Затраты на транспортировку грузов

Как проводится расчет затрат на перевозку грузов

Себестоимость перевозки грузов рассчитывается с учетом положений, озвученных в инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, утвержденной Минтрансом 29 августа 1995 г. Законодатель в инструкции определил перечень учитываемых в бухгалтерии затрат на транспортировку. К ним относятся трудовые и материальные траты, расходы на обеспечение воспроизводства основных средств, охрану окружающей среды и имущественных активов, уплату обязательных платежей и счетов контрагентов.

Порядок расчета затрат на перевозку груза

В калькуляции затраты на перевозку грузов детализируются по таким группам:

  1. Расходы, которые напрямую связаны с процессом перевозки: оформление страхового полиса, поддержание технической исправности транспортного средства, соответствие утвержденному уровню качества услуги, затраты на выполнение требования сохранности перевозимых ценностей и следования по маршруту в соответствии с утвержденным графиком.
  2. Плата за пользование природными ресурсами (если такой факт имеет место).
  3. Расходные операции, связанные с вводом в эксплуатацию нового транспортного средства для перевозок (регистрация, обкатка, регулировка систем автомобиля).
  4. ВАЖНО! Если в процессе подготовки транспортного средства к вводу в эксплуатацию были выявлены дефекты заводской сборки или обработки материалов, недочеты устраняются за счет фирмы-изготовителя.

  5. Модернизация транспортных средств, разработка новых маршрутов доставки грузов. Расходы на повышение класса транспортно-экспедиционного обслуживания списываются на прибыль предприятия и не включаются в стоимость услуги.
  6. Расходы, направленные на обслуживание процесса доставки грузов в пункт назначения (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, инструменты, проведение экспертиз).
  7. Затраты по поддержанию транспортных средств в надлежащем техническом состоянии и соблюдению норм санитарно-гигиенических стандартов (диагностика с техосмотром, мойка, текущий и капитальный ремонт, создание особых температурных условий для отдельных категорий грузов).
  8. Траты перевозчика, связанные с оплатой труда задействованных в доставке работников.
  9. Оплата медосмотров и предрейсовых инструктажей.
  10. Затраты, относимые на организацию управления процессом перевозки.
  11. Подготовка кадров и регулярное прохождение занятыми на предприятии сотрудниками курсов переподготовки, повышения квалификации.
  12. Оплата кредитных процентов в пользу банковских учреждений за взятые на заемные средства транспортные средства и оборудование для доставки грузов.
  13. Отчисления амортизационного типа.
  14. Арендные платежи.
  15. Оплата налогов, сборов и взносов в государственные органы.
  16. Суммы таможенных пошлин.

Расчет цены услуг по перевозке ценностей должен основываться на размере себестоимости. Калькуляция производится с учетом особенностей эксплуатации транспортных средств, которые имеются на предприятии. Цены на топливо закладываются текущие, расстояние просчитывается с максимальной точностью. К полученному расчетному показателю себестоимости прибавляется желаемый уровень рентабельности. Это будет цена перевозки для контрагентов, рассчитанная за каждый километр движения.

Бухгалтерский и налоговый учет затрат на перевозку

Расходы на доставку материальных ценностей могут учитываться по двум схемам:

  • перевозка осуществлялась собственными силами;
  • услуга была оказана третьими лицами на договорных основаниях за фиксированную плату.

При наличии у компании собственных транспортных средств, которые можно задействовать в перевозке грузов, организация учитывает их по одной из методик:

  • в случае с большим автопарком создается отдельное подразделение;
  • в ситуациях с небольшим числом транспортных средств отдельная служба не выделяется в структуре предприятия, учет ведется по каждой машине.

В первом варианте в бухгалтерском учете затраты будут относиться на счет 23, предназначенный для расходов вспомогательных производств. При отсутствии отдельного транспортного отделения бухгалтерия применяет счет 26, введя к нему субсчет для автотранспорта. В последнем случае затраты будут относиться к общехозяйственному типу.

На указанные счета списываются расходы на:

  • топливо, масла;
  • амортизационные отчисления;
  • прохождение техосмотра;
  • проведение ремонта;
  • выплачиваемую водителям зарплату с начислениями взносов на нее;
  • оплату труда персонала, задействованного в обслуживании транспортного средства (механики, диагностики, электрики, бухгалтер, экономист).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Транспортные расходы должны выделяться в бухгалтерском учете в отдельную статью затрат и накапливаться обособленно от других расходных оборотов. Такая норма необходима для сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета и создания основы для ведения управленческого учета.

Используемый в учете счет для аккумулирования затрат на транспортировку надо утвердить в локальном акте предприятия – учетной политике. Такие расходы носят характер косвенных затрат. Их распределяют по видам изготавливаемой продукции или на их сумму уменьшают выручку от продаж в текущем периоде напрямую.

Порядок признания и отражения в налоговом учете транспортных затрат регламентируется положениями ст. 254 НК РФ. Расходы принимаются в учете в текущем периоде. По материальным ценностям, которые перевозятся внутри предприятия и были приобретены у сторонних организаций, расходы на доставку включаются в стоимость запасов.

Требования к документальному подтверждению операций по доставке грузов оговариваются п. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. и НК РФ в п. 1 ст. 252. Для фиксации уровня расходов на топливо для задействованных в перевозках транспортных средств используется бланк путевого листа. При перевозке ценностей оформляют ТТН или заполняют транспортную накладную.

Затраты на перевозку сторонними организациями

При отсутствии необходимости или возможности создания собственного автопарка для перевозок допускается заказ услуг у сторонних предприятий на основе заключенного договора. Расходы в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов 60 и 20. Счет 60 кредитуется и означает возникновение задолженности перед контрагентом, который доставил грузы. Счет 20 отвечает за отнесение стоимости услуги на расходы основного производства. Вместо 20 счета могут быть задействованы счета 25, 26, 15, 16. На выбор счета влияет специфика деятельности организации и положений учетной политики.

В налоговом учете расходы на доставку груза третьими лицами относятся к материальным затратам и носят производственный характер. Алгоритм признания их в учете должен прописываться в учетной политике. В этом локальном акте предприятия устанавливают дату возникновения расходов по одному из критериев:

  • день окончательного расчета за услугу, который обозначается в подписанном между компанией и транспортной организацией договоре;
  • дата, когда заказчику услуг были предъявлены документы для проведения расчетов;
  • последний день налогового периода, являющегося отчетным.

Комплект документации будет состоять из соглашения с контрагентом на перевозку груза и бланков, подтверждающих факт реализации услуги. Норма регламентируется Правилами перевозки, утвержденными правительственным постановлением под №272 от 15 апреля 2011 г. Обязательным элементом будет оформление транспортной накладной. Бланк заполняется лицом, выступающим в качестве грузоотправителя. Документ составляется в трех экземплярах.

ЗАПОМНИТЕ! На грузы, перевозимые одним транспортным средством, может быть подготовлена одна транспортная накладная. Если партию грузов распределили между двумя и более автомобилями, то оформлять надо накладные по каждому транспортному средству.

Устав автомобильного транспорта, утвержденный законом от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, предписывает перевозчикам не принимать ценности, которые необходимо перевезти, без оформленной и подписанной транспортной накладной (п. 3 ст. 8). Письмо от 11.11.2011 №03-03-06/1/744 дает пояснения к набору документации, формируемому при заказе услуги перевозки грузов у третьих лиц. К договору и транспортной накладной рекомендовано прикладывать товарно-транспортную накладную. Она составляется в 4 экземплярах. Четвертый бланк нужен для того, чтобы он был возвращен грузоотправителю после произведенной доставки. Этот документ должен служить основанием для учета транспортных услуг и проведения расчетов за них.

ЗАТРАТЫ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

— расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

— расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

— оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

— оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

— оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

— оплата страхования груза при доставке;

— оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

— расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

— расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

— расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок приведены на рисунке:

Основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок

Основные направления снижения затрат на перевозки:

— снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;

— снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

— снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

— повышение производительности труда. Затраты по завозу продукции включают:

— оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

— сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);

— оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

— затраты на содержание собственного транспорта. Затраты по отправке продукции включают:

— расходы по оборудованию транспортных средств;

— расходы по переадресовке грузов;

— сборы транспортных организаций;

— расходы по оплате счетов сторонних организаций;

— расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок — выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются: по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 тонно-километр; по перевозкам на автомобилях, работающих но часовому тарифу, — 1 автомобиле-чае.

Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на:

— погрузку-разгрузку;

— транспортирование;

— ремонт и содержание автомобильных дорог;

— организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

— складское хранение груза;

— подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ. Тарифный индекс — индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на

перевозки определенной совокупности грузов. Определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине доходов, которую могло бы получить транспортное предприятие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 610;

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк по форме № 1-Т, который утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

📌 Реклама Отключить

Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Данные этого раздела служат основанием для списания товаров у продавца и оприходования их у покупателя (грузополучателя). Транспортный раздел заполняют продавец и водитель. На основании данных этого раздела автоперевозчик и продавец рассчитываются между собой. Товарно-транспортную накладную нужно составлять для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозят несколько грузов в адрес разных покупателей, то накладную необходимо оформить для каждого отдельно.

За перевозку грузов взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 796 ГК РФ ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу товара за весь период поездки и до выдачи его грузополучателю с момента принятия груза и всех документов возлагается на перевозчика.

📌 Реклама Отключить

На практике применяются различные варианты транспортных перевозок, рассмотрим некоторые из них с точки зрения поставщика и покупателя.

Покупатель заключает договор перевозки с транспортной организацией

У транспортной организации данный договор представляет собой договор оказания услуг по основной деятельности с отражением всех доходов на счете 90 «Продажи».

У покупателя услуг расходы на доставку отражаются в зависимости от принятой учетной политики. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н (далее — Методические указания), предусмотрены три варианта учета транспортных расходов при приобретении МПЗ:

  • отнесение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме МПЗ, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Если удельный вес транспортных расходов составляет не более 10% к учетной стоимости МПЗ, их можно списать непосредственно на счета расходов (п. 88 Методических указаний). 📌 Реклама Отключить

Для целей налогового учета расходы на доставку товаров до склада относятся к прямым расходам, подлежащим распределению на остаток не реализованного на конец отчетного периода остатка товаров (ст. 320 НК РФ). Что касается прочих материалов, то сумма транспортных расходов подлежит включению в их первоначальную стоимость (п. 2 ст. 254 НК РФ).

В случае когда объектом доставки являются основные средства, расходы на доставку подлежат включению в их первоначальную стоимость (п. 12 ПБУ 6/01). Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 257 НК РФ и для целей налогового учета.

Доставку товара осуществляет поставщик

Если обязанность по доставке товара лежит на поставщике, то в такой ситуации условия доставки и вид транспорта, которым она будет осуществляться, поставщик вправе определить самостоятельно. Вместе с тем стороны могут обговорить это в договоре поставки. При этом данные условия становятся для поставщика обязательными (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Перевозки грузов автомобильным (грузоподъемностью свыше 3,5 т), железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом подлежат лицензированию. Это предусмотрено Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако в Законе есть исключение из общего правила, в соответствии с которым не требуется лицензия для перевозки грузов автомобильным транспортом для собственных нужд организации. Является ли у поставщика доставка груза по договору поставки перевозкой для собственных нужд? Скорее всего, нет, так как груз доставляется покупателю. Поэтому, обговаривая доставку товара, следует запросить у поставщика лицензию.

Стороны могут отразить стоимость доставки двумя способами:

  • включить в цену товара. В этом случае стоимость доставки учитывается в составе выручки от реализации товара;
  • отразить ее сверх цены товара. При таком варианте поставщик должен в бухгалтерском и налоговом учете отразить выручку от оказания транспортных услуг. Причем расходы, связанные с доставкой товара, являются для поставщика косвенными, а не прямыми, как у покупателя.

У покупателя порядок учета транспортных расходов будет такой же, как и в случае заключения договора с транспортной организацией. 📌 Реклама Отключить

Доставку товара осуществляет сторонняя организация по договору с поставщиком

Часто в договорах поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, но за счет покупателя. Как правило, под этой формулировкой понимается следующее: поставщик заключает договор перевозки с транспортной организацией и перевыставляет счета за оказанные услуги покупателю.

Поскольку в данной ситуации поставщик действует в интересах другого лица, то некоторые специалисты рассматривают такую услугу, как услугу экспедитора (т.е. как посредническую деятельность). Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.

Другая точка зрения нашла свое отражение в письме Минфина России от 10.03.05 г. № 03-03-01-04/1/103. Согласно письму, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Что касается налогового учета, в случае когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза будет являться расходом, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций. При превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю возникает налоговая база по налогу на прибыль.

📌 Реклама Отключить

Покупатель доставляет свой товар

В данной ситуации лицензия покупателю не требуется, поскольку перевозка осуществляется для собственных нужд.

Все расходы по доставке товара подлежат учету, так же как и в предыдущих вариантах, в зависимости от выбранной учетной политики. Однако вести учет будет несколько труднее из-за более сложного документооборота. Вместо одного документа транспортной организации потребуются: транспортный документ, путевые листы (для обоснованного списания топлива), первичные документы по учету самого топлива и т.д. При соответствии расходов условиям ст. 252 НК РФ они учитываются для целей налогообложения прибыли.

На практике довольно часто возникают проблемы с определением налоговой базы по НДС при международных перевозках.

В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ до 1 января 2006 г. местом реализации услуг по перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом являлось место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги). По морским перевозкам местом реализации услуг признавалась Российская Федерация, если порт погрузки или порт назначения находились в России.

📌 Реклама Отключить

С 1 января 2006 г. порядок определения места реализации транспортных услуг уточнен. В соответствии с п. 4.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. Таким образом, для признания местом реализации услуг по международным перевозкам территорию России необходимо одновременное выполнение двух условий: услуги оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.

Автор — юрист ЗАО «Гориславцев и К.Аудит»