Заявление на розыск платежа

Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты жилищно-коммунальных услуг Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В начале марта жители Подмосковья и Химок сообщили о проблемах с Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ): из базы данных пропала информация о платежах за декабрь 2019-го — январь 2020 года. Горожан просили зайти в офисы ЕИРЦ по месту жительства для подачи заявления на розыск платежа. В связи этим многим из них могут прийти квитанции, включающие пропавшие платежи.

Срок по взысканию задолженности по ЖКУ составляет три года. В течение этого времени управляющая компания может потребовать подтвердить платежи, если, например, потеряны необходимые сведения. Однако, чтобы доказать осуществление платежа, необходимо предоставить платежное поручение с отметками банка либо чек. Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты ЖКУ.

Офлайн

Оплату услуг ЖКУ можно произвести в банке, через платежный терминал или онлайн. Если с оплатой в банке все понятно — сотрудник банка прикрепляет чек о проведении платежа, то по остальным способам могут возникнуть вопросы.

Внося оплату ЖКУ через платежные терминалы банков, плательщик получает чек. Однако такие чеки имеют свойство быстро выцветать, поэтому их лучше фотографировать или брать заверенную в банке ведомость платежей раз в полгода.

Онлайн

Все большее число людей переходят на оплату коммунальных услуг онлайн. Это быстрее, чем каждый месяц стоять в очереди в банке или искать банкомат ради проведения пары платежей. Все операции, выполненные онлайн через личные кабинеты банков, сохраняются в их базах. Поэтому получить доказательства оплаты будет не так сложно. В отделении банка вам обязаны выдать копию платежного поручения с печатью и подписью. Также можно сохранить на телефоне онлайн-чеки в отдельную папку.

Некоторые крупные банки предлагают услугу автоплатежа, и тогда плательщику не нужно лишний раз заходить в личный кабинет — платеж по выставленной квитанции выполнит сам банк, а пользователю придет напоминание. Плательщику остается проверять суммы начислений и списаний раз в квартал.

При оплате счетов за ЖКУ через сайт госуслуг и онлайн-банки информация о поступлении платежей не всегда синхронизируется. Так, москвичи могут обнаружить на mos.ru в разделе «долги по платежам» выставленные счета, которые числятся как неоплаченные. Не стоит спешить гасить эти «долги» — необходимо проверить, не были ли они оплачены ранее.

В любом случае, если вы платите через терминал или каким-то другим электронным способом, вводите свой номер телефона или адрес электронной почты, чтобы получить на них электронный чек об оплате. Данные о платежах, как правило, хранятся и в личном кабинете банка. Но все же стоит сохранять чеки на домашнем компьютере или в распечатанном виде на случай технических сбоев. Юридической силы эта бумага не имеет, но в ней есть реквизиты платежа и, предъявив распечатку в банке, можно будет получить документ уже с печатями о том, что платеж внесен вовремя. А раз в год старайтесь собирать подтверждения всех оплат и сверять их в МФЦ с данными, которые содержатся в системе.

Во время карантина

Из-за угрозы заражения коронавирусом столичные власти ввели режим всеобщей самоизоляции. В это время особенно актуальными становятся городские онлайн-сервисы, которые позволяют горожанам вовремя передавать показания счетчиков, не задерживать оплату комммуналки, а также решать другие бытовые вопросы.
Москвичи могут оплатить коммунальные услуги онлайн на портале mos.ru, через сервис «Мои платежи» или государственный портал gosuslugi.ru. Кроме того, можно скачать приложения для смартфона, с помощью которого отслеживаются начисления по коммуналке, подаются показания счетчиков, а также решения вопросов содержания подъездов и многоквартирных домов.

Каждый налогоплательщик может попасть в следующую ситуацию: он перечислил сумму налога в бюджет, но до налоговой инспекции деньги так и не дошли, и образовалась задолженность. Как следствие этого, сотрудники ИФНС обвинили налогоплательщика в несвоевременной уплате суммы налога, начислив пени и выставив требование. Можно ли в таком случае доказать свою правоту? Как разыскать платеж и погасить задолженность? Как написать письмо в налоговую о розыске платежа? Об этом далее.

Почему платеж потерялся?

Основные причины «потери» перечисленных в бюджет денег:

  • Налогоплательщик неверно указал один из реквизитов в платежном поручении.

  • Сотрудник банка допустил ошибку при обработке платежного поручения.

Далее приведем реквизиты платежного поручения, ошибки в которых приведут к тому, что перечисленные деньги «зависнут» в казначействе как невыясненные поступления:

  • наименование получателя;

  • ИНН и КПП инспекции;

  • счет УФК, наименование банка;

  • КБК;

  • код ОКТМО.

Когда можно уточнить ошибочно указанные реквизиты, а когда – нет?

При некоторых ошибках в платежном поручении перечисленные деньги дойдут до ИФНС и внебюджетных фондов, но они не смогут разнести их в карточку расчетов организации с бюджетом. Потребуется уточнение реквизитов. Уточнить можно следующие данные:

  • КБК;

  • ИНН и КПП получателя или отправителя;

  • ОКТМО;

  • назначение платежа;

  • статус налогоплательщика;

  • основание платежа;

  • налоговый период;

  • номер или дата документа-основания.

Совсем по-другому обстоят дела, если налогоплательщик неверно указал номер счета Федерального казначейства или название банка получателя. Ошибки в этих реквизитах ведут к непризнанию обязанности по уплате налога исполненной, поскольку деньги не попадают на необходимый счет (п. 4 ст. 45 НК РФ). Алгоритм действий налогоплательщика в таком случае будет следующим:

  • вновь перечислить платеж, но уже с правильными реквизитами;

  • уплатить начисленные пени;

  • подать в налоговую службу заявление о возврате (или зачете) денежных средств, уплаченных по неверным реквизитам.

Что следует предпринять налогоплательщику, если платеж потерялся?

Прежде всего нужно запросить сверку расчетов с бюджетом, например, в виде Справки о состоянии расчетов. Результаты сверки могут быть оформлены и актом, подписанным налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налоговой службы. Получение акта сверки расчетов позволит налогоплательщику оперативно реагировать на возникновение разногласий с ИФНС.

Затем необходимо как можно быстрее отправить письмо в налоговую о розыске платежа, образец которого приведен далее. К письму надо приложить документы, которые подтвердят факт осуществления платежа по налогу. Такими документами являются:

  • платежное поручение на уплату налога,

  • выписка из банка.

Если платежка была оформлена в бумажном виде – следует приложить экземпляр, имеющий отметку банка (штамп учреждения и подпись оператора, проводившего операцию). Если же платежное поручение оформлялось в электронной форме – к письму в ИФНС надо приложить его распечатку и уведомление банка о приеме платежки к исполнению (обязательно должна быть указана дата приема).

Как составить письмо в ИФНС

Письмо в налоговую о розыске платежа не имеет установленной законодательством формы. Чаще всего его составляют в произвольной форме на фирменном бланке или на обычном листе формата А4. Письмо должно содержать стандартные реквизиты деловой документации.

Структура документа следующая:

  • «Шапка». Здесь указывают название налоговой инспекции, ее адрес, также в «шапке» документа следует прописать наименование организации, отправившей письмо, ее юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН.

  • Основная часть. Здесь надо подробно изложить суть проблемы: когда именно платежное поручение было передано на исполнение и в какой форме. Также надо указать сумму платежа и реквизиты платежного поручения, которым перечислялся налог. После этого надо в вежливой форме обратиться с просьбой разыскать пропавший платеж.

  • В заключительной части указывают, какие документы приложены к письму в качестве подтверждения.

Документ должен подписать руководитель организации-отправителя. Также можно поставить печать юридического лица.

Особенности предоставления письма

Законодательство официально не регламентирует, каким именно способом письмо должно быть передано в ИФНС. Налогоплательщики имеют право предоставить документ следующими способами:

  • лично принести в налоговую инспекцию;

  • передать через представителя, предварительно оформив доверенность;

  • отправить по почте ценным письмом с описью вложения;

  • отправить по телекоммуникационным каналам связи, заверив документ электронной цифровой подписью.

Лучше всего предоставить письмо с прилагающимися документами непосредственно в налоговый орган, тогда на нем сразу будет поставлена отметка о принятии инспекцией.

Сотрудники налоговой инспекции в 30-дневный срок должны рассмотреть письмо и разыскать платеж. При необходимости будет проведена сверка расчетов с налогоплательщиком. Если налоговая служба примет положительное решение – платеж уточнят на дату фактической уплаты налога, а начисленные пени аннулируют.

Если ИФНС после получения всех необходимых документов признает обязанность по уплате налога неисполненной – налогоплательщик может попытаться обжаловать это решение сначала в вышестоящей налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде.