Заполнение уведомления о контролируемых сделках

Заполнение уведомления начинают с добавления сделки в разделе «Список сделок» и далее по порядку заполняют все необходимые разделы.

Строки «ИНН» и «КПП» в каждом разделе уведомления указываются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС».

Порядковый номер страницы и дата заполнения расчета отражаются автоматически.

  • Титульный лист
  • Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)
  • Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)
  • Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
  • Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Содержание

Титульный лист

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. Он выбирается из справочника.

В поле «Отчетный год» автоматически указывается календарный год, за который представляется уведомление.

В поле «по месту учета (код)» выбирается код места представления уведомления налогоплательщиком из соответствующего справочника. Так, крупнейшие налогоплательщики выбирают код «213», российские организации, не являющиеся крупнейшими – «214», ИП – «120» и т.д.

В поле «Код ОКАТО» указывается ОКТМО муниципального образования. Данный код выбирается из соответствующего классификатора. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»).

При заполнении поля «налогоплательщик» отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица.

В поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» выбирается соответствующий код из классификатора. Данные коды определяются организациями и ИП самостоятельно и содержатся в выписках из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Внимание! Поля «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации» заполняют только те организации, которые в налоговом периоде реорганизуются или ликвидируются.

В полях «Номер контактного телефона» и «E-mail» отражаются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика или его представителя.

При заполнении поля «Данное уведомление составлено на ____ страницах» отражается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении состава отчета (добавлении/удалении разделов).

В поле «с приложением копии документа на ___ листах» отражается количество листов копии документа, подтверждающего полномочия представителя (например, копия доверенности).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

1 — если документ представлен налогоплательщиком,

2 — если документ подается представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе, в поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю» автоматически указывается дата.

Внимание! Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля титульного листа заполняются автоматически.

Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)

Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок.

Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

  • в п. 1 выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
  • в полях 121-124 (п. 2) отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
  • в полях 131-135 (п. 3) отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

Внимание! Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-135 не допускается.

В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

  • в п. 1 проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
    Внимание! Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается;
  • при заполнении п. 2 и 2.1 из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
  • в п. 3 делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
  • в п. 3.1 отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 4 выбирается код определения цены сделки, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
  • если в п. 4 выбран код, то в п. 4.1 указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 5 выбирается код метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
  • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в п. 5 указан код «06»), то в п. 5.1 отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в полях 251-259 (п. 6) проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
  • в п. 7 отражается общее число участников контролируемой сделки;
  • в п. 7.1 отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…»:

  • в п. 1 указывается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
    Внимание! Сумма дохода в п. 1 указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • в п. 1.1 отражается сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
  • в п. 2 указывается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
    Внимание! Сумма расходов в п. 2 указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • в п. 2.1 отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)

Раздел 1Б заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая заполняется отдельный раздел 1Б.

Чтобы сформировать раздел 1Б, необходимо перейти в раздел «Предметы сделки» главного меню.

В поле «Тип предмета сделки» выбирается соответствующий предмет: товар, услуга (работа) или прочее.

Чтобы заполнить сведения в разделе 1Б, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные.

По строке 030 указывается название предмета сделки согласно первичным документам.

В строке 040 из справочника выбирается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

Внимание! Строка 040 заполняется только при совершении внешнеторговых сделок.

В строке 043 отражается код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Внимание! Строка 043 заполняется только при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.

Внимание! Строки 040 и 043 заполняются только в случае, если предметом сделки является товар.

В строке 045 из классификатора видов экономической деятельности выбирается код вида деятельности, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность в результате сделки.

Внимание! Строка 045 не заполняется, если предметом сделки является товар.

По строке 050 указываются порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, и сведения об этом участнике сделки (наименование, ИНН и КПП и др.).

Внимание! Сведения о контрагенте, отраженные по строке 050, должны соответствовать сведениям, указанным в разделе 2 (если участник сделки – организация) или разделе 3 (если участник сделки – физическое лицо).

В строках 060 и 065 указываются номер и дата договора, которым оформлена сделка.

В строке 070 из классификатора стран мира выбирается код страны происхождения предмета сделки.

Внимание! Строка 070 не заполняется, если предметом сделки являются работы или услуги.

В строке 080 указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте, из которого начинается транспортировка товара для исполнения контролируемой сделки.

Внимание! Строка 080 заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

В строке 090 указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте совершения сделки.

По строке 100 отражается код условия поставки, который должен соответствовать условиям договора.

Внимание! Строка 100 заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

В строке 110 из классификатора выбирается код единицы измерения предмета сделки.

По строке 120 отражается количество предметов сделки.

По строке 130 отражается цена за единицу предмета сделки, указанная в первичных документах.

В строке 140 указывается стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами.

По строке 150 отражается дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями.

Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники — организации» главного меню.

Внимание! Раздел 2 заполняется автоматически на основе сведений, указанных по строке 050 раздела 1Б.

Чтобы добавить новую организацию в разделе 2, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные.

В п. 1 выбрать признак организации: российская или иностранная.

Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Раздел 3 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в т.ч. предпринимателями, адвокатами, нотариусами.

Чтобы сформировать раздел 3, необходимо перейти в раздел «Участники – физические лица» главного меню.

Внимание! Раздел 3 заполняется автоматически на основе сведений, указанных по строке 050 раздела 1Б.

Чтобы добавить физическое лицо в раздел 3, необходимо кликнуть по строке «Новая запись» и в открывшемся окне ввести данные:

  • код вида деятельности физического лица, который выбирается из перечня;
  • ИНН физического лица, в т.ч. ИП и ФИО.

Внимание! В случае, если физическое лицо не имеет ИНН либо является нерезидентом РФ, то дополнительно в отношении этого лица указываются следующие данные: дата и место рождения, наличие гражданства, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания в РФ.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2019

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2019 года в 2020 году. Эти же критерии будут действовать для сделок, совершенных в 2020 году.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб.
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ)
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц

Сделки с посредниками, которые:

  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина
Один из участников сделки не является налоговым резидентом Сделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ) Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2019 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2019 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2019 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2020. Направьте его в налоговый орган по месту своего нахождения.

Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.

Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков

А. А. Сурков

Журнал «Налоговая проверка» № 2/2016

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.

В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

Налогоплательщики, совершающие в календарном году контролируемые сделки, обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

  • по утвержденной форме на бумажном носителе;
  • по установленным форматам в электронном виде.

Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Размышления на тему

На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом, когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта, то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – налоговая инспекция по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

На примере конкретной ситуации

Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление.

16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).

2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

Позиция арбитров

О моменте обнаружения недостоверных сведений

Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

  • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
  • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Поэтому моментом, когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

О полномочиях территориальных налоговиков

Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налоговый контроль налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

* * *

Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

  • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
  • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.

В частности, такие разъяснения приведены Минфином в Письме от 22.05.2015 № 03-01-18/29892.

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Однотипные сделки: каковы их критерии

Итоги

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

В 2020 году 20 мая выпадает на рабочую среду, а значит переносов не будет и отчитаться нужно точно в срок.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

ВНИМАНИЕ! В 2020 году за 2019-й уведомление подается на новом бланке, в редакции приказа ФНС России от 26.07.2019 №ММВ-7-13/380@. Изменения в новой форме технические. Они учитывают прошлогодние поправки о контролируемых сделках (были скорректированы признаки, по которым сделки относят к контролируемым, также под контроль цен стало подпадать меньше сделок).

Скачать бланк уведомления можно по ссылке ниже.

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ (ред. от 26.07.2019) «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2018 N 51864)

Уведомления в ред. Приказа ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@ представляются в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после 26.11.2019.

  • Приказ
  • Приложение N 1. Уведомление о контролируемых сделках (Форма по КНД 1110025)
    • Сведения о налогоплательщике — физическом лице
    • Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)
    • Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)
    • Раздел 2. Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
    • Раздел 3. Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)
  • Приложение N 2. Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме
    • I. Общие сведения
    • II. Описание файла обмена
      • Файл обмена (Файл) (Таблица 4.1)
      • Состав и структура документа (Документ) (Таблица 4.2)
      • Сведения о налогоплательщике (СвНП) (Таблица 4.3)
      • Налогоплательщик — организация (НПЮЛ) (Таблица 4.4)
      • Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации (СвРеоргЮЛ) (Таблица 4.5)
      • Налогоплательщик — физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) (НПФЛ) (Таблица 4.6)
      • Сведения о налогоплательщике — физическом лице (СвФЛ) (Таблица 4.7)
      • Лицо, подписавшее документ (Подписант) (Таблица 4.8)
      • Сведения о представителе налогоплательщика (СвПред) (Таблица 4.9)
      • Уведомление о контролируемых сделках (УвКонтрСд) (Таблица 4.10)
      • Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) (СвКонтрСд) (Таблица 4.11)
      • Основания для контроля сделки (группы однородных сделок) в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (ОснКонтрСд) (Таблица 4.12)
      • Основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (Осн105.14) (Таблица 4.13)
      • Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (ОснРФ105.14) (Таблица 4.14)
      • Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) (КонтрСд) (Таблица 4.15)
      • Код источника информации, используемой налогоплательщиком (КодИстИнф) (Таблица 4.16)
      • Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) (ДохРасхСд) (Таблица 4.17)
      • Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) (СвПредмСдН) (Таблица 4.18)
      • Перечень предметов сделки (группы однородных сделок) (ПерПредСд) (Таблица 4.19)
      • Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) (СвОргУчаст) (Таблица 4.20)
      • Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) (СвФЛУчаст) (Таблица 4.21)
      • Сведения о налогоплательщике — физическом лице (СвФЛ) (Таблица 4.22)
      • Сведения о документе, удостоверяющем личность (УдЛичнФЛТип) (Таблица 4.23)
      • Место отправки (доставки) товара, совершения сделки (МестоТип) (Таблица 4.24)
      • Адрес за пределами территории Российской Федерации (АдрИнТип) (Таблица 4.25)
      • Фамилия, имя, отчество (ФИОТип) (Таблица 4.26)
  • Приложение N 3. Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках
    • I. Общие положения
    • II. Общие требования к заполнению формы Уведомления
    • III. Состав Уведомления о контролируемых сделках
    • IV. Заполнение титульного листа Уведомления
    • V. Заполнение страницы «Сведения о налогоплательщике — физическом лице» Уведомления
    • VI. Заполнение Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»
    • VII. Заполнение Раздела 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»
    • VIII. Заполнение Раздела 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»
    • IX. Заполнение Раздела 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»
    • Приложение N 1
      • Коды, определяющие способ представления уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган
      • Код, определяющий место представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках
      • Коды форм реорганизации и код ликвидации организации
      • Код основания отнесения сделки к контролируемой
      • Коды наименования сделки
      • Коды стороны сделки
      • Код основания признания цены сделки рыночной
      • Коды методов ценообразования
      • Код источника информации, используемого налогоплательщиком
      • Код вида деятельности физического лица
      • Код условий поставки
    • Приложение N 2. Справочник «Коды субъектов Российской Федерации»
    • Приложение N 3. Коды видов документов, удостоверяющих личность физического лица
  • Приложение N 4. Порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме

Открыть полный текст документа