Справка» и контакты разработчиков.

Что «умеет» Модуль природопользователя

На момент написания статьи в Модуле можно сформировать следующие документы:

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы);

• отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (далее — Отчет МСП);

• заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• комплект отчетов по экосбору:

– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;

– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;

– расчет суммы экологического сбора;

• декларация о плате за НВОС (далее — Декларация);

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (рекультивация) (Справка, кстати, об этом умалчивает);

• информация об объектах утилизации и местах сбора отходов;

• заявление о зачете, возврате или сверке сумм экологического сбора.

Технический отчет по обращению с отходами (далее — Техотчет) в Модуле сформировать нельзя, но реквизиты поданного Техотчета необходимо внести в программу для того, чтобы правильно рассчитать плату за НВОС. Это нужно сделать практически всем природопользователям, у которых в 2018 г. был действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит). Но об этом мы еще поговорим.

Одной из самых сложных и коварных форм всего разнообразия отчетности природопользователя является Декларация. Да, в Модуле все настолько взаимосвязано, что, упустив даже одну маленькую деталь, природопользователь (и в конечном итоге — территориальный орган Росприроднадзора) получит на выходе совсем не тот результат, которого он ожидает. В статье подскажем несколько лайфхаков по составлению Декларации в Модуле.

Почему не проставляются лимиты

Причина 1. Лимиты не продлены

Если в вашем расчете по размещению отходов перенеслись реквизиты Лимита, созданного во вкладке «Реестр», но в графе «Устан. лимит на разм. отходов» нули, а кнопка «Подставить ЗВ»/»Пересчитать, обновить ЗВ» не помогает, то вполне вероятно, что Лимит не продлен «реально» либо «формально» (рис. 1).

Говоря «реально», мы имеем в виду, что Лимит должен был быть продлен в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее — Порядок), но природопользователь забыл это сделать.

Говоря «формально», мы имеем в виду, что Лимит продлен, но информация об этом не занесена в Модуль.

Извлечение
из Порядка

12. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).

Следовательно, Техотчет существует для подтверждения действия установленных лимитов, и его нужно было подать, чтобы продлить Лимит на следующий год.

Пример
Лимит № 1111/1111 от 01.01.2015 действует до 31.12.2019. По завершении 2015 г. природопользователь обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения Лимита (т.е. с 01.01.2016 плюс 10 рабочих дней), отчитаться за прошедший год и продлить Лимит на будущий год:

Также из-за не введенного в Модуль Техотчета в графе «Устан. лимит на разм. отходов» могут отразиться неполные данные Лимита, т.к. Модуль будет считать, что Лимит действовал не весь календарный год, а только его часть.

Для того чтобы это исправить, во вкладке «Отчеты» создаем Техотчет с помощью кнопки .

Затем указываем основные данные (рис. 2):

• электронный ID и регистрационный номер отчета, дату регистрации;

• в таблице «Лимиты на размещение отходов» — номер и дату Лимита, сведения о перечне и количестве отходов (выбрать из выпадающего списка), даты продления.

Далее ставим галочку «Отчет закрыт», переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ».

После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям (рис. 3). Если ваш Лимит утвержден не с начала календарного года, возможно, понадобится во вкладке «Отчеты» внести данные двух Техотчетов.

Причина 2. Лимиты в Реестре заполнены некорректно

Во вкладке «Реестр» при формировании Лимита недостаточно заполнить только годовой норматив образования отходов (рис. 4):

• в таблице 1 указываются отходы и их годовой норматив образования согласно утвержденному Лимиту;

• таблица 2 заполняется только для тех отходов, которые по утвержденному Лимиту разрешено передавать на размещение на конкретном объекте размещения отходов (далее — ОРО), находящемся в собственности другого хозяйствующего субъекта (эксплуатируемом другим хозяйствующим субъектом);

• таблица 3 заполняется в том случае, если согласно утвержденному Лимиту конкретный отход размещается на собственных (эксплуатируемых) ОРО.

Обратите внимание: в таблицах 2 и 3 не указываются отходы, передаваемые на утилизацию или обезвреживание.

Для того чтобы заполнить таблицу 2, сначала нажимаем на необходимый отход в таблице 1, в нашем случае — мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (рис. 5). Далее в таблице 2 выбираем из выпадающего списка наименование ОРО (если в списке нет ни одного ОРО, значит, вы их еще не создали во вкладке «Реестр»).

Наименование ОРО и его собственник (эксплуатирующая организация) «подтянутся» автоматически, однако здесь необходимо будет проверить год, который Модуль также подставил автоматически в зависимости от года, в котором был утвержден Лимит.

Год нужно поменять на тот, за который отчитываемся, а также при необходимости откорректировать данные в графе «Лимит размещения отходов, т» (например, лимит размещения отличается от годовой нормы образования).

Заполнив таблицы 2 и 3 в Лимите, переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ». После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям.

Как рассчитать плату для субъектов МСП без повышающего коэффициента

Известно, что у субъектов МСП лимитами на размещение отходов являются те объемы, которые у них по факту образовались и были переданы на размещение в отчетном периоде.

Извлечение
из Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255; в ред. от 29.06.2018)

13. Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

Согласно п. 18 Правил плата за размещение отходов в соответствии с Отчетом МСП рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, равного 1.

В случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в Отчете МСП плата рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов, размещенных с превышением объема или массы отходов, указанных в Отчете МСП, равного 5 (п. 20 Правил).

Соответственно, если Отчет МСП не был подан в установленные законодательством сроки, плата за размещение отходов рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Если Отчет МСП был подан вовремя, а в Декларации лимиты не проставляются, необходимо воспользоваться кнопкой «Корректировка».

Для этого во вкладке «Расчеты/Декларации» в расчете за размещение отходов нажимаем на отход и выбираем «Редактировать» (рис. 6).

Появится форма, в которой находится кнопка «Корректировка» (рис. 7).

В случае если кнопка «Корректировка» неактивна, необходимо перейти во вкладку «Реестр» и поменять в поле «Размер и численность» категорию субъекта предпринимательства — с «Не установлено» на «МКП (микро предприятия)»/»МП (малое предприятие»/»СП (среднее предприятие)» (рис. 8).

После этого кнопка «Корректировка» в расчете платы за размещение отходов станет активной и можно будет внести основные изменения: в пустых полях «Остаток лимита на размещение» и «В пределах лимита» указываем фактический объем образованного отхода и нажимаем кнопку «Рассчитать» (рис. 9).

Отходы | 20.01.2020 | 11095

Необходимость регулярной выплаты экологических платежей в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (иначе – НВОС), оказываемое предприятиями в виде размещения вредных отходов, загрязняющих выбросов в атмосферу или стоков в водоемы, предусмотрена современным отечественным законодательством. Одним из наиболее удобных средств для расчета НВОС является специально разработанный Росприроднадзором программный продукт – модуль природопользователя. В настоящее время его использует достаточно большое количество предприятий и ИП, которые являются плательщиками экологического сбора.

НВОС в модуле природопользователя – описание программы

Модуль природопользователя, при помощи которого можно достаточно просто произвести расчет НВОС, расположен в свободном доступе на официальном сайте Росприроднадзора.

Сервисная программа обладает целым рядом несомненных достоинств. Наиболее важными из них являются следующие:

  • возможность выполнения не только расчета НВОС, но и подготовки всей необходимой отчетности, связанной с природоохранным законодательством. Особо следует отметить тот факт, что сервисный продукт разработан государственной структурой. Это означает, что данные, подготовленные с его использованием, без проблем будут приняты в качестве отчета при соблюдении правил заполнения;
  • оперативный учет всех вносимых в законодательство изменений. Природоохранные законы достаточно часто меняются, что приводит к последующим внесениям корректировок как в выполнение расчетов размера НВОС, так и предоставления отчетности и оплаты экологического сбора. Поэтому крайне важным является оперативный учет всех новшеств и отражение его в подаваемых расчетах и декларациях;
  • постоянное совершенствование программы с точки зрения удобства и скорости работы. По отзывам практикующих специалистов, выполнение расчета НВОС и подготовка отчетности при помощи модуля природопользователя не представляют никакой сложности даже для неопытных пользователей и отнимают немного времени;
  • удобство подачи отчетности, которую можно произвести непосредственно на веб-портале Росприраднадзора. Для этого достаточно получить в любом аккредитованном центре электронную подпись.

Все перечисленные выше достоинства во многом объясняют, почему модуль природопользователя является наиболее популярным и востребованным программным продуктом, используемым для расчета платы за НВОС, среди множества разработанных и представленных на рынке.

Расчет НВОС в модуле природопользователя – основные правила при заполнении

Одним из главных достоинств модуля природопользователя при расчете размера платы за НВОС является простота применения. После установки программы достаточно правильно и грамотно заполнить все представленные пользователю вкладки. Для удобства они выделяются при помощи голубого подсвечивания.

Сначала в поле «Реестр» следует внести всю запрашиваемую информацию о самом плательщике, а именно: наименование (полное и краткое), ИНН и домашний или юридический адрес (в зависимости от правовой формы природопользователя – ИП или юридическое лицо), коды ОКВЭД. В случае если речь идет о размещении отходов на полигоне, свалке или передачи их на переработку, необходимо добавление еще одного плательщика, то есть предприятия, принимающего отходы. По нему также требуется указание всех перечисленных выше реквизитов.

Затем заполняется вкладка о загрязняющих веществах. В ней модулем природопользователя для расчета размера платы за НВОС запрашивается информация:

  • перечень загрязняющих веществ (с указанием кода ФККО при его наличии);
  • информация о загрязняющих веществах, имеющаяся в разрешительных документах (разрешения на сброс и выброс, а также лимиты, предусмотренные для размещения отходов).

При наличии нескольких веществ программа позволяет легко добавить необходимое количество строк в таблицу, использовав для этого стандартные инструменты ведения таблиц.

Далее заполняются данные, касающиеся производственной площадки, конкретного водовыпуска или полигона, где размещаются отходы. При их отсутствии необходимо перейти сразу к следующей вкладке. При наличии требуется указать запрашиваемую информацию, включая ОКАТО.

Завершающим этапом заполнения исходных данных является вкладка «Разрешения». Очевидно, что в ней требуется указать всю необходимую информацию об имеющихся разрешениях на сброс и выброс, а также лимитах, предусмотренных для размещения отходов. Это не представляет особой сложности и требует простой внимательности.

Расчет платы за НВОС в модуле природопользователя – формирование и подача отчетности

После введения всей необходимой информации следует просто нажать кнопку «Расчет платы», предварительно указав отчетный календарный период. Таким образом, будет получен расчет размера платы за НВОС при помощи модуля природопользователя. Необходимо отметить, что при наличии нескольких видов деятельности (передвижной транспорт, сбросы и выбросы, размещение отходов), оказывающих негативное воздействие, необходимо выполнить расчет по каждому из них в соответствующей вкладке. Принципы заполнения аналогичны описанным выше.

Для подачи отчетности в Росприроднадзор достаточно перейти на вкладку «Выгрузки», затем последовательно нажать на иконки «Расчет закрыт» и «Выгрузить в Росприродандзор». После этого необходимо указать отчетный период и отправить данные Также обычным путем с использованием стандартных механизмов exel формируется сохранение полученного расчета платы за НВОС с использованием модуля природопользователя в виде файла или распечатка в бумажном виде.

Расчет величины платы за НВОС в модуле природопользователя заслуженно является одним из наиболее распространенных способов формирования необходимой отчетности. Причинами этого являются простота и удобство работы, а также оперативный учет всех вносимых законодателями изменений.

Вопрос: У нас имеются 3 объекта без категории ( 2 из них строящиеся объекты и 1 офис) и 1 объект (производство) ставится на учет и скорее всего будет присвоена III категория. Для формирования бюджета на 2020 год решила примерно подсчитать сумму платы за НВОС и возникли вопросы:
Если до конца 2019 года объект поставим на учет и присвоим III категорию, то необходимо будет сдать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля только по Производству? Для безкатегорийных объектов данные отчеты не требуются?
Так как разработка ПНООЛР не требуется для III категории и соотвественно лимитов нет, то расчет платы НВОС будет производиться как в пределах лимитов на размещение при условии своевременного предоставления отчета по отходам. Но как правильно внести данные в модуль природопользователя, ведь там указывается информация о лимитах на размещение, которых у нас нет или информация об отчете МСП, которого у нас так же нет (мы крупное предприятие)? Если просто вносить данные по количеству образовавшихся отходов он автоматически выдает сверхлимит и пятикратный коэффициент.
Аналогичный вопрос возникает для беcкатегорийных объектов. По ним необходимо формировать отчет 2-ТП, расчет платы НВОС . Так как лимиты отсутствуют все отходы показываются в модуле природопользователя как сверхлимит. .
Подскажите как верно рассчитать плату за НВОС и правильно сформировать отчет с модуле природопользователя.
А еще проблема с «Модулем природопользователя», в последней версии 5.4.0.от 15.04.2019 ставка платы 1 рубль/тонны за размещение отходов. Есть ли информация когда исправят ставку платы?
Прим. редакции: орфография и пунктуация автора сохранены.
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Ответ:
1. «Если до конца 2019 года объект поставим на учет и присвоим III категорию, то необходимо будет сдать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов и отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля только по Производству?» Да, данные отчеты необходимо подавать только для Производства (объект III категории). Основание п.5, п.7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 26.07.2019), п.2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(ред. от 27.12.2018).
2. «Для безкатегорийных объектов данные отчеты не требуются?» Не требуются, см. также Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525 «О рассмотрении обращения».
3. «Как внести данные в модуль природопользователя для расчета платы за размещение отходов?» Текущая версия МПП 5.4.0 от 15.04.2019, в данной версии не возможно корректно посчитать плату за 2019 год, т.к. она не учитывает ни изменения в части нормирования, ни новый коэффициент. Могу предложить такой вариант делаете как за 2018 год, указываете, что Вы МСП (нужно поставить соответствующую галочку в карточке природопользователя, и считаете плату, выгружаете потом форму в exel и правите ее вручную, не забыв добавить соответствующий коэффициент к ставкам платы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 в 2019 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04.
4. По расчету платы для объектов без категории, если не боитесь защищать свои интересы в суде, то можете по ним вообще плату не считать и не вносить, даже за не ТКО отходы. Так для объектов без категории порядок расчета платы по факту на текущий момент отсутствует, с учетом положительной судебной практики (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 N 01АП-7017/2018 по делу N А38-2502/2018 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.03.2019 N Ф01-638/2019 данное постановление оставлено без изменения), Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 N 12АП-5839/2019 по делу N А12-35313/2018) если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по внесению платы за такую деятельность (негативное воздействие на окружающую среду) у них отсутствует, т.к. предоставление льготы владельцам объектов IV категории, наносящим окружающей среде минимальный вред, предполагает освобождение от каких-либо платежей и владельцев объектов, не наносящим вред окружающей среде. При этом нужно получить письмо от уполномоченного органа, что объект не может быть поставлен на государственный учет, т.к. не является объектом негативного воздействия.
Если есть желание рассчитать плату, то оформляете расчет по тому же принципу, что и для ОНВ III категории, описанному выше, только здесь в любом случае за размещение отходов придется платить сверхлимитно, с повышающим коэффициентом.
5. Что касается обновления Модуля Природопользователя, то ждем, пока достоверной информации на этот счет нет, но Вы можете рассмотреть другие сервисы,для формирования и направления 2 ТП «отходы», декларации о плате за негативное воздействие, например, предлагаемый https://onlineecology.com/.
Прим. редакция: орфография и пунктуация автора сохранены.